Все о кайласе. Гора Кайлас на Тибете: что от нас скрывают? Небольшое продолжение об открытии Николая Козырева и его машине времени

Идет набор в первую группу к Кайласу в 2020 году: кроме коры вокруг Кайласа вы увидите Северное Лицо Эвереста, красивейшие озера, Древнее Царство Гуге, долину Гаруды и редко посещаемые древние пещерные комплексы в Западном Тибете – Дунгкар и Пиянг. Маршрут . Заезд в Лхасу 26 апреля 2020 года. Уникальный тур на Кайлас кору с русским гидом! Присоединяйтесь!

Гора Кайлаc (Кайлаш) - Драгоценность Снегов, центр мироздания, обитель Шивы и Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Существует поверье, что если обойти священную гору 108 раз, сможешь достичь просветления.

Кайлас притягивал аскетов, йогов и паломников на протяжении многих веков. В наше время все больше и больше людей интересуются путешестием к этой вершине. И дело не только в необычной четырехгранной форме горы, напоминающей искусственно построенную пирамиду, а скорее в том, что Кайлас является святыней для миллионов представителей четырех религий: индуистов, джайнов, буддистов и бонпо. Ежегодно тысячи паломников совершают священный обход вокруг Кайласа, вознося молитвы и выполняя религиозные практики.

География

Гора Кайлас находится в тибетской провинции Нгари в Западном Тибете, Тибетский Автономный Район, Китай. Кайлас – один из пиков в горной системы Гандисы (冈底斯山脉pinyin: gangdisi shanmai), располагающейся на юге Тибетского Нагорья и идущей почти параллельно Гималаям.

Кайлас является самым высоким горным пиком в своём районе (6714 метров / по другим источникам 6638 метров), который также внешне отличается от соседних гор своей четырёхгранной пирамидальной формой, ориентированной по четырем сторонам света. В районе Кайласа берут начало и растекаются по сторонам света четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Брахмапутра на востоке, Инд на севере, Сатледж на западе, и Карнали (приток реки Ганга) на юге.

Название

Кайлас известен под многими названиями. Самое распространенное в русском языке название Кайлас – это название священной горы на санскрите. Также довольно часто встречается написание Кайлаш .

Так как же правильно: Кайлас или Кайлаш? - верны оба варианта, так как в древнеиндийских текстах встречаются оба написания – как со звуком «с» на конце, так и со звуком «ш»:

  • कैलाश Kailāśa (“Кайлаша”) и केलास Kailāsa (“Кайласа”). Следует заметить, что современная Индия сейчас говорит «Кайлаш», в то время как «Кайлас», возможно, более аутентичное название, ибо такое написание встречается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».
  • В Тибете самое популярное название вершины – это Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ wylie: gangs rinpoche), что в переводе означает «Снежная Драгоценность» или «Драгоценная Снежная Вершина». В классических текстах вершина называется Канг Тисе (གངས་ཏི་སེ wylie: gangs tise) или просто Тисе (ཏི་སེ wylie: tise).
  • Последователи добуддийской религии Тибета бон называют эту священную гору Юндрунг Гуцек (གཡུང་དྲུང་དགུ་བརྩེགས wylie: gyung drung dgu brtsegs), что в переводе означает «Девятиэтажная Гора Свастики».
  • В английском языке самое распространенное название вершины – это Kailash , происходящее из санскрита.
  • Китайские названия Кайласа произошли от тибетских: Ган Жэньбоци (冈仁波齐 pinyin: gang renboqi) от тибетского названия Канг Ринпоче и Гандисышань (冈底斯山 pinyin: gangdisi shan) от тибетского Канг Тисе. Также в народе Кайлаш на китайском называют просто «священной вершиной» – Шэньшань (神山 pinyin: shenshan).

Кайлас в мировых религиях

Гора Кайлас является священной для представителей четырех религий: буддизм, бон, индуизм и джайнизм. Для буддистов Кайлас – обитель Будды Шакьямуни в гневной форме. Для индуистов – обитель Шивы, бога-разрушителя иллюзий. Для джайнов Кайлас священен, как место, где их первый святой Адинатха достиг просветления. Последователи религии бон веруют, что отсюда основатель религии Тонпа Шенраб Мивоче спустился с небес на землю.

Несмотря на то, что у верующих этих четырех религий различаются интерпретации значимости Кайласа, все они считают эту вершину – самым священным местом, «сердцем мира», осью мироздания (лат. axis mundi), связывающую небеса и землю, посредством которой практик может связаться с высшими силами.

Кайлас в Буддизме

Для тибетских буддистов Кайлас является обителью Будды Шакьямуни в форме гневного божества Корло Демчок (འཁོར་ལོ་བདེ་མཆོག་ wylie: ‘khorlo bde mchog) или Чакрасамвара на санскрите. Демчок изображается в соединении с духовной супругой Дордже Пакмо (རྡོ་རྗེ་ཕག་མོ wylie: rdo rje phag mo) или Ваджраварахи. Их союз является символом единства пустоты и блаженства (བདེ་སྟོང་དབྱེར་མེད wylie: bde stong dbyer med). Усердная духовная практика является единственным способом познания этого символа.

Для буддистов-последователей Малой Колесницы (Таиланд, Мьянма, Шри Ланка и др.) Кайлас является местом, которое освятил cам Будда Шакьямуни вместе с 500 архатами, эманировав себя в районе Кайласа.

После Будды Шакьямуни здесь медитировал Падмасамбхава, также известный под именем Гуру Ринпоче – буддийский мастер 8 века нашей эры, почитаемый как второй Будда. Он после себя оставил сокровища-терма в скалах вокруг Кайласа.

Три столетия спустя здесь медитировал Миларепа – известный в Тибете мастер медитации, отшельник, мистик и поэт. Несмотря на стремительное распространение буддизма в Тибете начиная с 8 века, Кайлас и окрестности по-прежнему оставались местом, особенно почитаемым последователями религии Бон. Но после Миларепы тайны Кайласа открытились и для тибетских буддистов. Достигнув духовных реализаций, Миларепа вместе со своими учениками отправился в Западный Тибет по местам Будды Шакьямуни. Прибыв в район Кайласа, он встретил бонского мастера по имени Наро Бончунг. Между ними возник спор над господством в районе Кайласа, который они согласились разрешить посредством соревнования с использованием сиддхи – сверхъестественных сил. Первое соревнование было на озере Манасаровар близ Кайласа: Миларепа растянул все свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили соревнование, побежав вокруг Кайласа: Миларепа побежал по часовой стрелке, а Наро Бончунг против часовой. Встретившись на вершине перевала Долма ла близ северного склона Кайласа, они продолжили магическую битву, но снова не смогли решить кто является победителем. Тогда Наро Бончунг предложил следующее состязание: кто в день полнолуния сразу после рассвета взберется на вершину Кайласа, тот и будет победителем. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине Кайласа. Миларепа же спокойно отдыхал внизу, заставляя волноваться своих учеников. Но, как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг священной вершины. Наро Бончунг был ошеломлен и упал со своего барабана. Таким образом, Миларепа победил, и последователи религии бон потеряли контроль в регионе, переместив свой духовный центр с Кайласа на гору Бонри на востоке от Лхасы.

С тех самых пор и вплоть до наших дней гора Кайлас является священной как для тибетских буддистов, так и, в частности, для адептов школы Кагью, к которой принадлежал Миларепа. Но и последователи религии бон продолжают почитать эту вершину. Так, буддисты совершают паломничество вокруг Кайласа по часовой стрелке, а последователи бон против часовой.

В 13 веке мастер Готсангпа открыл магические силы Кайласа для адептов школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Он также провел 5 лет медитируя в монастыре Дирапук, расположенном перед перевалом Долма ла напротив северного слона Кайласа. Поэтому вплоть до наших дней этот монастырь, Кайлас и все окрестности вершины особо почитаются адептами школы Друкпа Кагью.

Несмотря на то, что в Тибете есть множество священных вершин, только район Кайласа представляет собой могущественную и всеобъемлющую мандалу, где каждая вершина и каждый холм являются обителью того или иного божества, где каждая расщелина в скалах была местом медитации отшельников. Нигде в других местах нет такого количества мест сил с самопроявленными символами пути к просветлению.

Кайлас в религии Бон

символ бон

Основателя религии Бон звали Тонпа Шенраб Мивоче. Он жил около тридцати тысяч лет назад в духовно совершенном месте Олмо Лунг Ринг, куда могли попасть только просветленные существа. По сохранившимся описаниям это место было похоже на смесь представлений о мистической стране Шаблале, горе Кайласе и горе Меру. Несмотря на то, что Олмо Лунг Ринг – место магическое, по некоторым данным оно находилось на территории страны Тазик на западе от царства Шанг Шунг в Западном Тибете. В центре Омолунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям. Некоторые последователи религии бон полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайласом. По другим версиям Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайласа. В конце своей жизни в нашем мире он, используя расположенную на Кайласе ось мира, вернулся на небеса. В любом случае гора Кайлас является священным место для последователей религии бон, символизирующее место бога Шанг Шунг Мери. Учения и линия передачи Мери (Ме Ри) являлась одной из основных практик в Шанг Шунге и сохранена и по сей день.

Кайлас в Индуизме

В индуизме Кайлаc является обителью Бога Шивы – верховного Бога богов, разрушителя иллюзий, мастера йоги и тантры. Шива вместе со своей супругой Парвати обитают на пике Кайласа в высшем медитативном состоянии Абсолютного Блаженства. Согласно Вишну-Пуране, пик Кайласа является отображением горы Меру, которая является центром всех вселенных и в материальном, и в духовном аспектах.

В силу полусферичной формой горы Кайлас, ее олицетворяют с лингамом – основным символом Шивы, мужским началом. В Пуранах Лингам является проявленным образом Вечного Непроявленного Шивы, который пребывает вне времени, пространства, качеств и форм. У основания лингама находится йони – символ шакти, универсальной женской энергии. Так, священное озеро Манасаровар, расположенное близ Кайласа, является олицетворением йони и обителью Парвати, поэтому вместе с Кайласом особенно почитается среди последователей индуизма. Для них паломничество к Кайласу и Манасаровару – это, в первую очередь, встреча с Богом. Поэтому миллионы верующих ежегодно отправляются к священной вершине.

Кайлас в Джайнизме

Для последователей джайнизма Кайлас также является и священной вершиной, и горой Меру, олицетворяющей цетр вселенной. Ришабха, ставший первым святым в джайнизме, достиг нирваны в районе Кайласа, тем самым положив начало традиции титханкар. В мировоззрении джайнов мир не имеет начала и конца, а время движется по кругу, подобно колесу бытия. Таким образом, наш мир уже завершил бесчисленное количество временных циклов, также бесчисленное количество циклов наступят и после нашего времени. Каждый цикл или «калачакра» делится на два полуцикла: рост и затухание. В каждом полуцикле рождается 24 тиртханкары, первым из которых и стал Ришабха, также известный под именем Адинатха.

ступы у монастыря Дирапук у северного склона Кайласа

Гора Кайлас в Тибете – это необычный природный памятник, который является одной из загадок современности. Исследователи много лет пытаются понять, что скрывается за монолитными скалами. Наиболее распространена версия, согласно которой возвышенность является рукотворной пирамидой, предназначенной для аккумулирования энергии из космоса.

Гора Кайлас на Тибете, что от нас скрывают?

Эта вершина входит в состав горной системы на юге Тибетского нагорья. В окрестностях нет более высокого холма. Он возвышается над равниной на 6666 м. Это число будто преследует священную гору. Расстояние в 6666 км отделяет ее от таинственного Стоунхенджа, а также от Северного и Южного полюса. Она располагается на одной линии с египетскими пирамидами и сооружениями инков.

Горы скрывают многочисленные тайны, которые десятки лет пытаются разгадать ученые. До сих пор никто не понял, почему у других склонов планеты нет такой необычной ступенчатой формы. Каждая из четырех сторон Кайласа устремлена на определенную часть света.


На фото с высоты скала выглядит так, будто находится в центре огромной каменной спирали. Все это дало исследователям повод предположить, что она является крупнейшим накопителем энергии, поступающей из космоса. В пользу этого приводят довод, согласно которому горный хребет является системой «зеркал». Об этом свидетельствует необычное расположение тибетских возвышенностей.

Ученые считают, что в гряде существуют несколько зеркал:

  • западное;
  • северное;
  • дополнительное.

Они представляют собой полукруглые каменные долины, способные перераспределять действие энергетических потоков. В результате зеркала искажают ход времени.

Знаете ли вы, что советские ученые проводили похожий эксперимент. Система зеркал, придуманная Николаем Козаревым, оказалась способна искажать пространство и время. Она располагалась по спирали и напоминала горную гряду Кайласа, только в уменьшенном варианте. Участники эксперимента рассказывали о том, что смогли заглянуть в прошлое, и обменивались мыслями с другими подопытными.

Гора или пирамида?

Исследователи считают, что тибетские горы скрывают многочисленные тайны, которые сейчас невозможно разгадать. Одной из таких загадок является то, что на самом деле представляет собой природный объект. Некоторые ученые пришли к мнению, что скалы – это рукотворный памятник, являющийся пирамидой.

К такому выводу их подтолкнула необычная ступенчатая форма и то, что все грани направлены на разные стороны света. Если внимательно изучить фото, скала напоминает пирамиду. Вокруг Кайласа расположены более мелкие холмы, которые считают небольшими пирамидами.

Не все исследователи согласны с этим утверждением. Геологи опровергают доказательство, поскольку пирамидальная форма присуща и некоторым другим возвышенностям планеты. Однако сам склон ступенчатый и слоистый, что более характерно для рукотворных сооружений, чем для естественно образовавшихся объектов.

Знаете ли вы, что еще одной загадкой, которую нельзя разгадать, является изображение свастики, появляющееся на горе в определенные часы. Оно образуется в руслах рек и лучше видно на закате благодаря игре теней.

Что внутри?

Ученые много лет пытаются понять, что находится на вершине Кайласа, какие тайны скрываются внутри горной гряды. Распространено мнение о том, что за монолитными скалами спрятана целая сеть внутренних помещений, созданных некой развитой цивилизацией. В одной из комнат находится мифический черный камень Чинтамани, отслеживающий космические вибрации и управляющий энергетическими потоками.

Догадка интересная, но многие исследователи считают, что нельзя создать подобное сооружение, обладая даже современными технологиями. В древности же построить огромный объект было немыслимо. Последователи теории приводят довод, согласно которому помощь в возведении Кайласа оказала инопланетная цивилизация.

Люди, которые верят в существование непостижимого вселенского разума, считают, что священная гора скрывает внутри кого-то из религиозных лидеров:

  • Будду;
  • Иисуса Христа;
  • Кришну и проч.

Согласно этой точке зрения, духовные наставники пребывают в медитации и однажды спустятся на землю, чтобы помочь восстановить планету.

Этимология

Сакральная гора имеет множество названий. Европейцы называют ее также Кайлаш. Для китайского языка характерно звучание Гандисышань или Ганжэньбоци. В Тибете распространено название Канг Ринпоче, которое переводится как «драгоценная снежная гора».

История восхождений

Священная гора манит тысячи туристов и верующих, но до сих пор никто не покорил ее вершину. Подняться на высшую точку и сделать незабываемый снимок мечтают многие. Ее неприступность еще больше усиливает это желание.

Знаете ли вы, что история покорения таинственного Кайласа насчитывает не так много лет. Разрешение от китайских властей на восхождение в 1985 г. получил итальянский альпинист Райнхольд Месснер. Незадолго до начала подъема он сам отказался от него.

В следующий раз восхождение планировала начать группа испанских альпинистов. В 2000 году чиновники одобрили экспедицию, но она тоже не состоялась. Тысячи верующих живой цепью выстроились у подножия склона и потребовали запретить подъем. Испанцы не смогли подняться, и вершину так никто и не покорил.

Спустя четыре года новую попытку предприняли двое россиян. Им помешала погода. Поднялся ураганный ветер и снегопад, сбивающий с ног. Верующие считают, что скала сама защищает себя от присутствия людей, создавая невидимый барьер при помощи зеркал, который не могут преодолеть смертные. Здесь время течет иначе, поэтому за пару дней человек проживает несколько недель.

Тысячи паломников ежегодно отправляются в обход вокруг горы – так называемую ритуальную кору. Предусмотрены 2 варианта маршрута:

  • Внешняя кора;
  • Внутренняя.

Самый простой путь – Внешний – протяженностью 50 км. Его можно пройти за 2 – 3 дня. По дороге человек преодолевает энергетические каналы. Верующие считают, что камни, встречающиеся на маршруте – это застывшие высшие существа, которые и теперь наделены большой силой.

Знаете ли вы, что во время совершения коры паломники испытывают душевный подъем, многие входят в настоящий религиозный транс. При прохождении маршрута человека испытывают на прочность высшие силы. Ему будут встречаться преграды, которые нужно преодолеть для духовного очищения.

В разных частях Кайласа происходит перерождение, очищение кармы. Все негативные события и поступки остаются в прошлом. С тропы верующий возвращается совершенно другим человеком. После паломничества приходит понимание того, насколько незначительны материальные ценности, и какую важную роль играют духовные.

Религиозное значение

С Кайласом связаны многие религиозные учения Востока. В большинстве вероучений присутствует образ великой горы, считающейся центром Вселенной. У ее подножья берут начало священные реки, дарующие жизнь. С вершиной связаны многочисленные ритуалы, легенды и сказания. Сегодня в ее высшее предназначение верят последователи следующих религиозных учений:

  • буддизм. Верующие считают, что на склоне обитает Самвара – гневное воплощение Будды. Согласно их мнению, духовный лидер медитирует, чтобы однажды явиться миру. У склона ежегодно собираются тысячи буддистов, чтобы отпраздновать Сага Дава – день, посвященный Будде;
  • иудаизм. Последователи этого восточного учения придерживаются мнения, что Кайлас является местом обитания верховного бога Шивы. В их представлении гора является космополитическим центром Вселенной, а на соседнем озере Манасаровар обитает Брахма;
  • в тибетской традиции Бон скала и озеро, расположившееся у ее склона, представляют собой центр древнейшей страны Шангшунг, которая стала местом зарождения религиозного течения. По мнению верующих, именно здесь впервые ступил на землю бог Тонгпа Шенраб;
  • в джайнизме гора воспринимается, как место, где первый святой смог достичь духовного просветления. Последователи вероучения совершают ритуальную кору с медитацией, чтобы достичь Нирваны.

Знаете ли вы, что Внутренняя кора проходит через вершину Саркофаг Нанду. Согласно преданию, внутри скалы размещается генофонд человечества, а сама она связана подземным ходом с Кайласом.

Кайлас в паранауке

С точки зрения мистиков, нужно расценивать курган, как место обитания высших сил. В религиозных текстах многочисленных вероучений говорится о том, что достигнуть вершины не имеет права ни один из смертных. По преданию, любой, кто осмелится ступить на высшую точку, немедленно умрет либо покроется многочисленными незаживающими язвами.

Последователи разных религий уверены в том, что внутри обитает высший разум. Многие утверждают, что неоднократно видели вспышки света, очертания которых напоминали человеческое существо.

К мистической составляющей относят изображение свастики, возникающее благодаря трещинам и скальным теням. Также почитается не только сама гора, но и водоемы, которые располагаются в ее окрестностях. Это озеро жизни Манасаровар и смерти Ланга-Цо.

Заключение

Кайлас вызывает у исследователей множество вопросов, но практически не дает на них ответов. Горной вершине приписывают необычные свойства, считают, что она искажает пространство и время, открывает порталы в другие миры и управляет космической энергией. Приверженцы этой теории уверены, что объект воздвигла древняя развитая цивилизация или инопланетяне.

Реальность такова, что до сих пор не найдено подтверждения ни одной из догадок. Ученые сходятся во мнении, что гора не может быть рукотворной или полой внутри, а является обычным природным памятником. Однако поиск таинственной Шамбалы многих приводит именно сюда, и кто-то утверждает, что только здесь обрел подлинную гармонию с миром.

Сколько же копий было сломано, сколько ученых мужей сошлись в «битве за истину», сколько теорий научных, околонаучных и вовсе не научных появилось на свет благодаря таинственной и непознанной горе Кайлас. Сколько религиозных течений слились воедино, и сошлись в одной точке бытия. Попробуем разобраться (ну или еще больше запутаться).

Как мы всегда говорим (да и будем говорить) — каждый квадратный сантиметр нашей планеты достоин внимания. Естественно мы просто не имеем права пройти мимо священной горы Кайлас. Особенно учитывая, сколько всего намешано вокруг неё.

Для начала немного географии. Горный хребет Кайлас находится в южной части Тибета (на сегодняшний день Тибет является автономной областью Китая, но периодически между ними возникают разногласия). Гора Кайлас – самая значительная и красивая вершина одноименного хребта.

Гора Кайлас на карте

  • Географические координаты (31.067112, 81.311697)
  • Расстояние от столицы Китая Пекина около 3300 км по прямой
  • До ближайшего аэропорта Симикот примерно 130 км на юг

Гора Кайлас имеет интересную и геометрически правильную пирамидальную форму с постоянной снежной шапкой на вершине. Её грани почти ориентированы по сторонам света. Получается этакий гигантский компас, видимый из космоса.
Высота пирамиды — один из предметов спора ученых. Разные группы исследователей намеряли такие же разные высоты, но все измерения уложились в интервал от 6 638 до 6 890 метров. Это достаточно высокая гора, хотя и уступает знаменитому Эвересту (8848 метров) и самой высокой горе на планете в абсолютном выражении Мауна-Кеа (10203 метра). На счет высоты бытует мнение, что она равна 6666 метров. По крайней мере, во многих источниках изотерической тематики указывается именно эта высота.

Южная часть горы имеет посередине ровную расщелину от вершины до подножия. Будто её разрезали ножом. К тому же эту расщелину опять же посередине пересекает горизонтальная трещина. В итоге, когда садиться Солнце, тени от этих разрезов образуют свастику. Поэтому Кайлас иногда называют «Гора Свастики».

Тут стоит сделать важное дополнение. Свастика – это древнейшее изображение, которое символизирует солнце или солнцеворот. У многих народов она связана с нашим светилом. У славян тоже была своеобразная свастика, называвшаяся коловрат. Пожалуйста, не путайте всем известную нацистскую свастику гитлеровских времен с древними рунами.

К особенностям горы Кайлас относят и её ступенчатую структуру, что еще больше делает её похожей на пирамиду.

Гора Кайлас в религии

Древнейшие религии окрестных стран наделяют Кайлас сверхъестественной силой и считают священным местом. Индуисты, буддисты, последователи джайнизма и бона (это тоже течения в религии) называют её «сердцем мира» или «осью Земли». Горе возносят молитвы, поклоняются и совершают вокруг неё ритуальный обход. Это паломничество называют Кора.

Индуисты утверждают, что на горе живет Шива, а Кайлас это образ Меры – великой горы в центре Мироздания.

Буддисты говорят, что вершина горы — обитель Будды. Буддистские паломники со всей планеты каждый год собираются у горы в праздник Сага Дава, который посвящен Будде.

Последователи джайнизма верят, что на горе достиг освобождения и просвещения сам кшатрий Махавира – основатель этого религиозного течения и главный святой.

Последователи религии бона наделяют божественными свойствами озеро Мапам-Юмцо, расположенное в 34 километрах южнее горы. Они считают озеро центром древнейшей страны Шангшунг, в которой появился бон. Гору Кайлас они называют Девятиэтажная Гора Свастики. Она является душой всей религии, и здесь сошел с неба Тонпа Шенраб – основоположник религии.

Примечательно, что представители первых трех религий обходят гору по часовой стрелке, а последователи бона наоборот, против часовой стрелки.
Длина маршрута вокруг горы – 52 км. Чтобы его преодолеть, нужна очень хорошая физическая подготовка. Считается, что совершая кору (обход горы), человек просвещается и избавляется от грехов. Причем желательно обойти гору за один день, что очень трудно. Особенно почетным считается кора, совершенная 13 раз.

В религиозных книгах про Кайлас есть такие воодушевляющие строки: «Никто из смертных не смеет войти на вершину, где живут боги. Кто увидит лики богов, должен умереть». В легендах говорится, что гора сбросит с себя любого смельчака, посмевшего взойти на вершину. И даже если просто коснуться её, то появляются долго не заживающие язвы.
Все вышеперечисленные религии почитают еще и два озера в 34 километрах южнее Кайласа. Это Мапам-Юмцо и Ланга-Цо. Первое — пресное – считается озером Жизни, а второе – солоноватое – это озеро Смерти.

В окрестностях горы протекают 4 основные реки этого региона — Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали. В мифах сказано, что все они начинаются с Кайласа. Но фактически потоки с горного хребта изначально попадают в озеро Ланга-Цо, а из него вытекает уже река Сатледж.

Околонаучные и вовсе не научные гипотезы и мифы Горы Кайлас

В некоторых источниках указана мистическая цифра 6666 и утверждается, что именно на таком расстоянии от горы находится Стоунхендж, Северный и Южный Полюса. Говорится, что Кайлас лежит на одной линии с египетскими пирамидами и загадочным островом Пасхи.

Мы немного посидели над картой и поняли, что с расстояниями какая-то путаница, например, до Стоунхенджа 6920 км по прямой. Если бы полюса находились на одинаковом расстоянии от горы, то она должна была располагаться на экваторе – а это не так. Да и пирамиды с островом Пасхи не совсем на одной линии находятся. Поэтому отнесем подобные данные в разряд неподтвержденных. Но, если мы где-то ошиблись, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Существует еще масса псевдонаучных гипотез. Здесь и рассказы о том, что время около горы идет в несколько раз быстрее, да так, что мужчины за несколько часов обрастают недельной щетиной. И о том, что Кайлас это вход в параллельные миры. И о том, что гора внутри полая, а в ней покоятся множество святых (среди которых даже упоминают Иисуса Христа, Будду и Кришну), и все в одном месте. Покоятся они не просто так, а до того момента, пока человечество совсем не сойдет с ума и не достигнет грани самоуничтожения. Вот тогда никто, кроме высших сил не сможет защитить человека от самого себя.

Скажем честно, что эти гипотезы все же имеют мало общего с наукой, и больше относятся к мифам и легендам.

Как покорить гору Кайлас

Никак и точка. Вспомните хотя бы самую высокую точку планеты, гору Эверест. Её покоряют все кому не лень и глубокие старцы, и подростки и даже люди с ограниченными возможностями. А это высота чуть ли не 9 километров, там уже почти нечем дышать, но люди упорно совершают на него восхождения. А что же Кайлас? Неужто никто не покорил вершину? Так и есть. Гора Кайлас еще ни разу, никем не была покорена. И основных факторов здесь два. Первый (мистический) фактор в том, что по неизвестным науке причинам, у подавляющего большинства альпинистов, прямо перед восхождением «сдавали нервы», они просто отказывались от своего желания карабкаться вверх. А если даже кто-то, поборов внутреннее сопротивление, все же начинал взбираться, то он или сразу же возвращался назад или погибал.

Местные жители почитают гору как святыню, и естественно даже не думают её покорять. Все желающие это сделать были иностранцами. Так, например, итальянец Райнхольд Месснер, получивший разрешение на восхождение, в 1985 году прибыл на место, но в последний миг передумал. Непостижимое чувство страха и безысходности охватывает всех, кто подумает покуситься на гору Кайлас.

Второй фактор, мешающий покорению, местные жители. Они буквально грудью преграждают путь смельчакам. В 2001 году экспедиция из Испании, заплатив немалые деньги только лишь за возможность взойти на вершину горы, была остановлена группой паломников. Тысячи верующих встали на пути испанцев. Сам Далай-Лама и даже ООН протестовали против восхождения на Кайлас, и альпинистам пришлось уступить. Таким образом, по сей день гора не покорена.

Райнхольд Месснер позже говорил, обращаясь к испанцам: «Если мы победим эту гору, тогда мы победим что-то в душах людей. Я бы предложил пойти и подняться на что-то немного сложнее. Кайлас не такой высокий и не такой уж тяжелый». Напомним, сам он все же не решился на восхождение.

  • Хребет, где находится гора, считается молодым, поэтому он все ещё «растет». Его высота ежегодно увеличивается на 5-6 мм
  • Ученые установили, что возраст Тибетских гор порядка 5 миллионов лет, а вот самой Горе Кайлас всего 20 000 лет
  • Название горы Кайлас переводится с санскрита как «кристалл»

«В этом диком краю редко бывали чужеземцы.
Местами мы могли смотреть через границу Тибета и видеть гору Кайлас.
Хотя высота Кайласа всего 6666 метров, индуисты и буддисты
считают ее самой священной из всех гималайских вершин.
Возле нее находится большое озеро Манасаровар, также священное, и знаменитый монастырь.
Во все времена сюда приходили паломники из самых отдаленных частей Азии».
Тенцинг Ногрей, покоритель Эвереста.

Факт №1. Множество имен

Гора Кайлас (Кайлаш) является одной из самых таинственных мест на нашей планете.
Она известна и под другими именами: европейцы называется её Кайлас, китайцы - Гандисышань (冈底斯山) либо Ганжэньбоци (冈仁波齐), в традиции бон ее название - Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ; gangs rin p- che) – «Драгоценная снежная». Множество интересных тайн и легенд про Кайлас не оставляют равнодушными людей, как паломников, так и исследователей.



Факт №2. Центр 4-ех религий

Гора Кайлас - это священный центр 4х религий: индуизма, джайнизма, тибетской религии Бон и буддизма. Мечта каждого индуиста - хоть раз в жизни увидеть Кайлас собственными глазами. С этим желанием связаны серьезные ограничения визового плана, выдаваемые Китаем для индусов, желающих побывать в этих местах. В Ведах (древних текстах этой религии) гора Кайлас - излюбленное место пребывания Шивы (космического сознания, олицетворяющего собой мужское начало Вселенной).
Тибетская древняя религия Бон считает гору Кайлас местом возникновения жизни во Вселенной и средоточием силы. По их преданиям, именно здесь расположена мистическая страна Шангшунг (Шамбала), а первый мастер джайна Тонгпа Шенраб спустился в мир именно с Кайласа.

Буддисты почитают эту гору как обитель Будды в одной из главных инкарнаций - Самвара. Поэтому каждый год во время буддистского религиозного праздника Весак (другие названия - Сага Дава, Вишакха Пуджа, Дончод-хурал), посвященного просветлению Будды Гаутамы, у подножия горы Кайлас со всего мира собираются тысячи паломников и туристов.

Факт №3. Начало 4-ех рек

Согласно индуистской мифологии на склонах горы Кайлас берут свое начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Брахмапутра, Сатледж и Карнали. Джайны считают, что у горы Кайлас их первый святой Джина Махавира достиг просветления, после чего основал собственное учение - джайнизм.



Факт №4. Символ свастики из тени

Гора свастики - еще одно название Кайласа. Появление этого названия связано с рисунком, который образуют две трещины на южной ее стороне. В вечернее время тень, отбрасываемая выступами скалы, вырисовывает на ней громадное изображение свастики. Свастика - священный символ для многих народов мира. В Индии, например, свастика рассматривается как солярный знак - символ жизни, света, щедрости и изобилия, тесно связанный с культом бога Агни. В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Свастика - один из символов Джайнизма.



Факт №5. Ориентация на стороны света

Гора Кайлас имеет пирамидальную форму, строго ориентированную по сторонам света. Имеются также данные, позволяющие предполагать наличие пустот как в самой горе, так и у ее подножия. Некоторые исследователи, занимавшиеся изучением горы и ее тайн утверждают: Кайлас - неприродное искусственное образование, возведенное в далекой древности неизвестно кем и с какой целью. Возможно что это какой-то комплекс, пирамиды.

Факт №6. Освобождение от грехов

В религии Бон и индуизме существует легенда, которая гласит: обход вокруг Кайласа (кора) позволяет очиститься от всех грехов, совершенных в данной жизни. Если кора совершена 13 раз, совершивший ее паломник гарантированно не попадает в Ад, совершивший кору 108 раз – вырывается из круга перерождений и достигает степени просветления Будды. Кора, совершенная в полнолуние, считается за две. Именно поэтому вокруг горы сегодня всегда имеется множество паломников, совершающих свой путь искупления грехов.

Факт №6. Восхождение на Кайлас невозможно

Гора Кайлас - закрыта для альпинистов: ни один человек еще не побывал на ее вершине. Связано это не только с тем, что официально восхождения на нее запрещены. Ходят легенды о том, что Кайлас способен непостижимым образом изменять желание альпинистов о восхождении, тем самым никого к себе не допуская. Те, кто приближается к ней слишком близко, и те, кто намерен взобраться на ее вершину, внезапно получают установку идти в обратном направлении.
Так это или нет, но до сих пор вершина горы остаётся непокорённой. В 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, но отказался в последний момент.
В 2000 году испанская экспедиция за достаточно значительную сумму приобрела разрешение (пермит) на покорение Кайласа у китайских властей. Команда установила базовый лагерь у подножия, но ступить на гору так и не смогла. Тысячи паломников преградили путь экспедиции. Далай-лама, ООН, ряд крупных международных организаций, миллионы верующих во всем мире выразили свой протест покорению Кайласа и испанцам пришлось отступить.

Факт №7. Зеркала Времени на поверхности Кайлас

Еще одной загадкой Кайласа, вокруг которой идут многочисленные споры и суждения, является зеркала времени. Под ними подразумевается множество скал, расположенных вблизи Кайласа, имеющих гладкую или вогнутую поверхность. Созданы ли эти поверхности искусственно в далекой древности или являются игрой природы, до сих пор не известно.

Существует предположение о том, что данные образования являются своеобразными «зеркалами Козырева» - вогнутые зеркала, в фокусе которых может изменяться скорость течения времени. Человек, попадающий в фокус такого зеркала, может испытывать различные аномальные и психофизические ощущения. По мнению Мулдашева, зеркала вокруг Кайласа размещены по определенной системе по отношению друг к другу, что создает нечто вроде «машины времени», способной переносить посвященного не только в разные временные эпохи, но и в другие миры.


Факт №8. Озера Манасаровар и Ракшас Таль - такие близкие, но такие разные

Два озера, находящихся у подножия горы Ракшас Таль и Манасаровар расположены рядом и разделены между собой лишь небольшим перешейком. Тем не менее, оба этих озера разительно отличаются друг от друга, что представляет собой еще одну загадку Кайласа.




Воды озера Манасаровар, почитаемого тибетцами как священного, пресные. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Отсюда пошло и его название: на санскрите «Manas sarovara» означает «Озеро Сознания» от слов manas (сознание) и sarovara (озеро). По одной из буддистских легенд это озеро является тем самым легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. Манасаровар, также как и Кайлас, является местом паломничества, вокруг которого также совершается ритуальный обход – кора с целью очистки кармы. Паломники приезжают сюда, чтобы принять церемониальные ванны в очистительных водах Манасаровара. Считается, что это озеро - место, где обитает «чистота», в придонном его слое, у северо-западного берега, вода является живой. Тот, кто касается священной земли Манасаровара или купается в этом озере, обязательно попадет в рай. Тот, кто выпьет воды из озера - поднимется на небеса к Богу Шиве и очистится от своих грехов. Поэтому Манасаровар считается самым священным, почитаемым и известным озером во всей Азии. Кора вокруг священного озера составляет 100 км.


Озеро Манасаровар

Озеро Ракшас

Рядом с Манасаровар расположено соленоватое мертвое озеро Ракшас таль (также Лангак, Ракас, Ланга Цо (кит. упр. 拉昂错, пиньинь: Lā’áng Cuò) . В индуистской мифологии это озеро было создано повелителем ракшасов демоном Раваной и на этом озере находился специальный остров, где Равана каждый день приносил в жертву Шиве одну из своих голов. На десятый день Шива дал Раване сверхсилы. Озеро Ланга Цо ставится в противопоставление созданному богами озеру Манасаровар. Манасаровар имеет круглую форму, а Ланга-Цо вытянуто в виде месяца, что символизирует свет и тьму соответственно. Касаться воды мертвого озера по местным обычаям запрещено, т.к. это может принести несчастье.
Количество легенд, историй и различных преданий, связанных с этим местом - просто огромно: вряд ли какое-то из других мест нашей планеты может похвастаться таким количеством тайн и загадок.

В Азии распространен миф о священной горе, центре мира, на склонах которой берут начало четыре великих реки, дающих жизнь землям, по которым они протекают. Источник этого мифа находится в индийском эпосе, рассказывающем о Горе Меру, обители богов. Её высота неизмерима, вершина упирается в небеса, склоны искрятся золотом, рубинами, хрусталём и лазуритом. Согласно индийским источникам эта гора расположена где-то в Гималаях, но, со временем, сказание о мифической Горе Меру всё более ассоциировалось с горой Кайлас.


На закрытой для иностранцев до середины прошлого века территории когда-то, согласно легендам, жили святые, обладавшие способностью летать и находиться в нескольких местах одновременно, не говоря уже о ясновидении, невосприимчивости к холоду и умении материализовать предметы буквально из воздуха.

Где-то в горах Тибета незримые силы охраняют вход в Шамбалу - таинственную страну, где хранится Истинное Знание и где сосредоточены святые Силы Земли.

Гору Кайлас в Западном Тибете называют «пупом Земли». Для последователей четырех религий (буддизма, индуизма, бонпо и джайнизма, а это - около половины населения планеты) она является центром Земли и Вселенной.

На западе Тибетского нагорья в 200км от границы с Непалом расположена гора Кайлас (Kailash) . Ни географически, ни геологически она не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, она поднялась вместе с плато со дна океана, а затем вода и ветер отточили ее грани, придав ей пирамидальную форму.

Гора Кайлас, высота которого составляет 6714 метров над уровнем моря, не является самой высокой в регионе, однако, благодаря её выдающейся форме и расположению, множеству легенд, связанных с ней, она имеет огромное значение в мировоззрении тибетцев. Четыре ребра горы Кайлас почти точно соответствуют основным сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику, буддистский символ духовной силы. На тибетском языке Кайлас известен как Канг Ринпоче, то есть «Драгоценный Камень Снегов».

Согласно тибетскому тантрическому буддизму, на Кайласе живет Демчок - гневная составляющая Будды Шакьямуни. Индусы верят, что Кайлас - это проявление духовного центра Вселенной, вокруг которого вращается мир, и что это место обитания Шивы-разрушителя (об этом писалось в древнеиндийских Ведах еще несколько тысячелетий назад). Кроме того, считается, что Кайлас - одно из 32 главных оккультных мест на земле, откуда исходит некое мистическое излучение, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению телепатической связи с высшими существами. Этот энергетический центр нашей планеты, несмотря на труднодоступность, тысячелетиями притягивал искателей истины.

Никто из людей никогда не поднимался на заповедную гору - обитель богов. Паломники обходят ее по кругу. 4 дороги с разных сторон света ведут к самой священной горе на Земле. Древнейший и кратчайший путь к удивительным по красоте и духовной силе местам вновь открыт для пилигримов лишь несколько лет назад.

Удалённость горы Кайлас от населённой центральной части Тибета, большая высота и плохие дороги, оставляют Кайлас по прежнему труднодоступным для туристов.

Рядом с Кайласем расположено священное озеро Маносаровар - источник 4 величайших рек Азии (Ганга, Инда, Брахмапутры и Сутледжа). Тибетцы считают, что его освятил сам Будда, поэтому обход вокруг него способен не только напитать позитивной энергией, но и снять с человека грехи буквально на несколько жизней вперед. Индуисты уверены, что озеро - это душа бога Брахмы, а также место, где купались бог Шива и его жена Парвати. Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах. Озеро глубиной более 70 метров по форме напоминает восьмилепестковый лотос и лежит в долине на высоте 4600м над уровнем моря.

Кoра (ударение на первый слог) – тибетское слово, обозначающее совершение паломничества, выражающееся в обходе по часовой стрелке какого-либо святого места, будь то монастырь, ступа, храм или гора.

В отличие от западных путешественников, тибетцы, как правило, проходят кору за один день. Говорят, что в результате одной коры вокруг Кайласа стираются грехи, накопленные в течение настоящей жизни, в то время как 108 кругов обеспечивают полное просветление.

Что касается посещения святых мест во время прохождения коры, то, пожалуй, каждый сантиметр пути, каждый элемент окружающего ландшафта, является священным и полон философского и религиозного смысла. Вообще, сам маршрут обхода горы является глубоко философским выражением буддистского мировоззрения и олицетворяет собой круг рождения, жизни, смерти и нового перерождения, при этом каждая из вышеперечисленных стадий человеческого существования соотносится с определёнными этапами прохождения коры.

Специальный обряд почитания – нендра – призван особо глубоко очистить карму молящегося. В этот обряд входит начитывание мантр (один круг – 108 раз) и простирание – земной поклон, в конце которого человек во весь рост ложится на землю. Обходя таким образом святыню, верующий своим телом обмеряет путь поклонения. Некоторые ламы совершают простирание от самой Лхасы. По утверждению тибетцев такое паломничество длится 800 дней.

Кора, протяженностью 53 км, обычно продолжается 3 дня. Тибетцы, чаще всего спят под открытым небом, накрывшись одеялом или ячьей шкурой. Паломники из других стран и туристы останавливаются в приютах (гэст хаусах), где матрасы кладутся прямо на каменный пол или в палатках, которые вместе с другим грузом перевозят яки. Некоторые тибетцы проходят весь путь за один день, а те, кто совершает простирание – за 15-20 дней. Приверженцы добуддистской религии Бон обходят гору против часовой стрелки. Как утверждают ламы Бон, это отличие не принципиально, все зависит откуда смотреть на процесс: изнутри или снаружи.

Утром, совершив поклонение белоснежной вершине в Дарчене, паломники начинают Кору. Все точки маршрута, с которых открывается вид на Кайлас, отмечены молитвенными флагами и чортенами – кладки из камней и черепов яка с выбитыми на них священными мантрами.

Для туристов обход самой священной на Земле горы занимает 5 дней. Трек проходит на высоте от 4500м до 5100м. Для прохождения маршрута не требуется специальной подготовки и альпинистского снаряжения. Нужны лишь хорошая физическая форма и, главное, решимость. Вам встретятся индийские и тибетские пилигримы, прошедшие многие сотни километров пешком, чтобы достичь здесь заветной цели.

Карта горы Кайлас

Для просмотра карты в большем размере, нажмите на нее.


Для Тибета характерна большая разница в климате различных районов, уникальные явления природы, связанные с действием ветра, облаков, дождя, инея и тумана, а также необыкновенно примечательные восходы и закаты солнца.

Особый климат Тибета обусловлен особенностями его рельефа и атмосферной циркуляции. Общей тенденцией является сухой, холодный климат в северо-западной части края и влажный, теплый в юго-восточной его части. Кроме того, явно дает о себе знать закономерность в смене климатических поясов по высоте рельефа.

Как добраться

Общая длина пути до горы 53 км (2-4 дня). Трек к Кайласу требует подготовки и снаряжения. Добраться до горы Кайлас можно из Лхасы на джипе с опытными сопровождающими в течение недели, посещая по дороге монастыри и живописные места. Поездка на Кайлас носит паломнический характер, поэтому просто для любопытства не подходит, так как это место очень сильное по энергетике.

Краткий видео обзор