Атолл мидуэй. Морское сражение у атолла Мидуэй (1942 год) Сражение у атолла

МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ У АТОЛЛА МИДУЭЙ 1942 ГОД

Атолл Мидуэй занимает выгодное стратегическое положение в северной части Тихого океана на пересечении морских и воздушных коммуникаций между США и странами Азии. 4-6 июня 1942 года вблизи атолла Мидуэй произошло крупное морское сражение между японским (командующий адмирал И. Ямамото) и американским (командующий адмирал Ч. Нимиц) флотами в рамках Мидуэй - Алеутской операции японского флота (3-6 июня 1942 года). Целью операции являлся захват атолла Мидуэй и островов Кыска иАтту (Алеутские острова), разгром Тихоокеанского флота США и обеспечение господства японского флота в центральной и северной частях Тихого океана.

Верховное командование Японии задолго готовилось к захвату Мидуэя. К концу апреля 1942 года план операции, порученный для разработки штабу Объединенного флота, был составлен и утвержден адмиралом Ямамото. 5 мая японская императорская ставка издала директиву, в которой главнокомандующему Объединенным флотом приказывалось "во взаимодействии с сухопутными силами осуществить оккупацию о. Мидуэй и ключевых пунктов в западной части Алеутских островов". (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. М., 1958. С. 100.) Высадка десанта намечалась на 4 июня. Захват Алеутских островов должен был начаться на сутки раньше, чтобы отвлечь крупные силы американского флота на север.

Для проведения этого масштабного наступления на двух направлениях штаб Объединенного флота планировал привлечь максимальное количество сил. Всего, включая транспортные и вспомогательные силы, для проведения операции было выделено свыше 200 кораблей и судов, в том числе не менее 11 линейных кораблей, 8 авианосцев, 22 крейсера, 65 эскадронных миноносцев и 21 подводной лодки, а также примерно 700 самолетов. (Футида М., Окумия М. Указ. соч. С. 107.) Это была самая большая концентрация военно-морских сил в истории. Тихоокеанского региона. Эти силы были сведены в шесть соединений: четыре основных соединения, передовое соединение подводных лодок и соединение базовой авиации под общим командованием адмирала Ямамото.

На центральном направлении было создано авианосное ударное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо.в составе 4 тяжелых авианосцев, 2 линейных кораблей, 3 крейсеров, 12 эсминцев и соединение вторжения на Мидуэй под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо, в состав которого вошли 15 транспортов (5 тысяч человек десанта), легкий авианосец, 2 авиатранспорта, 2 линейных корабля, 10 крейсеров, 21 эскадренный миноносец.

" Для захвата Алеутских островов - Атту и Кыска - выделялось северное соединение вице-адмирала Мосиро Хосогая, которое включало 2 легких авианосца, 6 крейсеров, 12 эсминцев, 6 подводных лодок, 4 транспорта (2 450 человек десанта) и ряд других боевых кораблей и судов.

Главные силы японского Объединенного флота под командованием адмирала Ямамото должны были действовать таким образом, чтобы одновременно обеспечить поддержку сил на центральном и северном направлениях. В их состав входили 7 линейных кораблей, легкий авианосец, 3 крейсера, 21 эскадронный миноносец, 2 авиатранспорта (они несли карликовые подводные лодки). В ходе операции из состава этих сил для прикрытия высадки десантов на Алеутские острова выделялось соединение прикрытия (Алеутский район), в которое входили 4 линейных корабля, 2 крейсера, 12 эсминцев. (История второй мировой войны, 1939 - 1945. Т.5. М., 1975. С. 392.)

Японский флот снялся со своих баз 27 мая, в день празднования годовщины создания флота, и взял курс на Мидуэй. Японское командование уделяло большое внимание оперативной маскировке, чтобы достичь внезапности удара. Однако американскому командованию удалось расшифровать код, которым пользовались японцы, и заранее узнать о планах Объединенной эскадры. Еще за три месяца до начала операции американская армия стала энергично готовиться к боям. Главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Нимиц в начале мая посетил Мидуэй и принял меры по усилению его гарнизона и строительству новых оборонительных сооружений.

К началу июня авиация на Мидуэе была усилена 16 пикирующими бомбардировщиками корпуса морской пехоты, 7 истребителями, 30 летающими лодками морской авиации, атакже 18 самолетами "В-17" и 4 самолетами "В-26" из состава армейской авиации. Всего на Мидуэе насчитывалось 120 самолетов. Было установлено большое количество зенитных батарей. На Мидуэй прибыло несколько торпедных катеров для патрулирования побережья. Силами подводных лодок образованы три дозорные линии в виде дуг на удалении 100, 150 и 200 миль от атолла. Все 20 лодок заняли назначенные позиции к 4 июня.

Против японской эскадры адмирал Нимиц заблаговременно развернул два оперативных соединения в составе 3 тяжелых авианосцев (233 самолета), 8 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев под командованием контр-адмирала Ф. Флетчера. (Советская военная энциклопедия. Т.5. М., 1978. С. 277.) Таким образом американцы уступали противнику главным образом в крупных артиллерийских кораблях (линкорах и крейсерах). Превосходство японцев в самолетах было компенсировано американской авиацией берегового базирования.

Операция началась 3 июня ударом японской авиации по военно-морской базе Датч-Харбор (о. Уналашке из группы Алеутских остроВ районе атолла Мидуэй события разворачивались следующим образом. 3 июля в 600 милях от атолла американский самолет обнаружил японское десантное соединение. Первые удары американской авиации по противнику были безуспешными.

4 июня 108 японских самолетов, поднятые с авианосцев, нанесли удар по атоллу, но не решили главную задачу - не уничтожили американскую авиацию, так как американские самолеты были подняты в воздух и следовали для удара по японским кораблям. Но их атака не нанесла им серьезного ущерба.

В это время с трех американских авианосцев поднялось 126 бомбардировщиков и торпедоносцев и 26 истребителей для удара по японским кораблям. Только трем группам торпедоносцев удалось атаковать японские авианосцы. Корабли не пострадали. Было сбито 37 американских самолетов.

После возвращения самолетов первого удара, японское командование решило провести еще одну атаку. Но когда торпеды, предназначенные для атаки американских судов - этими торпедами были вооружены торпедоносцы - стали приспосабливать для бомбардировки наземных целей, поступило сообщение: "Обнаружена эскадра противника". Вновь начали спешно оборудовать самолеты для бомбардировки судов. И в тот момент, когда самолеты, нагруженные бомбами, торпедами и горючим, готовились подняться со взлетных площадок, на них обрушились 30 американских пикирующих бомбардировщиков. (История войны на Тихом океане. Т.З. М„ 1958. С. 276.) Бомбардировщики поднялись с авианосцев "Энтерпрайз" и "Йорктаун". Менее чем за пять минут они уничтожили цвет японского флота - тяжелые авианосцы " Kara", "Акати" и "Сорю". За всю историю войн не было более быстрого или более драматического изменения соотношения сил.

В этот же день американские самолеты нанесли тяжелые повреждения авианосцу "Хирю". 5 июня он был потоплен своим эскадренным миноносцем.

Японские бомбардировщики тяжело повредили американский авианосец "Йорктаун", который 6 июня был атакован японской подводной лодкой и утром следующего дня затонул.

В результате сражения у Мидуэя японцы потеряли 4 тяжелых авианосца, тяжелый крейсер, 332 самолета (в том числе 280 с потонувших авианосцев); линейный корабль, тяжелый крейсер, 3 эсминца и 1 транспорт получили повреждения. 5 июня Ямамото отменил высадку десанта на Мидуэй, отозвал северные соединения с Алеутских островов и начал отход всех сил флота на свои базы.

Американцы потеряли: тяжелый авианосец, эсминец и 150 самолетов, в том числе 30 базировавшихся на Мидуэе. Произошедшее морское сражение изменило соотношение сил на Тихом океане в пользу флота США: у японцев остались 1 тяжелый и 4 легких авианосца против 3 тяжелых у американцев. (Советская военная энциклопедия. Т.5. С. 277.) К тому же японцы не могли догнать американцев в их строительстве. В Японии строились или ремонтировались б авианосцев, а в США было заложено не менее 13 обычных и 15 эскортных авианосцев. (Фулаер Дж. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Стратегический и тактический обзор. М., 1956. С. 203.)

После этих событий японцам уже стало невозможно осуществлять активные наступательные операции. При поддержке флота американские силы перешли к контрнаступлению на Тихоокеанском театре военных действий.

Использованы материалы книги: "Сто великих битв", М. "Вече", 2002

Литература:

1. История войны на Тихом океане: В 5-й т. / Под общ. ред. У. Сейдзиро. - Т.4. - М., 1958.

2. История второй мировой войны. 1939-1945: В 12-й т. / Ред. кол. А.А. Гречко (глав. ред.) М., 1975. - Т.5. - С. 391-396.

3. Кампании войны на Тихом океане. Материалы по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединенных Штатов. -М., 1956.

4. Нимиц Ч., Поттер Э. Война на море. (1939-1945). - М., 1965.

5. Роскилл С. Флот и война. - Т.2. - М., 1970.

6. Советская военная энциклопедия: В 8-й т./Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. - М., 1978. - Т.5. - С. 276-278.

7. Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. - М., 1958.

8. Шерман Ф.С. Американские авианосцы в войне на Тихом океане. -М., 1956.

Какие ассоциации у жителя нашей страны вызывала фамилия Ямамото в послевоенные десятилетия? В голове всплывало смутное: огромные железные громады кораблей, жерла орудий, которые выстреливали снаряды на десятки километров - по судам противника. Хотя наша страна и не участововала в тех сражениях, но народ читал в книгах о том, что вблизи атолла Мидуэй произошло крупное морское сражение между японским и американским флотами. Командующим японского флота был адмирал И. Ямамото. Какие чувства возникают, когда современный человек читает на упаковке имя Yohji Yamamoto ? Возникают ассоциации с чем-то приятным. Приятный запах, приятные встречи. Время меняет ассоциации. Такова жизнь.

Битва у атолла Мидуэй

В стратегических планах японского командования на Тихоокеанском театре боевых действий - захват атолла Мидуэй, должен был способствовать установлению полного контроля над всеми Гавайскими островами, заставить американцев покинуть крупнейшую базу своих ВМС в Пёрл-Харборе, создать непосредственную угрозу территории США и принудить американскую сторону сесть за стол переговоров для заключения мирных соглашений на выгодных для себя условиях.


Окончательное решение японского командования по атоллу Мидуэй было принято в начале мая 1942 года, за пару дней до сражения в Коралловом море. Помимо, непосредственно, захвата Мидуэя предусматривалось проведение вспомогательной (отвлекающей) операции по захвату двух островов Алеутской гряды (Атту и Кыска) и воздушный удар по американской базе Датч-Харбор.

Для проведения операции были задействованы основные силы японского Объединённого флота. Группировка боевых кораблей и судов обеспечения насчитывала более 150 единиц (в том числе 11 линейных кораблей, 4 тяжёлых и 4 лёгких авианосца, 19 крейсеров и 66 эскадренных миноносцев). Группировка палубной авиации включала более 355 боевых самолётов.

На главном направлении, у атолла Мидуэй, должно было действовать ударное авианосное соединение (командующий вице-адмирал Нагумо) в составе четырёх тяжёлых авианосцев («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») и 17 боевых кораблей эскорта (в том числе 2 линейных корабля и 3 крейсера) с задачей нанесения первоначального воздушного удара по гавани, позициям зенитной артиллерии и, самое главное, по авиабазе, чтобы уничтожить размещенную там разнородную авиацию.

Авиагруппы четырёх тяжёлых авианосцев включали с учётом резервных истребителей 248 боевых самолёта (в том числе 93 истребителя «Мицубиси» А6М2 «Зеро», 74 пикирующих бомбардировщика «Айчи» D3A1 «Вэл» и 81 торпедоносец «Накадзима» B5N2 «Кейт»). На борту авианосца «Сорю» находилось два новых палубных пикирующих бомбардировщиков-разведчиков «Йокосука» D4Y «Сусей» (союзное кодовое имя «Джуди»).


Скоростной бомбардировщик-разведчик «Йокосука» D4Y1-C «Сусей» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Палубный пикирующий бомбардировщик «Йокосука» D4Y «Сусей» («Джуди») разрабатывался на основе технического задела лицензионного, не пошедшего в серию, германского бомбардировщика «Хейнкель» Не-118. Самолёт разрабатывался для замены устаревшего пикировщика «Айчи» D3A1 «Вэл» и совершил свой первый полёт в 1940 году. Машина получилась скоростная: установленный на D4Y1 двигатель мощностью 1200 лошадиных сил разгонял бомбардировщик до скорости в 552 км в час, сопоставимой со скоростями истребителей того времени. «Джуди» имел потолок в 9900 метров и нормальную дальность полёта 2535 км (максимальную – 3890 км).


D4Y1 «Сусей» («Джуди») в экспозиции музея, наши дни (Фото сайта j-aircraftmodel.ru)

Двухместный скоростной бомбардировщик D4Y1 в качестве основного вооружения мог нести в бомбоотсеке одну 250-кг или 500-кг авиабомбу. Под крылом могли подвешиваться две бомбы по 30 кг. Перед капотом двигателя устанавливались синхронно два 7.7-мм пулемёта. Ещё один 7.7-мм пулемёт размещался на турели в задней части кабины.


D4Y1 «Сусей» («Джуди») на авиашоу, 2013 г. (Фото сайта www.warbird-photos.com)

Разведывательный вариант D4Y1-С, который и получил боевое крещение у атолла Мидуэй, вместо бомб в отсеке вооружения имел дополнительный топливный бак. Защита экипажа и топливных баков на «Джуди» отсутствовали.

Союзное командование, благодаря радиоперехвату и расшифровке сообщений, было осведомлено о планах и намерениях противника. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Нимиц планировал упредить японцев в развертывании своих главных сил и нанести по силам десанта и авианосному соединению неожиданный воздушный удар.

В состав ударного авиационного соединения ВМС США (командующий контр-адмирал Флетчер) вошли три авианосца («Энтерпрайз», «Хорнет» и «Йорктаун») и 25 боевых кораблей охранения (из них 8 крейсеров). В составе их авиагрупп насчитывалось 233 боевых самолёта (79 истребителей «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт», 112 пикирующих бомбардировщиков «Дуглас» SBD-3 «Доунтлесс» и 42 торпедоносца «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор»).

Четвёртым «непотопляемым авианосцем» выступал сам Мидуэй. На его авиабазе была развёрнута мощная разнородная авиационная группировка из 109 боевых самолётов и 30 летающих лодок (амфибий) «Консолидейтед» PBY-5 «Каталина».


Летающая лодка PBY-5 «Каталина» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Многоцелевая летающая лодка «Консолидейтед» PBY «Каталина» по сей день считается самой массовой и наиболее удачной. Свой первый полёт «Каталина» совершила в далёком 1935 году, а последние модификации эксплуатировались до 1970-х годов. Самыми массовыми воюющими моделями были PBY-5 и PBY-5А (оснащёна 3-х колёсным убирающимся шасси).


Амфибия PBY-5А «Каталина» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Двухмоторная амфибия PBY-5А оснащалась двигателями мощностью по 1200 лошадиных сил и развивала максимальную скорость 288 км в час (крейсерская 188 км в час). «Каталина» имела потолок в 4480 метров и практическую дальность полёта 4096 км.


Амфибия PBY-5А «Каталина» в полёте, наши дни (Фото сайта www.flickr.com)

Экипаж амфибии зависел от поставленных задач и включал от семи до одиннадцати человек. Оборонительное вооружение было представлено двумя 12.7-мм и тремя 7.62-мм пулемётами. Под крыльями могли подвешиваться авиационные торпеды, обычные и глубинные бомбы (общий вес боевой нагрузки не мог превышать 1814 кг).


Амфибия PBY-5А «Каталина» на стоянке, наши дни (Фото сайта www.navalaviationfoundation.org)

Армейская авиация (ВВС) была представлена 17 тяжёлыми бомбардировщиками «Боинг» В-17 «Летающая крепость» и четырьмя средними «Мартин» В-26. Авиация морской пехоты располагала 7 истребителями F4F-3 «Уайлдкэт», 21 истребителем «Брюстер» F2A-3 «Буффало», пикирующими бомбардировщиками SBD-2 «Доунтлесс» (16 единиц) и SB2U-3 «Виндикейтор» (17 единиц). Шесть новейших торпедоносцев «Грумман» TBF «Авенджер», принадлежащие авиагруппе «Хорнета», не попали на свой авианосец и остались на островной авиабазе.

Палубный истребитель «Брюстер» F2A-3 «Буффало» впервые поднялся в воздух в 1937 году. Перед началом боевых действий на Тихом океане устаревший истребитель с палуб авианосцев перекочевал на береговые аэродромы и использовался в учебных целях или для объектовой ПВО (как на атолле Мидуэй).


«Брюстер» F2A-3 «Буффало» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Одноместный цельнометаллический истребитель F2A-3 оснащался двигателем мощностью 1200 лошадиных сил. Максимальная скорость на высоте 5000 м составляла 518 км в час. На высоту 4572 м «Буффало» поднимался за 7 минут. Вооружение истребителя состояло из четырёх 12.7-мм пулемётов (два синхронных и два в крыльях).


Истребитель F2A-3 «Буффало» в полёте, 1942 г. (Фото сайта aviawarworld.ru)

Перетяжелённый F2A-3 «Буффало» заметно уступал «Зеро» по маневренности и скороподъёмности.


Бомбардировщик «Воут» SB2U-3 «Виндикейтор» (Рисунок сайта wardrawings.be)

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик «Воут» SB2U-3 «Виндикейтор» осуществил свой первый полёт в 1936 году. В начале Второй мировой войны SB2U, оставшиеся на авианосцах, выполняли разведывательные задачи, а в качестве ударных с береговых аэродромов морской пехоты США.


SB2U-3 «Виндикейтор» в полёте, 1940 г. (Фото сайта wikimedia.org)

Двухместный бомбардировщик с двигателем мощностью 825 лошадиных сил при максимальной взлетной массе в 4273 кг мог развить максимальную скорость 391 км в час. Самолёт имеет потолок 7200 метров и дальность полёта с максимальной бомбовой нагрузкой 1800 км.


Звено SB2U-3 в полёте (Фото сайта axis-and-allies-paintworks.com)

Вооружение SB2U-3 состояло из двух 12.7-мм пулемётов (один в крыле и один на турельной установке стрелка-радиста) и авиабомб, подвешиваемых под центропланом (одна на 454 кг) или крыльями (две по 113 кг). Максимальный вес боевой нагрузки 454 кг.


SB2U-3 «Виндикейтор» сбрасывает бомбу (Рисунок сайта www.fiddlersgreen.net)

Палубный торпедоносец «Грумман» TBF «Авенджер» разрабатывался для замены устаревших «Дуглас» TBD-1 «Девастейторов». Первый полёт «Авенджер» совершил в 1941 году, с начала 1942 –го началось серийное производство модели TBF-1, принявшей свой первый бой с атолла Мидуэй в июне.


TBF-1 «Авенджер» (Рисунок сайта wardrawings.be)

«Авенджер» представлял собой трёхместный среднеплан со складывающимися при помощи гидравлики крыльями. По уже сложившейся фирменной груммановской традиции торпедоносец TBF получился довольно прочной и крепкой машиной, выдерживающий многочисленные попадания.


«Грумман» ТВМ-3Е «Авенджер» (Фото сайта www.aviarmor.net)

Мощный 1700-сильный двигатель разгонял тяжёлую машину (взлётный максимум 7221 кг) до максимальной скорости 436 км в час. Дальность полёта у «Авенджера» с торпедой равнялась 1955 км, а потолок – 6790 метров.


Торпедоносец ТВМ-3Е «Авенджер» на авиашоу, наши дни (Фото сайта www.warbirddepot.com)

Основное вооружение торпедоносца модели TBF-1 размещалось в просторном бомбовом отсеке и могло состоять из одной 569-мм торпеды Мк.13 или двух 454-кг бомб (либо бомб меньшего калибра общим весом до 907 кг). Стрелковое вооружение состояло из одного 12.7-мм пулемёта в специальной башенке у стрелка-радиста и двух 7.62-мм пулемётов (один синхронный, другой в задней части фюзеляжа, стреляющий вниз).


TBF-1 «Авенджер» в момент сброса торпеды, 1942 г. (Фото сайта midnike.livejournal.com)

3 июня 1942 года ударная авиагруппа с японских авианосцев «Рюдзё» и «Дзуньё» из шести торпедоносцев B5N2 «Кейт» при поддержке шести истребителей «Зеро» атаковала гавань Датч-Харбора (Алеутские острова). В это время японские корабли уже подошли к атоллу Мидуэй на расстояние в 700 миль. Японцам не удалось остаться незамеченными.


Схема битвы у атолла Мидуэй 4-5 июня 1942 г. (Фото сайта ww2history.ru)

Этим утром, около девяти часов, идущие к Мидуэю корабли были обнаружены одной из летающих лодок PBY «Каталина», совершающих регулярные разведывательные полёты.


Летающая лодка PBY-5 «Каталина» в разведывательном полёте (Фото сайта www.aviarmor.net.aww2)

Вечером девять «Летающих крепостей» В-17сбросили бомбы по группе японских транспортов, находившихся уже в 570 милях от атолла Мидуэй. Атака тяжёлых бомбардировщиков оказалась в целом безрезультативной. Более успешной была ночная атака вооружённых торпедами четырёх «Каталин». Из трёх сброшенных торпед одна угодила в танкер и нанесла ему незначительные повреждения, он лишь снизил ход. Американцы никаких потерь в ходе атак не понесли.

Произошедшие накануне вечером и ночью воздушные атаки не изменили планов японского командования, и ранним утром 4 июня 1942 года с палуб тяжёлых авианосцев, на удалении от Мидуэя в 240 миль, начали подниматься в воздух первые самолёты. Ударную авиагруппу с четырёх авианосцев («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») из 72 ударных самолётов (36 пикирующих бомбардировщиков D3A1 «Вэл» и 36 торпедоносцев B5N2 «Кейт») прикрывали 36 истребителей А6М2 «Зеро».

На расстоянии около 150 миль от атолла Мидуэй в 5.45 утра японские самолёты были обнаружены летающей лодкой PBY «Каталина». Другая «Каталина» чуть позже, с разницей в несколько минут, заметила уже два авианосца и корабли эскорта противника на удалении от базы в 180 миль в северо-западном направлении.

Получив от разведывательных «Каталин» и базового радара информацию о приближении японской ударной авиагруппы, командование базы подняло в воздух почти всю авиацию. Ударные самолёты барражировали, ожидая распоряжений, а истребители морской пехоты (20 F2A-3 «Буффало» и шестёрка F4F-3 «Уайлдкэт») устремились на перехват противника.

Воздушный бой произошёл, когда до атолла оставалось не более 30 миль. Морально устаревшие, тихоходные «Буффало» и менее маневренные «Уайлдкэты», за штурвалами которых находились молодые неопытные пилоты, проиграли эту воздушную схватку более скоростным и маневренным «Зеро» с отлично подготовленными лётчиками. Японцы, потеряв всего два самолёта, сбили 15 американских истребителей и тяжело повредили остальные.


Аэродром на атолле Мидуэй во время налёта японской авиации (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Не понёсшие от американских истребителей потерь «Кейты» и «Вэлы» в 6.30 нанесли удар по Мидуэю. Их встретил плотный зенитный огонь островных батарей. Пять ударных самолётов и два «Зеро» были сбиты. Сокрушительного удара не получилось. Были разрушены или повреждены элементы инфраструктуры базы, но взлётно-посадочная полоса не пострадала, да и самолётов на ней уже не было. Вице-адмиралу Нагумо командиром первой ударной волны был отправлен доклад о необходимости повторной атаки.


Пожар на складе горючего, остров Сэнд, Мидуэй (Фото сайта fototelegraf.ru)

Адмирал Нимиц, получив сообщение о бомбёжке атолла Мидуэй, отдал приказ барражирующим неподалёку ударным самолётам нанести удар по кораблям японцев. Начиная с семи часов утра, было осуществлено четыре авианалёта, но все они завершились безрезультатно и с огромными потерями с американской стороны. Так, из шести новейших торпедоносцев TBF «Авенджер» и четырёх средних бомбардировщиков В-26 «Мародёр» с задания вернулось только два В-26 и один «Авенджер». Из 16 пикирующих бомбардировщиков SBD-2 «Доунтлесс» было потеряно восемь, а остальные повреждены (6 из них восстановлению не подлежали). Пикировщики SB2U-3 «Виндикейтор» потеряли 4 самолёта из 11.


SB2U-3 «Виндикейтор» после атаки японского крейсера (Рис. сайта www.super-hobby.co.uk)

Отсутствие истребительного прикрытия, плотный огонь корабельной ПВО, яростные атаки «Зеро» и слабая подготовка американских лётчиков обусловили такие большие потери атакующих японские корабли ударных самолётов. Потерь не понесли лишь «Летающие крепости» В-17, бомбившие японцев с высоты более 6000 метров, но так и не достигшие ни одного попадания в цель.


«Хирю» маневрирует во время бомбардировки с B-17 «Летающая крепость», Мидуэй, 4 июня 1942 года (Фото сайта fototelegraf.ru)

С шести часов утра американцы начали поднимать свои самолёты для атаки обнаруженных японских авианосцев. Ударная авиагруппа с «Йорктауна» состояла из 12 торпедоносцев TBD-1 «Девастейтор» и 17 пикирующих бомбардировщиков SBD-2 «Доунтлесс», которую прикрывали шесть истребителей F4F-4 «Уайлдкэт» (всего 35 самолётов).


Торпедоносцы TBD-1 «Девастейтор» на палубе «Энетерпрайза» перед вылетом, 4 июня 1942 г. (Фото сайта fototelegraf.ru)

Через час начали взлетать самолёты с «Энтерпрайза» и «Хорнета». В эту ударную авиагруппу вошли 116 самолётов (29 торпедоносцев «Девастейтор», 67 пикировщиков «Доунтлесс» и 20 истребителей F4F-4 «Уайлдкэт»). На момент взлёта торпедоносцев авианосцы находились на удалении от предполагаемой точки нанесения удара, превышающим радиус действия «Девастейторов».


SBD-2 «Доунтлесс» на палубе «Хорнета», 4 июня 1942 г. (Фото сайта wikimedia.org)

Как уже бывало, неточные данные разведки о местоположении цели, слабое взаимодействие и «его величество случай» привели к тому, что две ударные авиаэскадрильи не обнаружили врага и не приняли участие в авиаударе, потеряв из-за нехватки горючего 12 самолётов. Три авиаэскадрильи «Девастейторов», опередив пикировщики, без истребительного прикрытия бросились в атаку на японские авианосцы. Из 41 «Девастейтора» уцелели только от 4 до 6 машин. Ни одна из торпед, сброшенных ими, не достигла цели. Японцы были удивлены яростной самоубийственной атакой американских лётчиков. Но гибель торпедоносцев была не напрасной.


Атака торпедоносца TBD-1 «Девастейтор» (Рисунок сайта korabley.net)

В том момент, когда почти все японские истребители атаковали низколетящие под шквальным огнём корабельной зенитной артиллерии торпедоносцы, с высоты на японские авианосцы неожиданно обрушились пикировщики трёх эскадрилий. Настал звёздный час «Доунтлессов», которые в 10.24, почти одновременно, атаковали «Акаги», «Кагу» и «Сорю» и в течение пяти минут вывели их из строя.


Атака японских авианосцев (Рисунок сайта www.howarddavidjohnson.com)

В «Акаги» попали две авиабомбы, которые вызвали многочисленные пожары самолётов, сопровождаемые взрывами боеприпасов и горючего. Огонь быстро распространился по всему кораблю и вышел из-под контроля. Команда была снята с авианосца. Рано утром 5 июня 1942 года «Акаги» был торпедирован своим эсминцем и после попадания четырёх бомб пошёл на дно.


Атака пикирующими бомбардировщиками SBD-2 «Акаги» (Рис. сайта steeljawscribe.com)

«Кага» получил попадание четырёх бомб и загорелся. В самом начале воздушной атаки погибли почти все офицеры на мостике, когда взорвалась расположенная недалеко ёмкость с авиационным бензином. После серии взрывов топливных цистерн в 19.25 авианосец затонул.


Пара «Доунтлессов» после бомбового удара по «Сорю» (Рис. сайта steeljawscribe.com)

В третий авианосец «Сорю» за три минуты попало три авиабомбы. Была разворочена полётная палуба. После многочисленных взрывов цистерн с авиабензином весь корабль был охвачен огнём. По приказу капитана экипаж начал покидать корабль, бросаясь прямо в воду, но не все смогли это сделать. На корабле ещё продолжались взрывы, когда над ним в 19.13 сомкнулись морские волны. Более 700 человек забрал с собой в пучину «Сорю».

Потеря японским флотом трёх тяжёлых авианосцев обошлась американцам в 67 самолётов (55 из них были сбиты, остальные потеряны из-за недостатка горючего).

Четвёртый японский авианосец «Хирю», находившийся на удалении от остальных, не подвергся атаке. Его авиагруппа из 18 пикирующих бомбардировщиков D3A1 «Вэл» и 8 истребителей прикрытия А6М2 «Зеро» направилась к «Йорктауну». Сбитый над палубой авианосца «Вэл» в 12.00 успел сбросить все три свои бомбы, которые попали в цель. На корабле возникли пожары, встали все котлы и был потерян ход. В ходе атаки японцы потеряли 16 самолётов из 26 (в том числе 13 «Вэлов»).


«Йорктаун» горит после атаки пикировщиков D3A1 «Вэл» (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Через два часа восстановивший ход «Йорктаун» был снова атакован, но уже 10 торпедоносцами с «Хирю». Корабль получил попадания двух торпед. Вновь потерявший ход авианосец накренился на левый борт, сильные разрушения получил корпус. Истребители F4F-4 «Йорктауна» смогли уничтожить 5 торпедоносцев B5N2 «Кейт» и 3 «Зеро» (половину из нападавших). Посчитав авианосец обречённым, американцы спешно эвакуировали команду, оставив в корабельном лазарете двоих тяжелораненых.


Экипаж авианосца «Йорктаун» покидает поврежденный корабль (Фото сайта fototelegraf.ru)

Однако «Йорктаун» не собирался тонуть. Попытки реанимировать корабль были прерваны японской подводной лодкой I-168. Из четырёх выпущенных торпед в 16.30 шестого июня две попали в авианосец, а одна в эскадренный миноносец аварийной партии. Эсминец разломился пополам и затонул. «Йорктаун» затонул только на следующий день в шесть часов утра.


«Йорктаун» и эсминец «Гамманн» в момент взрыва торпед, выпущенных японской субмариной (Фото сайта pacificparatrooper.files.wordpress.com)

Четвёртый японский тяжёлый авианосец «Хирю» был обнаружен 4 июня в 14.45, а в 17.03 был атакован ударной авиагруппой из 24 пикирующих бомбардировщиков SBD-2 «Доунтлесс» с авианосцев «Энтерпрайз» и «Йорктаун» без истребительного прикрытия. «Доунтлессы» смогли преодолеть заслон из шести оставшихся истребителей «Зеро» и добились четырёх попаданий в «Хирю». У авианосца была разворочена носовая часть полётной палубы, возникли многочисленные пожары. Огнём истребителей было сбито два SBD-2, у третьего пикировщика закончилось горючее, и он упал в море.


Горит авианосец «Хирю», хорошо видна разрушенная носовая часть палубы, утро 5 июня 1942 г. (Фото сайта fototelegraf.ru)

Вторая ударная авиагруппа с «Хорнета» из 16 «Доунтлессов» прибыла с опозданием на полчаса. В горящий «Хирю» и корабли охранения не попала ни одна из сброшенных ими бомб. Сам авианосец, с которого сняли большую часть команды (кроме машинного отделения), продержался на плаву до утра следующего дня. После двух торпед, выпущенных со своего эсминца, тяжёлый авианосец «Хирю» в 8.20 скрылся в океанской пучине.

Точка в сражении у атолла Мидуэй была поставлена 6 июня, когда двумя авиагруппами с оставшихся двух американских авианосцев («Энтерпрайз» и «Хорнет») по 80 (первая волна) и 32 самолёта (вторая волна) были тяжело повреждены японские крейсера «Могами» и «Микума». Ночью 7 июня тяжёлый крейсер «Микума» затонул. Основной ударной силой авиагрупп выступал пикирующий бомбардировщик SBD-2 «Доунтлесс» (в атаках участвовал 81 пикировщик от общего количества самолётов в 112 единиц). Свой последний боевой вылет совершили торпедоносцы TBD-1 «Девастейтор» (в налёте участвовало 3 машины), уступившие в дальнейшем место на палубах американских авианосцев более современным самолётам - «Грумман» TBF «Авенджер».

Своей победой в сражении у атолла Мидуэй американцы окончательно отобрали у японцев стратегическую инициативу. Японский флот потерпел сокрушительное поражение. Были потеряны четыре тяжёлых авианосца со своими авиагруппами и один тяжёлый крейсер. Особо чувствительной потерей оказалась гибель хорошо подготовленных и опытных лётчиков, так и не восполненной до самого конца войны.

За свою победу американцы заплатили гибелью одного авианосца и одного эсминца, потерей около полутора сотен боевых самолётов (с учётом потерь авиации берегового базирования).

Авианосцы и палубная авиация окончательно утвердили себя в качестве главной ударной силы в войне на море.

Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной ).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой! – М.: Яуза: ЭКСМО, 2011.
5. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
6. Больных А.Г. Перл-Харбор. «Пиррова победа» Императорского флота – М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.
7. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
8. Котельников В.Р. «Ураганный» истребитель. «Харрикейны» в бою – М.: ВЭРО Пресс: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Харук А.И. «Зеро». Лучший истребитель – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
10. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
11. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://www.aviastar.org;
http://www.avionslegendaires.net;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.airpages.ru;
http://fototelegraf.ru.

4 июня 1942 года произошло сражение у атолла Мидуэй. Оно стало поворотной точкой в войне на Тихом океане. Япония потеряла 4 тяжелых авианосца («Акаги», «Хирю», «Кага» и «Сорю»), а японская морская авиация понесла потери, от которых не смогла оправиться до конца войны. Самой невосполнимой потерей оказалась гибель сотен квалифицированных пилотов. Японский флот, до конца лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Атолл Мидуэй расположен в центральной части Тихого океана, в 1 136 милях к северо-западу от Гавайских островов, и занимает очень выгодное стратегическое положение, находясь примерно в центре треугольника, образованного японской базой на Уэйке и американскими — в Датч-Харборе и Перл-Харборе. Захват его открывал большие возможности для планирования и осуществления дальнейших операций японского флота.

Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.

Рейд 16 сухопутных бомбардировщиков В-25В Mitchell подполковника Джеймса Дулиттла на Токио с борта USS Hornet , состоявшийся 18 апреля 1942 года, поставил точку во всех спорах вокруг дальнейших военных действий Японии на Тихом океане. Штаб Объединенного флота Японии уже не сомневался, что задуманную операцию следует провести как можно быстрее.

The extent of Japanese military expansion in the Pacific, April 1942. Createaccount

Японцы намеревались занять Мидуэй с целью расширения «защитного периметра» своих островов. Операция служила подготовкой к дальнейшему наступлению на острова Фиджи и Самоа, а также к возможному вторжению на Гавайи.

Не рискуя совершать повторное нападение на основную базу американского флота в Пёрл-Харборе , японское командование решило атаковать базу на атолле Мидуэй. Как и в случае с атакой на Пёрл-Харбор, была сделана ставка на внезапность нападения.

Сначала предстояло осуществить высадки на Алеутских островах, вынуждая американские войска на севере к переходу в контратаку. По достижении этого предполагалось захватить непосредственно, остров Мидуэй. Угроза потери находящегося всего менее чем в 2000 км от Гавайев опорного пункта создаст проблему, которую американцы не смогут игнорировать. Их ослабленные авианосные ударные группы будут вынуждены повернуть для прикрытия острова, где на них и обрушится японский флот во всей своей красе.

Силы японского флота были разделены на две части:

  • ударная группа авианосцев (командующий - адмирал Нагумо)
  • группа линкоров с сопровождением (командующий - адмирал Ямамото)

Недостаток плана крылся в сложности и в неспособности его составителей учесть тот факт, что американцы смогут предугадать их намерения.

Однако расчёт японцев на внезапность не оправдался. В мае 1942 группа криптографов Тихоокеанского флота (HYPO) сумела взломать японский военно-морской код JN-25 и получить сведения, что следующей атакой японской армии будет некая цель «AF» в Тихом океане. Проблема была в том, что американское командование не могло идентифицировать цель «АF». Возможно это был остров Мидуэй или база Пёрл-Харбор на Гавайях. Для проверки было отправлено сообщение о нехватке воды на о. Мидуэй. Вскоре была перехвачена японская шифровка: «Неполадки с водоснабжением на „АF“».

Мидуэй незадолго до битвы. Official U.S. Navy photo

На основе этой информации командующий американским тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимиц спланировал ответные действия.

Соединения американских авианосцев переживали тогда не самый лучший момент. Из четырех «плавучих аэродромов» на Тихом океане в Перл-Харборе находились только «Энтерпрайз» и «Хорнет» 16-го оперативно-тактического соединения вице-адмирала Уильяма Хэлси. 27 мая прибыл поврежденный бомбами в Коралловом море «Йорктаун», который удалось принести в порядок и подготовить к ведению действий в удивительно короткий срок. Вновь отремонтированный «Саратога» по-прежнему находился на западном побережье и не мог прийти вовремя.

Эти авианосцы были скрытно выдвинуты к северо-западу от атолла Мидуэй и полностью подготовлены к бою. «Энтерпрайз» и «Хорнет» (под командованием контр-адмирала Реймонда Спрюэнса) действовали совместно с «Йорктауном» контр-адмирала Фрэнка Флетчера и, не замеченные противником, ожидали на позиции в около 550 км на северо-восток от острова. Таким образом, хотя японские силы имели значительное численное превосходство, внезапность оказалась на стороне США.

Японцы задействовали в операции 162 корабля, разделенные на 13 отдельных групп. Самолеты с авианосцев «Дзуне» и «Рюдзе» 3 июня развернули атаку на один из Алеутских островов, Атту, но спровоцировать данным шагом американцев на ответные действия и втянуть их в поединок не удалось.

3 июня пилот взлетевшего с Мидуэя американского разведывательного гидросамолёта «Каталина» младший лейтенант Джек Ред, обнаружив японскую группировку, идущую к Мидуэю, передал сообщение из двух слов: «Главные силы».

В 04.30 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил в первый налет на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей (36 пикирующих бомбардировщиков D3A Val , 36 горизонтальных бомбардировщиков B5N Kate , 36 истребителей A6M Zero ). Соединение Нагумо находилось приблизительно в 400 км от цели и продолжал приближаться к ней на высокой скорости. В 6:20 атакующая группа из 108 самолётов достигла атолла и нанесла удар по базе, нанеся значительный ущерб военным объектам.

Американские истребители (7 F4F-3 и 21 F2A-3), находившиеся на базе, вступили в бой и, несмотря на тяжёлые потери, сбили несколько бомбардировщиков и, по меньшей мере, три «Зеро». Но больших успехов добилась зенитная артиллерия: было повреждено около трети атаковавших бомбардировщиков. Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налёта, и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется ещё один удар с воздух.

Американские бомбардировщики с Мидуэя действительно успели подняться до японского налёта и нанесли удар по японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger и четырёх бомбардировщиков Martin B-26 Marauder также вооружённых торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолёты, кроме одного Avenger’а и двух B-26.

Однако Нагумо уже недосчитывался 54 самолетов (было уничтожено, остальные получили повреждения различной степени тяжести). Сведений о перемещениях американских авианосцев по-прежнему не поступало, и технический персонал получил приказ перевооружить оставшиеся на борту самолеты осколочными бомбами для работы по наземным целям.

Между тем в 08.00 с палуб американских авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет» в небо поднялся 151 самолет. Практически одновременно с ними с Мидуэя в воздух поднялись 16 пикирующих бомбардировщиков «Донтлес », 11 пикировщиков «Виндикейтор » и 17 Boeing B-17 Flying Fortress . В 9:06 с борта «Йорктауна» к ним присоединились еще 35 самолетов, в том числе, 12 торпедоносцев «Дуглас ».

Они еще находились в пути, когда японский разведывательный поплавковый гидросамолет, наконец, обнаружил американцев. Его рапорт вызвал нечто вроде паники у Нагумо, которому приходилось в спешном порядке опять перевооружать готовые к вылету самолеты. Несмотря ни на что, японское истребительное прикрытие действовало с высокой эффективностью. Многие самолеты «Хорнета» не смогли выйти на цель, а объединенная волна в 41 «Дуглас» TBD, вступившая вдело в 10.18, потеряла 35 самолетов. Между тем, поглощенные этой резней, истребители оказались почти над самой водой, а потому следующий строй из 49 пикирующих бомбардировщиков получил возможность отбомбиться. Находившиеся поблизости друг от друга «Акаги», «Кага» и «Сорю» получили первый - две, второй - четыре и третий - три тяжелые бомбы. На палубах стояли заправленные и вооруженные самолеты, тогда как боеприпасы, предназначенные для налета на остров, еще не убрали. Попадания вызвали сильные пожары, авианосцы сделались непригодными для боевых действий, а позже затонули.

Диорама сражения

Через два часа после атаки бомбардировщиков американская подводная лодка «Наутилус» выпустила 4 торпеды по японскому авианосцу. В боевом рапорте «Наутилуса» говорится, что лодка выпустила торпеды между 13:59 и 14:05 с дистанции 2500 метров при угле встречи 125 градусов, после чего погрузилась на 92 метра.

Командир «Наутилуса» капитан 3-го ранга Билл Брокман был уверен, что атаковал и потопил авианосец «Сорю». Однако, по японским данным, тремя торпедами был атакован авианосец «Кага», причём две торпеды прошли мимо, а третья не разорвалась.

«Хирю» действовал в отдалении от остальных и до времени избежал их печальной участи, отправив, в свою очередь, в бой пикирующие бомбардировщики. Для нанесения ответного удара по американскому флоту удалось собрать 18 пикирующих бомбардировщиков «Вэл» и всего шесть истребителей «Зеро» для сопровождения.

Те обнаружили «Йорктаун», который принимал свою победоносную авиагруппу, и, преодолев отчаянное истребительное противодействие, нанесли авианосцу три удара. Горящий, около 12.20 он потерял ход, но оправился и продолжал движение. Противников разделяли теперь лишь 200 км, и в ходе налета второй ударной волны с «Хирю» около 14.45 «раненый» получил две торпеды. Покинутый командой, он все еще удерживался на плаву и буксировался к Пёрл-Харбору. 7 июня 1942 года японская подводная лодка потопила авианосец и находившийся у его борта эсминец.

USS Yorktown (CV-5). U.S. National Archives.

Уже в момент японской атаки на «Йорктаун» пришло сообщение об обнаружении последнего японского авианосца («Хирю»). У американцев уже не осталось ни одного торпедоносца, поэтому на «Энтерпрайзе» была создана смешанная группа из пикировщиков, всего 25 самолётов. Сразу за ними с «Хорнета» поднялось ещё 16 пикировщиков.В 17.03 японский сигнальщик сообщил об атаке американских самолетов, но времени отреагировать на атаку у японцев уже не оказалось: пикировщики добились четырех попаданий 1000-фунтовыми бомбами, которые вызвали взрывы и многочисленные пожары в трюмах, справиться с которыми командам живучести не удалось. Несколько позже на японский флот сбросили бомбы несколько B-17, но цель поразить им не удалось. Однако это уже не играло никакой роли, изувеченный, он не представлял никакой опасности.

Американские пикировщики SBD Dauntless заходят в атаку на горящий крейсер «Микума». Official U.S. Navy photo .

Ночью японский отряд из 4 тяжёлых крейсеров, направленных для обстрела Мидуэя, сделал резкий поворот из-за обнаруженной американской подводной лодки. При этом замыкающий крейсер «Могами» врезался в идущий перед ним крейсер «Микума» . На «Могами» была разрушена носовая часть, на «Микуме» началась утечка топлива. Оба повреждённые крейсера в сопровождении двух эсминцев стали отходить к ближайшей базе - острову Трук .

Mikuma shortly before sinking. Official U.S. Navy Photograph

По приказу адмирала Ямагути безнадёжно повреждённые «Акаги» и «Хирю» были затоплены японцами утром 5 июня в 05.10. В этот день самолёты с Мидуэя атаковали японские повреждённые крейсера, но добиться серьезных попаданий им не удалось. 58 пикирующих бомбардировщиков с «Хорнета» и «Энтерпрайза» безуспешно искали главные силы японцев, уходивших на запад и находившихся в зоне плохой погоды. 6 июня американские самолёты с авианосцев вновь атаковали японские тяжёлые крейсера. «Микума» был потоплен, «Могами» получил новые повреждения, но добрался до порта.

В битве принимали участие 11 линкоров, но не они решили исход событий, первую скрипку в трагической симфонии сыграли исключительно авианосцы.

Потеряв 4 тяжёлых авианосца и тяжелый крейсер, а также более двухсот боевых самолетов палубной авиации, Главнокомандующий Объединённым Императорским флотом адмирал Ямамото в 23:55 4-го июня был вынужден отдать приказ о прекращении наступательных действий и возвращению остатков ударной группировки к берегам Японии. Кроме того, в бою погибло около 2 500 человек личного состава и было потеряно 248 самолетов морского базирования. Среди погибших в сражении - самые опытные пилоты японской палубной авиации.

После сражения у атолла Мидуэй Императорская Япония потеряла инициативу в войне и была вынуждена перейти к оборонительным действиям.

Чересчур самоуверенные японцы получили очень болезненный урок: спустя всего шесть месяцев после Перл-Харбора четыре из шести нанесших по нему удар авианосца лежали на дне Тихого океана, и о планах дальнейшей экспансии пришлось забыть.

Потери США:

  • 307 человек личного состава
  • 150 самолетов наземного и морского базирования
  • эсминец
  • тяжелый авианосец «Йорктаун»

Эта битва стала водоразделом, после которого в стратегии и тактике войны на море произошли необратимые изменения. Морское сражение, в котором корабли противника даже не сблизились для визуального контакта и артиллерийской дуэли, показала, что авианосец как тип нового боевого корабля стал главенствовать на Тихом океане, а затем и во всей акватории Мирового океана.

Атолл Мидуэй (англ. Midway Atoll, гавайский: Pihemanu Kauihelani) - атолл Северо-Западных Гавайских островов в северной части Тихого океана. Название означает «Середина пути», потому что он расположен на полпути между Азией и Америкой. . Является неорганизованной неинкорпорированной территорией США. В статистических целях Мидуэй относят к Внешним малым островам США.

Раньше на Мидуэе располагалась база вооружённых сил США. 4-6 июня 1942 года атолл стал центром битвы за Мидуэй, в которой американцы победили японский флот, потопили 4 авианосца и переломили ход Второй мировой войны на Тихом океане. В 1993 году база была окончательно закрыта, а в 2006 году Мидуэй стал частью Национального заповедника Северо-Западных Гавайских островов. Постоянного населения на атолле нет, однако присутствуют от 40 до 60 сотрудников заповедника.

Посетить атолл можно в составе организованных туров или волонтёром Национальной службы охоты и рыболовства, в 2012 году атолл посетили 332 человека, а в 2013 программа волонтёрства из-за сокращения бюджета была приостановлена. Туры сосредоточены на экологии и военной истории. Экономика территории осуществляется исключительно из государственных источников и туристических сборов. Все продукты питания и промышленные товары ввозятся.

География, геология, флора и фауна


Гавайские острова Остров Санд

Атолл Мидуэй является частью архипелага Гавайских островов, входит в состав Северо-Западных Гавайских островов и находится на их Северо-Западном крае. Атолл был образован около 28 миллионов лет назад в качестве щитового вулкана. Вулкан, заснув, начал опускаться на дно, а над ним образовался коралловый риф. Кольцеобразный барьерный риф имеет около 9,7 км в поперечнике, в его южной части находятся три песчаных острова: Санд - самый большой, Истерн и маленький островок Спит между ними.

Остров Истерн

Острова Санд и Истерн являются местом гнездования миллионов птиц.

История

Мидуэй не имеет коренных жителей и до XIX века был необитаем. Атолл был открыт капитаном ВМС США Н. С. Миддлбруксом 5 июля 1859 года. Капитан назвал острова «Острова Брукса» и в соответствии с Законом о гуано выдвинул претензию США на атолл. 28 августа 1867 года капитан Уильям Рейнольдс на корабле «Лакаванна» высадился на островах и США формально вступили во владение. Вскоре после этого название было изменено на Мидуэй. Атолл получил статус неинкорпорированной территории и стал первой территорией США в Тихом океане. Он был в ведении ВМС США и стал единственным островом Гавайского архипелага, не вошедшем в состав штата Гавайи.

Первая попытка заселения атолла была произведена в 1871 году, когда Американская почтовая пароходная компания на деньги, выделенные конгрессом США, начала проект дноуглубительных работ фарватера через риф. Цель была в том, чтобы создать посреди Тихого океана угольную станцию и избежать высоких налогов на уголь, введённых гавайцами. Проект вскоре закончился полным провалом, а корабль «Сагино», в октябре 1871 года вывезший всех рабочих, сел на мель у атолла Куре. Все рабочие были спасены.

Здание кабельной станции

В 1903 году на атолле поселились рабочие Коммерческой Тихоокеанской кабельной компании, и через Мидуэй проложили Транс-Тихоокеанский кабель. Рабочие принесли в живой мир атолла множество новых растений и животных. В том же году президент США Теодор Рузвельт подтвердил нахождение Мидуэя в ведении ВМС США, на островах была построена радиостанция, а между 1904 и 1908 годами размещены 21 морской пехотинец, для защиты от японских браконьеров.

В 1935 году Мидуэй стал дозаправочным пунктом для летающих лодок Мартин М-130, летающих по маршруту из Сан-Франциско в Китай. Полёт был очень дорогим - он стоил в три раза больше зарплаты среднего американца.

Мидуэй после японского налёта

Расположенный посередине Тихого океана, Мидуэй обрёл важное военное значение. В 1940 году, когда выросла напряжёность в японо-американских отношениях, Миуэй был признан вторым после Пёрл-Харбора по важности пунктом для обороны Западного побережья США. На атолле был построен военный аэродром, углублён канал в рифе, построена база гидросамолётов и подводных лодок, установлены артиллерийские орудия. Архитектором Альбертом Каном были построены офицерские квартиры, торговый центр и ряд других зданий. 7 декабря 1941 года, одновременно с атакой на Пёрл-Харбор, Мидуэй был бомбардирован двумя японскими эсминцами, атака которых была отбита береговой артиллерией. 10 февраля 1942 года атолл был вновь обстрелян, на этот раз с подводной лодки.

4-6 июня 1942 года атолл стал центром масштабной битвы за Мидуэй, в ходе которой японцы пытались овладеть атоллом, но потерпели сокрушительное поражение. Японцы задействовали в битве 4 авианосца и 150 кораблей сопровождения, и хотя им удалось отбомбиться по островам, нанеся значительные повреждения, они потеряли все авианосцы и более 250 самолётов. Битва стала переломом во всей Тихоокеанской кампании.

Американские военные занимали атолл с 1 августа 1941 по 1945 год. В 1950 году военно-морская база Мидуэй вновь вошла в строй для поддержки в Корейской войне. Многие корабли и самолёты останавливались на Мидуэе для дозаправки и немедленного ремонта.

С 1968 по 1993 год на Мидуэе находилась военно-воздушная база. Был установлен пункт прослушивания советских подводных лодок, бывший секретным до самого конца холодной войны, когда его снесли. На аэродроме атолла несли дежурство самолёты WV-2 (EC-121K) «Вилли Виктор», оснащённые мощными радарами и служившие для раннего предупреждения о ракетном нападении. Во время Вьетнамской войны гарнизон острова, насчитывающий в то время 3500 человек, также поддержал воюющие силы. В июне 1969 на Мидуэе, в здании офицерских квартир, президент США Ричард Никсон встретился с президентом Южного Вьетнама Нгуеном Ван Тхьеу.

В 1978 году статус Мидуэя как военно-воздушной базы понизился, военные объекты начали закрываться, а персонал покидать атолл. С распространение разведывательных спутников и атомных подводных лодок значение Мидуэя для национальной обороны США сильно снизилось. 10 сентября 1993 года военная база была закрыта.Военно-морской флот взял на себя ответственность за устранение всех загрязнений.

Национальный заповедник

22 апреля 1988 года Мидуэй получил статус национального резервата дикой природы, тогда ещё под юрисдикцией ВМФ. 31 октября 1996 года президент США Билл Клинтон подписал указ о передаче Мидуэя в ведение Министерства внутренних дел. Последние работники базы ВМФ покинули атолл 30 июня 1997 года, после завершения масштабной операции по экологической очистке острова. 13 сентября 2000 года Мидуэй получил также статус Национального мемориала Битвы за Мидуэй.

15 июня 2006 года президент США Джордж Буш мл. подписал указ о создании Национального морской памятник Северо-западных Гавайских островов, в который вошёл и Мидуэй. Монумент управляется совместно Службой рыбных ресурсов и дикой природы МВД США, Национального управления океанических и атмосферных исследований Министерства торговли США и штатом Гавайи. В 2007 году название памятника было изменено на гавайское - Папаханаумокуакеа.

На атолле постоянно находятся 40-60 сотрудников заповедника. С августа 1996 года были открыты экотуры для посещения атолла общественностью. Эта программа была закрыта в 2002 году. В 2008 году началась другая программа посещения атолла, но в 2013 году из-за сокращения бюджета была закрыта и она.

Политика

Мидуэй организованно является неорганизованной неинкорпорированной территорией США. Это значит, что он не входит в т ерриторию США, а является их владением, конституция действует не в полном объёме, местного самоуправления нет, территория управляется федеральным Министерством внутренних дел США. Так как Мидуэй не входит в состав штата Гавайи, он единственный из всех Гавайских островов находится в другом часовом поясе - UTC-11 - Самоанское время.

Инфраструктура

Основой инфраструктуры Мидуэя является аэродром Гендерсон-Филд на острове Санд. Аэропорт имеет одну действующую взлётно-посадочную полосу длиной 2400 метров. Сейчас аэропорт служит для экстренных посадок. Ещё один аэродром находится на острове Истерн. Активно использовавшийся во Вторую мировую войну, сейчас он заброшен. Другим важным объектом является гавань, она защищена волноломом, от ней через лагуну прокопан судоходный канал в открытый океан. Кроме этого, на островах атолла проложено 32 километра автодорог и 7,7 километра трубопровода.

Список островов

Острова атолла

Название Название на английском Площадь, км²
1 Санд Sand Island 4,86
2 Истерн Eastern Island
Островные территории Американские Виргинские острова, Американское Самоа, Гуам, Пуэрто-Рико, Северные Марианские острова
Внешние малые острова Бейкер, Джарвис, Джонстон, Кингмен, Мидуэй , Навасса, Пальмира, Уэйк, Хауленд

7 декабря 1941 года японцы «нокаутировали» тихоокеанскую группировку американских военно-морских сил, нанеся внезапный авиационный удар по базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах. В результате этой дерзкой атаки флот США лишился четырёх линкоров из восьми, которые в день атаки находились в Пёрл-Харборе. Также были потоплены четыре миноносца, повреждены три крейсера и уничтожено около 188 самолётов. При этом сами японцы потеряли, по разным данным, от 29 до 60 своих самолётов и четыре малых подводных лодки.

Счёт был просто разгромным. Единственным утешением стало то, что в день атаки в гавани не было ни одного американского авианосца, хотя японцы очень на это рассчитывали, намереваясь обескровить военно-морские силы США и завоевать абсолютное преимущество на Тихоокеанском театре военных действий. Но то, что авианосцы уцелели, мало облегчило тяжёлое положение США на момент их вступления в войну против Японии. В течение 1941 года японцы захватили Сингапур, Батаан, Манилу, Гонконг. Медленно, но верно Страна Восходящего Солнца строила пояс обороны, который должен был обеспечить ей доминирующее положение на Тихом океане.

В планах своего наступления на 1942 год Япония отводила немалую роль окончательному разгрому американского флота. Командование японских военно-морских сил разработало план, который предусматривал удар по Алеутским островам и атаку на остров Мидуэй, являвшийся одним из важных стратегических аванпостов США в Тихом океане. Атака на Мидуэй должна была вынудить американцев к использованию своих авианосцев для защиты этого острова. И тут японские морские силы должны были обрушить на противника свои превосходящие силы и окончательно решить вопрос о том, кто сильнее на Тихом Океане.

Ударная группировка японцев включала в себя четыре авианосца, 23 крейсера и 11 линкоров, среди которых был «Ямато» — боевой корабль, считавшийся на тот момент самым мощным в мире в своём классе. Полная численность японских кораблей и судов превышала 150 единиц.

Силы американцев были намного слабее. В Пёрл-Харборе находились авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз», 27 мая туда же прибыл повреждённый авианосец «Йорктаун». Общая численность американского флота не превышала 76 единиц.

Японцы делали ставку на внезапность своего нападения. Они предполагали, что, когда американцы получат сообщение о нападении на Алеутские острова, их флот направится на север. В это время японцы нанесут удар по Мидуэю, высадят там десант и захватят остров. А боевые корабли японских ВМФ перехватят и уничтожат американский флот в море. Чтобы обеспечить уверенное обнаружение американских авианосцев, японцы разделили свои силы на две большие группы, в одну из которых вошли авианосные силы с прикрытием, в то время как ядро второй образовали линкоры. Авианосными силами командовал адмирал Нагумо Тюити, а группой линейных кораблей — адмирал Исороку Ямамото, автор плана атаки на Пёрл-Харбор.

Исходя из серьёзного превосходства японских сил, казалось, что победа над американцами — дело решённое. Но, как это часто бывает, планы, выглядевшие красиво на бумаге, с треском разрушились в реальной жизни.

Одним из важнейших факторов японского поражения стало то, что ещё в мае 1942 года дешифровщиками американского Тихоокеанского флота был раскрыт военно-морской код, использовавшийся противником. Таким образом, американцы знали направление вражеского флота и состав сил. Недостаток сил заставил их совершить настоящий подвиг: предполагалось, что время, необходимое на ремонт авианосца «Йорктаун», составляет приблизительно 90 дней, но корабль смогли вернуть в строй всего за два дня!

3 июня японцы начали отвлекающую атаку на Алеутские острова. В это время американские авианосцы уже были в море, но не шли на выручку к островам, как рассчитывало японское командование, а расположились северо-восточнее Мидуэя, вне зоны обнаружения японскими разведывательными самолётами. Сами американцы вели воздушную разведку с применением летающих лодок «Каталина». Эти самолёты имели большой радиус действия и, тем самым, могли охватить большую территорию поиска. Японцы также вели разведку с применением подводных лодок и самолётов, но своевременно найти американские корабли им не удалось.

3 июня корабли японцев были обнаружены, когда находились приблизительно в 600 милях от острова Мидуэй. В середине дня по ним нанесли удар 9 бомбардировщиков B-17, поднявшихся с базы на острове. Атака не принесла результата: ни одна бомба не поразила цель. Однако куда более важным являлось то, что теперь флот США точно знал, где находится одна из группировок противника.

Ранним утром 4 июня в воздух поднялась первая волна японских самолётов. С авианосцев «Хирю» и «Сорю» взлетели 36 торпедоносцев Nakajima B5N. С «Акаги» и «Кагу» отправились в полёт пикирующие бомбардировщики Aichi D3A и истребители прикрытия A6M Zero. Часть машин несла бронебойные бомбы и торпеды на случай, если будут обнаружены американские авианосцы. Всего в первой волне налёта на Мидуэй принимало участие 108 самолётов. Во время воздушной атаки американская база получила серьёзные повреждения, однако японцам тоже пришлось очень тяжело. Бомбардировщики понесли большие потери от зенитного огня, истребители наземного базирования F4F-3 Wildcat и F2A3 Buffalo сбили несколько бомбардировщиков и истребителей прикрытия. Для того, чтобы подавить оборону сил США, мощи первого удара не хватило, требовалась ещё как минимум одна атака. То, что после первого удара авианосцы флота США не были обнаружены и не приняли участия в бою, заставило Нагумо думать, что опасность воздушной атаки его силам пока не грозит. В 7 утра началось перевооружение самолётов, несущих противокорабельное вооружение, бомбами для удара по береговым целям.

На самом деле, силы Нагумо были обнаружены американским воздушным разведчиком около половины шестого утра. К семи часам, проанализировав поступающие сообщения, американцы уже получили представление о том, в какое время японские самолёты вернутся на авианосцы для пополнения боекомплектов и заправки. Именно на это время контр-адмиралами Рэймондом Спрюэнсом и Фрэнком Флетчером был запланирован ответный удар. Полторы сотни американских самолётов поднялись в воздух в 8:00 утра и взяли курс на вражеские авианосцы.

Американская воздушная армада ещё находилась в пути, когда японцы наконец засекли местоположение авианосцев Спрюэнса и Флетчера. Известие о том, что большое количество вражеских машин движется на флотилию Нагумо, заставили того отменить свой приказ о переоснащении самолётов. Но времени на это уже не хватало.

Первые атаки американских самолётов были успешно отражены истребительным прикрытием. В частности, была полностью уничтожена 8-я торпедоносная эскадрилья капитана 3-го ранга Джона Уолдрона. От неё остался всего один самолёт, который совершил посадку на воду. Всего же силы США совершили около восьми неудачных заходов на цели. Казалось, что все обошлось и авиация Нагумо сумеет нанести ответный удар.

И в этот момент к японскому соединению подошла группа пикирующих бомбардировщиков под командованием капитана 3-го ранга Кларенса Маккласки. Американцы с воздуха видели все четыре японских авианосца. «Акаги», «Сорю» и «Акага» находились недалеко друг от друга, а «Хирю» располагался значительно дальше. Поэтому удар группы Маккласки оказался направленным на первые три корабля. Японские истребители прикрытия, увлёкшиеся отражением атак первых волн американских бомбардировщиков, защитить свои авианосцы не успевали.

Маккласки отдал приказ атаковать ближний корабль. Однако по какой-то причине его приказ был услышан не всеми. Поэтому бомбардировщики обрушились на все три авианосца, хотя и не поровну. Какой из японских кораблей был атакован первым, до сих пор точно не установлено. Однако известно, что «Акаги» получил два бомбовых попадания, «Кага» — четыре, и «Сорю» — три. В этот момент на палубах авианосцев находились не только полностью заправленные горючим японские самолёты, но ещё и большое количество боеприпасов. Из-за этого попадания американских бомб имели катастрофические последствия. Все три авианосца были полностью выведены из строя. «Кага» и «Сорю» были оставлены экипажами и к вечеру затонули. «Акаги» продержался на плаву до утра следующего дня, однако справиться с повреждениями японцы не смогли и были вынуждены торпедировать искалеченные корабли.

Последний уцелевший японский авианосец «Хирю» собрал соединение из 18 пикирующих бомбардировщиков, и в 11 утра самолёты поднялись в воздух, направляясь к американскому кораблю «Йорктаун». В двух налётах авианосец получил в общей сложности три бомбовых и два торпедных попадания. Корабль был выведен из строя, но ещё оставался на плаву. 6 июня «Йорктаун» был торпедирован японской подводной лодкой и затонул 7 июня.

Американские пилоты устали, но снова подняли свои машины в воздух. В 17 часов самолёты были над авианосцем «Хирю». В результате их атаки японский корабль лишился половины взлётной палубы и получил серьёзные повреждения корпуса. «Хирю» был затоплен утром 5 июня.

Четыре потерянных авианосца, без сомнения, являются главной утратой японского флота. А их поражение в битве при атолле Мидуэй стала переломом в войне на Тихом Океане, открыв полосу неудач, приведших Японию к полному поражению во Второй мировой войне.