В сердце Парижа, неподалеку от острова Сите, расположилась знаменитая башня Сен-Жак. Достопримечательность – пример пламенеющей готики, одиноко стоящая посередине города, – трудно не заметить с моста острова Сите и одноименной улицы.
История башни Сен-Жак
Еще при Франциске I в XVI-м веке в слободе мясников, которые и пожертвовали деньги на строительство, была возведена церковь Святого Иакова, а башня в Париже была колокольней этой церкви.
Паломники, державшие путь в Испанию, постоянно собирались у стен церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри – одного из звеньев паломнического пути. Один из паломников, Никола Фламель, считается единственным алхимиком, которому удалось постичь тайну легендарного философского камня и научиться получать золото из свинца. В этой церкви он и был похоронен.
В 1648-м году французский физик Блез Паскаль выбрал 52-метровую постройку для проведения своих опытов, связанных с измерением атмосферного давления. Когда в период революции в 1793-м году всю церковь разрушили, парижскую колокольню оставили невредимой именно в качестве символа уважения ученому. Позже достопримечательность продали промышленному предприятию по производству охотничьей дроби. Ее изготавливали, наливая расплавленный свинец с высоты башни. В полете струя свинца распадалась на маленькие части, которые охлаждали внизу в бочках с водой.
В XIX-м веке на башне Сен-Жак в Париже произошло два пожара, после которых город обратно выкупил достопримечательность и взялся за ее реставрацию. По сути, ее отстроили заново, а позже у подножия здания развернули строительство первого сквера. В 1850-м году планировалось, что парижская башня будет выполнять функцию большого фонаря, освещающего весь район. В 1891-м году здесь основали метеорологическую станцию, которая до конца XX-го века занимала террасу и несколько помещений.
Башня Сен-Жак сегодня
Сегодня башня Сен-Жак в Париже открыта для туристов. Правда, из-за узкой лестницы введено ограничение на количество посетителей – не более 17 человек в час. Гости Парижа могут своими глазами увидеть 19 скульптур святых, возведенных на стенах. Также углы башни украшены фигурами льва, орла, тельца и ангела, которые стали символами четырех евангелистов (Марка, Иоанна, Луки и Матфея). Статуя Святого Иакова была создана Полем Шенийоном в период масштабной реставрации. Она заменила статую, разрушенную в период революции.
Рядом с башней Парижа можно найти такие известные достопримечательности города, как театр де ля Виль, театр Шатле и одноименная площадь, мосты Нотр-Дам и Менял, фонтаны Невинных и Стравинского.
В 1998-м году башня Сен-Жак в числе других 70-ти строений и мест Франции, расположенных на пути паломников в Сантьяго-де-Компостела, пополнила список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
) была построена на деньги одной из самых богатых средневековых гильдий Парижа – гильдии мясников.
Посвящена церковь была Святому Иакову, и находилась она на пути паломников, которые направлялись в Испанию, в Сантьяго де Компостела. Церковь стала знаменита благодаря Виктору Гюго , вернее его роману “Собор Парижской Богоматери”. Именно в этой церкви в средние века жил звонарь по имени Квазимодо.
История церкви
Пятидесятиметровая башня Сен-Жак-де-ла-Бушри была построена в начале 16 века. Именно она восхищала Гюго своей великолепной квадратной колокольней. Особенно впечатляют скульптуры чудовищ, установленные в 1526 году на этой башне скульптором Ро .
Боковой портал башни был построен на деньги знаменитого алхимика Никола Фламеля, который большую часть жизни потратил на поиски “философского камня”. На самом верху башни можно увидеть статую Святого Иакова и скульптурное изображение Тельца, Орла и Льва, которые символизируют евангелистов Луку, Иоанна и Марка. Во второй половине 19-го века внутри башни была установлена статуя французского математика и философа Блеза Паскаля, который в этой башне в 1648 году проводил свои опыты по измерению атмосферного давления.
Во времена Французской Революции церковь была разрушена, и от нее осталась всего лишь одна башня. В 1836 году она стала собственностью правительства и была отреставрирована. В наши дни, эта башня является одним из самых высоких сооружений в городе.
Церковь Сен-Жак-де-ла-Бушри на карте
Совсем рядом с островом Сите в Париже находится весьма странное и знаменитое сооружение. Это башня Сен-Жак .
Она хорошо видна с моста на острове Сите или же с улицы Сен-Жак. Выглядит она несколько грубовато и даже устрашающе. У ее подножия есть небольшой скверик, сидя в котором и глядя на башню, невольно задумаешься над тем, какие тайны хранит это древнее сооружение.
Эта башня – настоящая история Парижа. История былого благочестия, заблуждений и страстей. История французского искусства, науки и музыки, варварства революционной толпы и поэзии… Теперь эта история превратилась в легенду и каменный памятник былым временам.
Эта позднеготическая башня начала XVI века стоит посреди Парижа одиноко и словно бы неуместно. А ведь она не всегда пребывала в таком странном одиночестве. Когда-то она была колокольней старинной парижской церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери (церкви Святого Иакова) , которая занимала практически весь нынешний сквер. Место это находится на скрещении главных дорог - с юга на север и с запада на восток, на берегу Сены. В Средние века здесь стояла часовня Святой Анны, а в начале XVI века при короле Франциске I была построена церковь Сен-Жак в слободе мясников, кожевников, дубильщиков кожи, щедро жертвовавших на ее постройку. Именно поэтому в названии церкви фигурирует слово «бушери», от фр. boucherie — мясная торговля, мясная лавка. Но отчего церковь посвятили святому Иакову?
Церковь Святого Иакова в XVIII веке. Документ: Commission du Vieux Paris
Все довольно просто – именно тут проходила дорога на юг, приводившая в конце долгого путешествия к знаменитой испанской святыне Сантьяго-де-Компостела, по-французски - Сен-Жак-де-Компостель.
В надежде искупить свои грехи и обрести покой после смерти на постройку церкви жертвовали свои деньги не только мясники и буржуа, но и писцы, жившие здесь же, неподалеку. Днем они ютились в крошечных будках у стен храма и выполняли заказы – составляли бумаги, писали письма, учили грамоте. Будки их находились со стороны улицы Риволи , которая тогда называлась улицей Писцов – rue des Ecrivains .
Из всех этих писарей весьма интересен один человек, судьба которого больше похожа на легенду. Это Николя (Николас) Фламель , который был беден и, как и прочие, жил в крошечной будке. Однажды ему приснился весьма необычный сон – к нему пришел ангел и показал огромный золоченый манускрипт, украшенный загадочными рисунками и знаками, смысл которых писцу был непонятен. А через некоторое время какой-то незнакомец принес в лавку Фламеля точно такой огромный манускрипт, который тот сразу узнал и выкупил. Название бумаги гласило: «Книга Авраама, иудея, князя, священнослужителя, левита, астролога и философа, обращенная к народу иудеев, гневом Божиим рассеянному среди галлов». Это было собрание алхимических рецептов. С тех пор Фламель стал искать философский камень и формулу, которые позволили бы ему превращать любой металл в золото, а также продлять свою жизнь сколь угодно долго. Ради встречи с просвещенными иудеями в надежде, что те помогут ему перевести и понять смысл загадочных иероглифов из Авраамовой Книги, он даже решился на одиночный паломнический поход в Испанию. В конце концов, говорят, что ему удалось раскрыть все тайны и найти философский камень. Вскоре он достиг всего, чего желал. В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев стал собственником около 30 домов и участков земли. В старости он занимался меценатством, учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства, финансировал постройки часовен и больниц. Фламель умер предположительно в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. Он был похоронен в здешней церкви, а надпись на его надгробном камне цела и поныне. Поскольку у него не было детей, почти все своё имущество он завещал церкви Святого Иакова. После смерти Николаса и его жены возникает легенда, что якобы Фламель тщательно готовился к своей «смерти» и будто на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель с супругой скрылся. Бытует множество легенд о Николя Фламеле и его загадочной судьбе. Говорят, что спустя 200 лет после смерти его с супругой видели в Парижской опере, потом в особой тайной лаборатории Фламеля, затем в Индии и в Швейцарии и т.д.
Башня после революции. Гравюра. Документ: Commission du Vieux Paris
Сам Николас оставил после себя труд - «Книгу иероглифических рисунков Парижа», однако из этого труда невозможно понять, как получить из любого металла золото, которого людям вечно так не хватает. В XVIII веке объявилось завещание Фламеля, написанное его последователем. Завещание адресовано племяннику Фламеля и в нем якобы раскрываются этапы приготовления эликсира жизни и философского камня. Сам Николас говорил, что он унесет рецепт приготовления камня в могилу и просил так же поступить своего племянника. Правда все это или нет, нам не известно. В любом случае красивая легенда стала сказкой, в которую очень приятно верить…
В середине XVII века церковь неоднократно посещал знаменитый математик Блез Паскаль . Рассказывают, что он взбирался на самый верх башни, чтобы проверить свои открытия о пустоте и земном притяжении. В ту пору ученый работал над созданием гидравлического пресса и проводил на башне замеры атмосферного давления.
В начале XVIII века в церкви Сен-Жак играл один из самых блистательных представителей музыкальной династии Куперенов - композитор Франсуа Куперен .
Сквер и план восстановительных работ у башни Сен-Жак. Фрагмент из досье J.F. Lagneau, главного архитектора исторических памятников Парижа
А в конце столетия Францию, как известно, постигла революция. Церковь была разграблена и в 1797 г разобрана на доходный товар - камни. Надгробие Фламеля купил зеленщик, чтобы резать на нем овощи, позднее надгробие было у него изъято и возвращено на законное место. Несмотря на то, что церковь разобрали, ломать башню революционные власти все же не решились. Она была продана фабриканту охотничьей дроби. Производство дроби было довольно любопытным: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой. Позднее 1836 году, город Париж купил башню, и еще некоторое время в ней производили свинцовую дробь.
В 1854 году в городе начались восстановительные работы. В те времена башня являла собой печальное зрелище: на землю были сброшены и скульптура Иакова, и символы четырех евангелистов - орел, лев, телец и человек. Но постепенно пустующие ниши были заполнены копиями прежних скульптур. Оригиналы установили здесь же, в сквере. Внизу башни была установлена мраморная фигура Паскаля.
Фрагмент рельефа башни после реставрации
Уже в XX веке была проведена масштабная реставрация башни. Теперь она выглядит светлой и словно возрожденной.
Итак, древнему свидетелю былых времен и исторических событий Парижа, было возвращено заслуженное место в карте достопримечательностей французской столицы.
Борис Носик в своей книге «Прогулки по Парижу» пишет по этому поводу:
«Похоже, круг завершился - мясники и дубильщики, обкраденные евреи, алхимики, Франциск I, Никола Фламель, паломники на пути в Сен-Жак-де-Компостель, Паскаль, Куперен, Революция, Реставрация, де Нерваль, сюрреалисты… Да мало ли о чем еще может напомнить «пламенеющая готика» этой загадочной башни…»
Адрес сквера башни Сен-Жак: Париж, ул. Риволи, 39
Больше информации о Башне Сен-Жак можно получить на Официальном сайте Парижской мэрии – статья La Tour Saint Jacques (на фр.языке)
Литература: Б.Носик. Прогулки по Парижу
Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.
Башня Сен-Жак (La Tour Saint-Jacques) в центре Парижа, на улице Риволи, была отреставрирована сравнительно недавно. Процесс реставрации длился целых десять лет, с 2000 по 2010 год. Памятник торжественного открыли для посетителей. На бывшую колокольню разрушенной церкви Сен-Жак-де-ля-Бушри можно подняться, правда, только пешком по лестнице, без лифта, группами по 15-20 человек и только летом.
Башня Сен-Жак - это то, что осталось от церкви Сен-Жак-де-ля-Бушри. «Бушри» по-французски означает мясная лавка или скотобойня. В далеком прошлом здесь располагались лавки мясников.
Башня была внесена в список исторических памятников. В этом месте собирались паломники, чтобы отправиться в путь к гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании.
Сама церковь существовала в этом месте издавна и была одной из самых примечательных церквей Парижа. Ее построили в XIII веке. Именно тогда здесь же и обосновалась гильдия мясников. Это была церковь романского стиля, наподобие сохранившейся до сих пор в Париже церкви святого Юлиана бедного.
Церковь Сен-Жак была перестроена в XVI веке в готическом стиле. Башня Сен-Жак - это бывшая колокольня церкви (иногда называется итальянским словом «кампанила»). Высота колокольни - 52 метра.
Полная версия - в аудиофайле.
Вот один из классических, старинных, но отнюдь не потерявших популярность рецептов французской кухни — гребешки, подрумяненные в сливочном масле с сыром под соусом паризьен или, как величают это блюдо французы «кокиль Сен Жак» (фран. — Coquilles St. Jacques). Его традиционно готовят из свежих гребешков, густого сливочного соуса и тертого нежного сыра. Кокиль Сен Жак – блюдо далеко не повседневное (даже в странах, где морепродукты не в диковинку), его подают на выходные или по особым, торжественным случаям.
Название этого блюда переводится с французского буквально, как « святого Иакова». Они были поименованы в честь Святого Иакова, одного из двенадцати апостолов Христа, сына Заведея и Саломеи, брата апостола Иоанна, вовсе не случайно. Согласно библейской легенде однажды апостол Иаков спас рыцаря, спрятав его в раковине от гребешка. В другом варианте этой истории рыцарь, перевозивший останки апостола из Иерусалима в Испанию, упал вместе с лошадью в воду, но его спасла раковина упомянутого моллюска. В раннем Средневековье христиане со всей Европы совершали паломничество к святилищу святого Иакова, что находилось в Сантьяго де Компостела (Испания). На их одеждах можно было нередко увидеть вышитое изображение ракушки.
Вот, собственно, почему гребешки с приправленным вином сливочным соусом традиционно принято подавать прямо на раковине (ведь по легенде это один из христианских символов!)
Во Франции непревзойденные гастрономические достоинства гребешков отмечаются сразу на двух ежегодных праздниках – на Дне печеных гребешков (12 марта) и непосредственно на Дне кокиль Сен Жак (16 мая).
Наш рецепт гребешков позаимствован у знаменитой Джулии Чайлд из ее кулинарного бестселлера «Искусство французской кухни».
Кокиль Сен Жак менее церемонно называют «гребешки под соусом паризьен». Этот соус мало чем отличается от соуса аллеманд и готовится на основе одного из базовых французских соусов .
(на двоих)
Ингредиенты:
- 150 грамм гребешков
- 1 стакан белого сухого вина
- Половина чайной ложки морской соли
- Пара щепоток молотого острого черного перца
- 130 грамм шампиньонов (порезать на четыре части)
- 60 грамм сливочного масла
- 30 грамм пшеничной муки
- Четверть стакана цельного домашнего молока
- 2 яичных желтка
- Четверть стакана жирных сливок
- Соль и перец
- 1 чайная ложка свежевыжатого сока лимона
- Четверть стакана тертого Грюйера или швейцарского сыра (натереть)
- Для букета Гарни — 4-5 веточек петрушки, 2 веточки тимьяна, лавровый лист
Приготовление:
- В сотейнике доводим до кипения, а затем увариваем на среднем огне в течение 5 минут сухое вино, добавив в него , соль и перец. Добавляем в смесь гребешки, грибы и достаточно воды, чтобы едва покрывала последние.
- Опять доводим до кипения, уменьшаем огонь до слабого и под крышкой готовим около 5 минут. Удаляем букет Гарни, а гребешки и грибы с помощью ложки-шумовки выкладываем на тарелку. Даем немного остыть, помещаем на разделочную доску и грубо рубим с помощью ножа.
- Увеличиваем огонь до среднего и увариваем жидкость в сотейнике до 250 мл.
- В миске взбиваем яичные желтки и сливки.
- В отдельном сотейнике обжариваем на слабом огне в растопленном масле муку (готовим ру) в течение двух минут, постоянно помешивая, чтобы не образовалось комочков.
- Убираем с огня, вливаем винную смесь из первого сотейника и смешиваем с помощью миксера. Затем добавляем молоко и бьем до состояния гладкого соуса. Возвращаем на огонь и кипятим одну минуту. Выключаем огонь.
- Взбиваем соус вместе с желтковой смесью, добавляя в него последнюю по капелькам. Кипятим опять 1 минуту, помешивая. Солим и перчим по вкусу. Сбрызгиваем лимонным соком.
- Смешиваем 2/3 соуса с гребешками и .
- Смазываем формочки с объемом 2/3 стакана сливочным маслом. Выкладываем в них гребешки, а сверху – остатки соуса. Затем посыпаем сыром и кладем пару маленьких кусочков сливочного масла.
- В сотейнике или сковороде доводим до кипения воду и нагреваем в ней формочки с гребешками так, чтобы они не касались дна (мы положили на дно сковороды полотенце). Блюдо формально готово.
- Перед самой подачей нагреваем духовку до 220 градусов. Помещаем на противень наши формочки (прямо в сотейнике или сковороде) и подрумяниваем их в духовке.
- Немедленно подаем к столу.
Примечание:
Обычно кокиль Сен Жак подают с Шардоне или белым Бургундским. Из гарниров подойдет рис с травами и свежим зеленым горошком.