Дворцово-парковый ансамбль кацура в киото. Сад императорской виллы кацура рикю в киото Императорская вилла кацура

В отличие от военачальников сегуна, которые под влиянием своих аристократических амбиций создавали роскошные проявления могущества, древние аристократические роды, большинство из которых отстранили от власти, под влиянием идеалов дзен-буддизма обратились к эстетике самосозерцания и нарочитой простоты.Наиболее характерным примером этой новой эстетики с точки зрения многих современных архитекторов является жемчужина японской архитектуры - загородный императорский дворец Кацура. Его построили дворянин Исидзономия Тосихито (1579-1629) и его сын Тоситада (1619-1662). Проект основан на формах традиционного чайного домика. В XVII в. подача чая и чаепитие превратились в сложный ритуал с изысканными церемониями, демонстрирующими качество чая и способы его приготовления. При этом самому чаепитию уделяли меньше внимания. Во второй половине XVI в. покровитель дзен-буддийских монахов в Гйнкакудзи, Сэн-но Рикю (1522-1591), преобразовал эту церемонию и весь характер ритуала сделал более простым и строгим. Это стало упражнением по развитию своей личности, называемое ваби-тя. Его известное изречение «один момент, одна встреча». Эта церемония противопоставлялась расточительности сегунов. С ее помощью стремились освободиться от всех мыслей о прошлом и будущем и достичь состояния отрешенности.

Рикю создал один из первых чайных домиков - соан, названный Таян. Он находился в Ямазаки к югу от Киото. К домику вела тщательно проложенная петляющая дорожка. Со всей дорожки, особенно на ее поворотах, открывались виды сада. Последний участок дорожки проходил под углом к домику, откуда открывался вид где-то на три четверти сооружения. Аккуратно подрезанные деревья заслоняли часть чайного домика и зрительно делили его вид на две части. Предполагалось, что это поможет участнику очистить свой разум и сконцентрироваться на настоящем.

Внутри домика находилась простая лавка, на которой сидел посетитель в ожидании приготовления церемонии. Вход в домик был через такую низкую дверь (нидзиритути или «лазоподобная дверь»), что человеку приходилось наклоняться, принимая позу смирения. В главном помещении (тясицу) лежало две циновки-татами, еще одна - использовалось для приготовления чая (каттэ), а четвертая циновка устилала вспомогательное помещение. Крыша домика -плоская и низкая. Только над главным местом она повышается на десяток см. Внутри в углу установлен очаг для кипячения воды. Все сооружение сделано из простых необработанных материалов.Загородный императорский дворец Кацура, площадью 7 га, расположен на западном берегу реки Кацура, протекающей в пригороде Киото, Главное здание состоит из трех связанных друг с другом сёинов (или частей), называемых Старый, Средний и Новый сёин. Оно стоит на западном берегу водоема криволинейной формы с несколькими островами. Старый сёин, расположенный севернее остальных, построен князем Тосихито, а два остальных - его сыном, князем Тоситадой. Новый сёин вместе с воротами и подъездной дорожкой построен по случаю посещения Кацуры императором ГЪ-Мидзуно в 1663 г. Семь чайных домиков расположены в саду в виде полукруглой дуги и связаны друг с другом прогулочной дорожкой. Поэтому Кацура представляет собой только загородную резиденцию знатного дворянина с прогулочным садом. Кацура замечательна своим планом расположения сооружений, использованием материалов и маршрутом, по которому проложена прогулочная дорожка. Она, подобно дорожке к чайному домику Рикю, проходит таким образом, чтобы показать все великолепие Кацуры.

Вход во дворец осуществляется через двое ворот. Обычные люди входили в Кацуру через простые бамбуковые ворота, расположенные на дальнем конце строгой, но безукоризненно выстроенной бамбуковой ограды. Снаружи не видно ничего того, что было внутри. Даже при входе на территорию вид искусно скрыт преградой. Передние ворота Кацуры созданы для посещения этого дворца императором. Эти ворота довольно скромны. Они открываются на прямую дорожку, посыпанную гравием и обсаженную деревьями. Дорожка приводит к другим воротам, расположенным в центре картины. Вход во дворец Кацура проходит в тишине.

После вторых ворот гравийная дорожка резко поворачивает направо и около 50 м проходит прямо. Это самая длинная прямолинейная дорожка в Кацуре. Сад расположен слева, а вилла - впереди, однако вид с этой императорской дорожки тщательно скрыт кустами и деревьями. При проходе по дорожке открываются виды только на небольшие фрагменты сада, на части главного чайного домика и на лодочный домик. С моста открываются виды на воду. Затем дорожка подходит к северному краю дворца, где она делает резкий поворот налево. Только в этом месте мы действительно входим во дворец.

В водоем вдается узкий мыс, огражденный живой изгородью. В центре мыса растет миниатюрная сосна Суми-ноэ. Вид дерева на фоне сада привлекает особое внимание. Благодаря миниатюрному дереву мыс кажется длиннее, чем он есть на самом деле. Он показывает насколько продумана символика в пейзаже. Сад дворца Кацура привлекает не только своей живописностью, это - готовый набор декораций для киносъемок в пространстве и времени.

Справа от мыса Суминоэ за горбатым деревянным мостом находятся центральные ворота, где посетитель впервые сталкивается с архитектурой. Простая отдельно стоящая стенка с прямоугольным проходом тянется на запад от подсобного здания (где расположен вход для обычных людей). В конце гравийной дорожки у порога в этом проходе лежит один большой плоский необработанный камень, а за ним -четыре гладких каменных плиты, положенные квадратом. Свободно расходящиеся дорожки, выложенные из отдельно лежащих камней, пересекают прямую дорожку, сделанную из прямоугольных каменных плит. Таким образом, в Кацу-ре применяется разный тип мощения дорожек. Продуманное сочетание разных каменных дорожек производит сильное зрительное и осязаемое впечатление.

От центральных ворот каменная дорожка ведет ко входу в старый сёин, называемый стоянкой императорской кареты. Здесь от Старого сёина на север отходит еще одна отдельно стоящая стенка с проходом, от которого начинается другая, аккуратно выложенная дорожка, ведущая на восток в Геп-паро - ближайший к сёинам чайный павильон. Каменные дорожки, выложенные из отдельно лежащих камней, похожи на чьи-то загадочные следы. Они все время приглашают идти по ним.

На заключительном участке пути до Старого сёина находится еще один необработанный камень. Он установлен прямо у деревянной лестницы при входной двери

Другая характерная особенность Кацуры - планировка дворца в виде простой хижины, находящейся в полной гармонии с окружающим природным ландшафтом (это мало чем отличается от дворцовой архитектуры того времени). Это очень похоже на чайный домик Рикю. У каждого входа в виллу расположены большие необработанные камни и каждая внешняя опора, по крайней мере со стороны сада, установлена на камне, который служит ей основанием. Как и в чайном домике Рикю, все деревянные стойки и брусья оставили-необработанными и некрашеными, на некоторых можно даже увидеть кору.

Геометрия плана трех сёинов основана на размерах татами и раздвижных стенок сёдзи, оклеенных прозрачной рисовой бумагой. Планировка внутреннего пространства представляет собой ряд проходных комнат при этом все наиболее важные комнаты находятся в восточной части, выходящей в сад. Второстепенные комнаты на западе имеют проходы в нежилые помещения. Средний и Новый сёины соединяются особым промежуточным помещением, которое называется Музыкальная комната. Вдоль восточной границы дворца проходит внешняя веранда. Она ограничена раздвижными стенками, которые можно открывать и закрывать для регулировки освещения и соединения внешнего и внутреннего пространства.

Пространственным и зрительным центром Старого сёина является поперечная ось, образованная кладовой, комнатой Копья и основным помещением сёина (Вторая Комната) с внешним бамбуковым помостом, называемым площадкой для созерцания луны. (Река Кацура была известна как живописное место для наблюдения за луной в августе.) Оба вида - рамочный вид из сёина и открытый вид с площадки - разработаны очень тщательно. Миниатюрная каменная пагода на поляне на южном конце острова Бессмертия - единственный отчетливый объект среди непрерывного лесного пейзажа. Основой пейзажа является неподвижная вода пруда, в которой ночью на востоке отражается восходящая луна, а днем - деревья со своими неправильными очертаниями. Осенью деревья окрашиваются яркими цветами, а зимой на них лежит снег.

Основным занятием в Кацуре является прогулка по саду. Создание сада традиционно приписывают мастеру чайных церемоний и планировщику садов, Кобо-ри Энею (1579-1647), однако прямых доказательств этому нет. В саду можно гулять по-разному но чаще всего начинали прогулку с севера, обходили пруд по часовой стрелке от Старого сёина, спускались к императорской дорожке, обходили северный сад с Дальними местами для отдыха, шли по берегу к главному чайному павильону (Сёкинтэй), потом заходили на большой остров с чайными павильонами Сёйкен и Оринго, а затем через площадку для верховой езды и сад мхов - обратно к Старому сёину.

Важно отметить, что эти дорожки созданы не как пути к какой-то определенной цели. Большинство дорожек очень аккуратно выложены из отдельных необработанных камней, которые находятся на расстоянии одного шага друг от друга. Хотя каждый камень лежит строго горизонтально и расстояние между камнями всегда равно одному шагу, камни не образуют непрерывную дорожку и внезапно могут делать неожиданные повороты, которые вынуждают не только внимательно смотреть, куда наступить, но и сосредоточиться на самой ходьбе. Отдельные камни дорожки позволяют приобрести осязательный и медитативный опыт размеренной ходьбы, как того требует практика дзен-буддизма.

Пересечения дорожек также сделаны очень искусно. Когда прямолинейные дорожки, окружающие сёины и выложенные из прямоугольных обработанных камней, пересекаются дорожками, выложенными из отдельных камней, последние будто бы танцуют вокруг первых с недозволенным пренебрежением. Но когда они сталкиваются с каскадом из гальки, которая изображает прибрежный «песок», они решительно проходят через нее, подобно спешащему пешеходу. Иногда кажется, что у них есть какие-то свои задачи. Дорожка из отдельных камней проходит прямо через сад влажных мхов рядом со Средним сёином, в то время как прямолинейная дорожка обходит сад по краю. В остальных случаях они просто функциональны. Каменные фонари по пути отмечают концы дорожек и места отдыха. Одно из наиболее известных использований фонаря можно увидеть на отмели, выдающейся в пруд. Здесь в конце отмели единственный фонарь, называемый фонарь Ночного дождя, отмечает окончание дорожки, которое можно не заметить.

ГОСЁ - Императорский дворец в Киото

В исторической части современного Киото находится огромный сад, в глубине которого скрывается старый императорский дворец - Госё. В своем современном виде он не является тем дворцом, что был построен для императора Камму в 795 г.
Тот дворец назывался Дайдаири - Большой императорский дворец, находился он на северной окраине города. Он был бы самой древней постройкой Киото, если бы не горел много раз, от того дворца не осталось даже пепла.
А там, где сейчас находится Госё, располагался Сато-даири - небольшой сельский дворец, в котором император укрывался от всех бед и напастей, что случались в Дайдаири. Дворец Госё стал официальной императорской резиденцией при императоре Когон в 1331 г. И 28 поколений японских императоров жили в Госё, пока 26 ноября 1868 г. император Мэйдзи не переехал в Эдо, который был переименован в Токио, став столицей Японии.
Дворец открыли для широкой публики в 1946 г. Дважды в год, весной и осенью, в течение недели можно попасть сюда с экскурсией.
Дворец является национальным достоянием Японии и собственностью императорской семьи.
В 1868 г. столица Японии была перенесена из Киото в . Но Киото сохранил свою значимость как культурный центр страны, как сокровищница национальной архитектуры и садово-паркового искусства.

Императорский парк

Величественные сосны и виды далеких гор Хигасиямы отличают Императорский парк (Киото Гёэн) - просторный оазис, расположенный в самом центре города. На его территории размещается Императорский дворец (Киото Госё) и Дворец ушедшего на покой императора (Сэнто Госё), очаровательный пейзажный сад которого был построен Токугавой для ушедшего на покой императора Го-Мидзуно в 1630 г. Агентство императорского двора (Кунайтё), где продаются билеты для посещения императорских покоев, а также вилл Сюгакуин и Кацура, расположено в северо-западном углу парка.
Возле южной оконечности парка размещается восхитительный пруд с арочным мостом оставшийся от владений нескольких знатных семейств, занимавших большую часть территории парка. С моста можно увидеть Кэнрэймон - величественные ворота в южной стене дворца, которыми пользуется только император. Дворцовые сооружения построены после 1855 г. В Сисиндэн проводится церемония вступления императора на престол.

Императорская вилла Кацура

Благодаря проявленному ее создателями серьезному вниманию к деталям императорская вилла Кацура нередко упоминается как один из самых ярких примеров японской ландшафтной архитектуры. Построенная в 1620 г Хатидзо-но Мия Тосихито, принцем императорской крови, она была впоследствии завершена его сыном Тоситада. Роскошный прогулочный сад Кацура знаменит тем, что его дорожки и камни "контролируют" линию зрения посетителя, открывая перед ним последовательность изобретательно спланированных перспектив. Вид от чайного приюта Сёкинтэй (сосновая цитра) воспроизводит обстановку Аманохасидатэ. Многие виды, открывающиеся в саду, восходят к местам, упомянутым в китайской и японской классике. Краткая экскурсия включает Сёкатэй ("чайный дом любования цветами") в самой высокой части сада, за ним следует посещение Сёйкэн ("чайный дом чувства юмора") и далее - основное здание виллы, последовательность залов которой напоминает воображению поэтов летящую стаю гусей.

Как добраться: ст.Кацура, линия Ханкю. 33 автобус до Кацура рикю-маэ.
! Только по предварительной заявке, пн-пт, прошения подавать в Агентство императорского двора.

(Katsura Imperial Villa)

Императорская Вилла Кацура (Кацура Рикю), площадью около 6,6 га - одно из самых значительных культурных сокровищ и самых ярких шедевров японского садово-паркового искусства.

Западный район Киото, где расположена Вилла, известен своими историческими постройками, в том числе относящимися к периоду династии Хэйан (Heian, 794-1192). Например, здесь находится Вилла Фудзивара-но Митинага (Fujiwara no Michinaga, 966-1028) - известного аристократа и правителя Японии.

Крупнейшее строение Виллы Кацура - Императорский дворец - изначально принадлежал князьям рода Хатиджо-но-мия (Hachijo-no-miya), а сегодня управляется Агентством Императорского двора и принимает посетителей по предварительной записи. Нынешний князь Кацура во дворце не живет, подобно другим членам императорской семьи большую часть времени он проводит в Токио.

Принц Хачиджо Тосихито (Hachijo Toshihito, 1579-1629), основатель Виллы Кацура, родился 13 февраля 1579 года. Он был шестым сыном князя Санэхито (Sanehito), и потомком японского императора Огимати (Ogimachi). В 1586 Тосихито был усыновлен крупным японским политическим деятелем Тоётоми Хидэёси (Hideyoshi Toyotomi), но в 1589 году они расстались, когда у Хидэёси появился родной сын. В качестве "компенсации" Хидэёси подарил Тосихито часть своей земли, которую тот выгодно продал за 15000 бушелей риса, а на вырученные средства построил новый дом в императорском районе Киото, где проживали и другие представители рода Хачиджо.

С раннего возраста Тосихито увлекался литературой. Одним из его любимых произведений была "Повесть о Гэндзи" - роман, одно из величайших произведений японской классической литературы, написанный в эпоху Хэйан. Он был хорошо знаком с поэзией прошлого и настоящего, интересовался работами поэта По Чу-и (Po Chu-i). Тосихито настолько любил литературу, что, копировал отрывки из полюбившихся произведений и перечитывал их во время отдыха. Одной из его любимых цитат было изречение из "Повести о Гэндзи": "Далеко, в краях деревни Кацура, отражение луны на воде ясно и спокойно". Поэтому, Когда Тосихито получил земли вдоль южного берега реки Кацура, где происходило действие "Повести о Гэндзи", он задался целью построить виллу по образцу той, что была описана в книге. Однако, поскольку Тосихито не имел больших сбережений, первая построенная им вилла была похожа на чайный домик.

Спустя некоторое время, Тосихито способствовал знакомству и вступлению в брак новой императорской семьи, что сделало его большой фигурой в общественной и политической жизни страны, желанным гостем в императорском дворце и состоятельным человеком. В 1624 году он потратил значительные средства на расширение виллы, был вырыт пруд в центре сада, а по его берегам сформированы искусственные холмы. Священник, который посетил Виллу Кацура в 1624 писал, что здесь был "лучший вид в Японии". В 1631 году основное здание виллы официально удостоилась звания "дворец".

Принц Тосихито умер в 1629 году, когда его сыну Тоситада (Toshitada) было всего десять лет. В юном возрасте Тоситада виллой и садом не занимался. Тем не менее, он разделял те же интересы, что и его отец, и посетил виллу на 1641 году. После женитьбы на дочери правителя княжества Кага, его доходы значительно увеличились, и он вложил средства в ремонт и реконструкцию родового имения. Тоситада перестроил дом, а также несколько чайных домиков. После этих реконструкций слава Виллы Кацура значительно возросла.

Принц Тоситада умер в 1662 году, а его наследник спустя всего несколько лет. Четвертый и пятый князья поколения умерли в подростковом возрасте, что сделало уход за виллой невозможным. Лишь седьмой князь поколения, Якахито (Yakahito), неоднократно бывал на Вилле и много раз делал здесь ремонт, в соответствии с макетом ее первоначальной планировки.

Вилла сочетает в себе архитектурные принципы, характерные для ранних синтоистских храмов и объединяет их с эстетикой и философией дзен-буддизма. Здесь можно увидеть многие традиционные японские приемы, такие, как использование фальшполов с покрывающими их тростниковыми татами. Татами представляют собой коврики размером 90х180 см, которые используются на всех этажах дворца, в том числе на террасах и верандах, откуда открываются прекрасные виды на ландшафт. Полы каждого здания Виллы приподняты, что характерно для конструкций старинных японских зернохранилищ, а также ранних императорских дворцов. Благодаря такой конструкции, пол в домах всегда остается сухой, но, кроме того, создается иерархия пространства. Другие классические примеры, которые можно увидеть на Императорской Вилле Кацура - декорированные бумажные стены сёдзи и фусума, декоративные ниши в стене (токонома) и встроенные столы (цукэсёин).

Чайные домики Виллы являются прекрасным примером того, какое влияние на архитектуру и ландшафт может оказывать философия дзен-буддизма. Чайные церемонии, которые осуществляются в этих павильонах - важная часть жизни японского общества и определенный духовный ритуал, символизирующий в традиции дзен Совершенство. Пять различных изолированных друг от друга чайных домиков окружены растительными композициями и вписаны в ландшафт Виллы. Для того, чтобы гармонично объединить строения с внешним пространством, деревянные опоры были покрыты корой, а другим рукотворным деревянным элементам придали неправильные, приближенные к природным формы.

Кроме того, чайные домики очень интересны изнутри. Окна здесь находятся на уровне глаз сидящего человека, что создает дополнительную гармонию и делает посетителей ближе к природе, так, что можно "любоваться цветущей сакурой весной и малиновый листвой осенью... ожидая, пока приготовится чай или наслаждаясь изысканной кухней".

Старая гостиная (сёин), построенная князем Тосихито для размещения большого количества людей и проведения неформальных встреч, состоит из номеров с девятью, десятью, и пятнадцатью татами, и имеет потолки, поддерживаемые деревянными планками. На южной стороне есть комната с верандой, которая демонстрирует элементы стиля сукия, - это говорит о том, что веранда выполнена в стиле чайной церемонии. Бамбуковая платформа, созданная для отдыха под светом луны, выходит за пределы веранды.

По сравнению со Старой гостиной, Центральная гостиная имеет L-образную форму, на одной из её стен есть ниша (токонома), а на другой - расположенные в шахматном порядке декоративные полки (тигайдана). Стены украшены графическими изображениями ландшафтов, а также семи мудрецов в бамбуковой роще.

Ближняя гостиная, как полагают, служила местом жительства князя, о чем свидетельствует наличие ванной и туалета. С двух сторон гостиную окружает веранда, откуда можно любоваться садом.

Здания, и, в меньшей степени, сады Виллы Кацура стали объектом изучения многих архитекторов-модернистов в XX веке, которые черпали информацию в трудах прославленного немецкого архитектора Бруно Таута. Ле Корбюзье, а затем и Вальтер Гропиус, посетивший Виллу в 1953 году, черпали вдохновение в ее минималистичном и ортогональном дизайне. Вилла Кацура стала хорошо известна и благодаря архитекторам из Австралии, таким как Филипп Кокс, Питер Мюллер и Невилл Грузман, которые посещали ее в конце 1950-х и 1960-х годах.

Сад славится своими природными, мифическими ландшафтами, разбитыми вокруг большого пруда. Дизайн сада является миниатюрной версией Аманохасидатэ - одного из трех самых известных природных красот Японии. Три острова в озере напоминают мифические Острова Блаженных - сакральную заморскую страну где-то на краю света.

Вилла Кацура расположена в 15-и минутах ходьбы от станции Кацура, линии Ханкю, Киото. По будним дням шесть раз в день проводятся бесплатные туры (только на японском языке). По воскресеньям, праздничным дням и некоторым субботам экскурсии по Кацура Рикю не проводятся.

Фото: Ольга Грозина ,
Ландшафтный центр "Очарование природы",

  • Адрес: Katsuramisono, Nishikyo Ward, Kyoto, Kyoto Prefecture 615-8014, Япония
  • Телефон: +81 75-211-1215
  • Сайт: sankan.kunaicho.go.jp
  • Дата основания: XVII в.

Расположенный в центральной части крупнейшего острова Страны восходящего солнца, Хонсю, является одним из самых больших городов государства, а также важнейшим культурным и образовательным центром Западной . Этот город стал родным домом для многочисленных храмов, дворцов и музеев, а его старинная архитектура и сегодня привлекает десятки тысяч путешественников ежегодно. Среди основных особой популярностью у иностранных туристов пользуется дворец Кацура, известный также как Императорская Вилла Кацура. Расскажем об этом удивительном месте подробнее.

Интересные сведения

Дворец Кацура на сегодняшний день считается одним из главных сооружений в Киото. Он был построен в 1600-х годах по приказу принца Тосихито на земле, подаренной ему известным японским военным и политическим деятелем Тоётоми Хидэёси. Общая площадь, занимаемая роскошной виллой, составляет около 56000 кв. м.

Весь дворцовый комплекс имеет большое значение для местной культуры и рассматривается как вершина японской архитектуры и садового дизайна. Согласно одной из версий исследователей, в планировании и строительстве здания принимал участие даже гениальный архитектор Кобори Энсю.

Особенности виллы

Принц Тосихито, под чьим руководством был построен дворец Кацура, являлся большим фанатом знаменитого произведения японской классической литературы «Повесть о Гэндзи». Многие сцены из легендарного романа были даже воссозданы в саду Кацура. Изначально на его территории были размещены 5 чайных домиков, однако до наших дней сохранились лишь 4 из них. Небольшие здания были построены для проведения чайных церемоний в соответствии с тремя главными законами – гармонией, тишиной и благоговением. Для строительства даже были выбраны природные материалы, чтобы чайханы служили неким продолжением естественной атмосферы сада.


Прогуливаясь по территории дворца Кацура, советуем также уделить внимание следующим сооружениям:


Императорский дворец Кацура служит прекрасным образцом традиционного японского дизайна, который включает в себя принципы ранних синтоистских святилищ, эстетику и философию дзен-буддизма. Такое уникальное сочетание довольно редко встречается в современном мире, поэтому каждый иностранный гость во время путешествия по Японии обязан здесь побывать.

Как добраться?

Посетить дворец и сад Кацура можно как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно, доехав на такси или . Всего в 10 мин. ходьбы от главного входа есть одноименная автобусная остановка, доехать до которой можно на автобусах №№34 и 81.


KATSURA - Императорская вилла в юго-восточной части Киото (Япония). В саду виллы Катсура, расположенном вокруг большого пруда, воссозданы ландшафты гор, моря, полей, ручьев, рисовых плантаций и т.д. Но истинной достопримечательностью сада являются живые изгороди из бамбука. Особый интерес представляют изгороди «Катсура-гаки» и «Хо-гаки». Первая состоит из переплетенных между собой побегов бамбука, а вторая из сухих бамбуковых стеблей и листьев.







Построен он в 1602 году на плоской местности. В парке созданы сеть каналов и прудов, небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Площадь его – 10 га. Он совершенно изолировал от окружающего парк пространства, так что все внимание сосредоточено на внутренних пейзажах. В нем совершают прогулки пешком и на лодках.

Постоянная смена картин гармонично переходит одна в другую. Главенствующая роль отведена самым различным хвойным деревьям и кустарникам. Прогулочный маршрут необычайно длинный, и это благодаря весьма извилистым контурам берегов и островков.