Парижская башня сен-жак и мясники. Гребешки под соусом Паризьен или «Кокиль Сен Жак Башня сен жак в париже описание

В сердце Парижа, неподалеку от острова Сите, расположилась знаменитая башня Сен-Жак. Достопримечательность – пример пламенеющей готики, одиноко стоящая посередине города, – трудно не заметить с моста острова Сите и одноименной улицы.

История башни Сен-Жак

Еще при Франциске I в XVI-м веке в слободе мясников, которые и пожертвовали деньги на строительство, была возведена церковь Святого Иакова, а башня в Париже была колокольней этой церкви.

Паломники, державшие путь в Испанию, постоянно собирались у стен церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри – одного из звеньев паломнического пути. Один из паломников, Никола Фламель, считается единственным алхимиком, которому удалось постичь тайну легендарного философского камня и научиться получать золото из свинца. В этой церкви он и был похоронен.

В 1648-м году французский физик Блез Паскаль выбрал 52-метровую постройку для проведения своих опытов, связанных с измерением атмосферного давления. Когда в период революции в 1793-м году всю церковь разрушили, парижскую колокольню оставили невредимой именно в качестве символа уважения ученому. Позже достопримечательность продали промышленному предприятию по производству охотничьей дроби. Ее изготавливали, наливая расплавленный свинец с высоты башни. В полете струя свинца распадалась на маленькие части, которые охлаждали внизу в бочках с водой.

В XIX-м веке на башне Сен-Жак в Париже произошло два пожара, после которых город обратно выкупил достопримечательность и взялся за ее реставрацию. По сути, ее отстроили заново, а позже у подножия здания развернули строительство первого сквера. В 1850-м году планировалось, что парижская башня будет выполнять функцию большого фонаря, освещающего весь район. В 1891-м году здесь основали метеорологическую станцию, которая до конца XX-го века занимала террасу и несколько помещений.

Башня Сен-Жак сегодня

Сегодня башня Сен-Жак в Париже открыта для туристов. Правда, из-за узкой лестницы введено ограничение на количество посетителей – не более 17 человек в час. Гости Парижа могут своими глазами увидеть 19 скульптур святых, возведенных на стенах. Также углы башни украшены фигурами льва, орла, тельца и ангела, которые стали символами четырех евангелистов (Марка, Иоанна, Луки и Матфея). Статуя Святого Иакова была создана Полем Шенийоном в период масштабной реставрации. Она заменила статую, разрушенную в период революции.

Рядом с башней Парижа можно найти такие известные достопримечательности города, как театр де ля Виль, театр Шатле и одноименная площадь, мосты Нотр-Дам и Менял, фонтаны Невинных и Стравинского.

В 1998-м году башня Сен-Жак в числе других 70-ти строений и мест Франции, расположенных на пути паломников в Сантьяго-де-Компостела, пополнила список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

) была построена на деньги одной из самых богатых средневековых гильдий Парижа – гильдии мясников.

Посвящена церковь была Святому Иакову, и находилась она на пути паломников, которые направлялись в Испанию, в Сантьяго де Компостела. Церковь стала знаменита благодаря Виктору Гюго , вернее его роману “Собор Парижской Богоматери”. Именно в этой церкви в средние века жил звонарь по имени Квазимодо.

История церкви

Пятидесятиметровая башня Сен-Жак-де-ла-Бушри была построена в начале 16 века. Именно она восхищала Гюго своей великолепной квадратной колокольней. Особенно впечатляют скульптуры чудовищ, установленные в 1526 году на этой башне скульптором Ро .

Боковой портал башни был построен на деньги знаменитого алхимика Никола Фламеля, который большую часть жизни потратил на поиски “философского камня”. На самом верху башни можно увидеть статую Святого Иакова и скульптурное изображение Тельца, Орла и Льва, которые символизируют евангелистов Луку, Иоанна и Марка. Во второй половине 19-го века внутри башни была установлена статуя французского математика и философа Блеза Паскаля, который в этой башне в 1648 году проводил свои опыты по измерению атмосферного давления.

Во времена Французской Революции церковь была разрушена, и от нее осталась всего лишь одна башня. В 1836 году она стала собственностью правительства и была отреставрирована. В наши дни, эта башня является одним из самых высоких сооружений в городе.

Церковь Сен-Жак-де-ла-Бушри на карте

Совсем рядом с островом Сите в Париже находится весьма странное и знаменитое сооружение. Это башня Сен-Жак .

Она хорошо видна с моста на острове Сите или же с улицы Сен-Жак. Выглядит она несколько грубовато и даже устрашающе. У ее подножия есть небольшой скверик, сидя в котором и глядя на башню, невольно задумаешься над тем, какие тайны хранит это древнее сооружение.

Эта башня – настоящая история Парижа. История былого благочестия, заблуждений и страстей. История французского искусства, науки и музыки, варварства революционной толпы и поэзии… Теперь эта история превратилась в легенду и каменный памятник былым временам.

Эта позднеготическая башня начала XVI века стоит посреди Парижа одиноко и словно бы неуместно. А ведь она не всегда пребывала в таком странном одиночестве. Когда-то она была колокольней старинной парижской церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери (церкви Святого Иакова) , которая занимала практически весь нынешний сквер. Место это находится на скрещении главных дорог - с юга на север и с запада на восток, на берегу Сены. В Средние века здесь стояла часовня Святой Анны, а в начале XVI века при короле Франциске I была построена церковь Сен-Жак в слободе мясников, кожевников, дубильщиков кожи, щедро жертвовавших на ее постройку. Именно поэтому в названии церкви фигурирует слово «бушери», от фр. boucherie — мясная торговля, мясная лавка. Но отчего церковь посвятили святому Иакову?

Церковь Святого Иакова в XVIII веке. Документ: Commission du Vieux Paris

Все довольно просто – именно тут проходила дорога на юг, приводившая в конце долгого путешествия к знаменитой испанской святыне Сантьяго-де-Компостела, по-французски - Сен-Жак-де-Компостель.

В надежде искупить свои грехи и обрести покой после смерти на постройку церкви жертвовали свои деньги не только мясники и буржуа, но и писцы, жившие здесь же, неподалеку. Днем они ютились в крошечных будках у стен храма и выполняли заказы – составляли бумаги, писали письма, учили грамоте. Будки их находились со стороны улицы Риволи , которая тогда называлась улицей Писцов – rue des Ecrivains .

Из всех этих писарей весьма интересен один человек, судьба которого больше похожа на легенду. Это Николя (Николас) Фламель , который был беден и, как и прочие, жил в крошечной будке. Однажды ему приснился весьма необычный сон – к нему пришел ангел и показал огромный золоченый манускрипт, украшенный загадочными рисунками и знаками, смысл которых писцу был непонятен. А через некоторое время какой-то незнакомец принес в лавку Фламеля точно такой огромный манускрипт, который тот сразу узнал и выкупил. Название бумаги гласило: «Книга Авраама, иудея, князя, священнослужителя, левита, астролога и философа, обращенная к народу иудеев, гневом Божиим рассеянному среди галлов». Это было собрание алхимических рецептов. С тех пор Фламель стал искать философский камень и формулу, которые позволили бы ему превращать любой металл в золото, а также продлять свою жизнь сколь угодно долго. Ради встречи с просвещенными иудеями в надежде, что те помогут ему перевести и понять смысл загадочных иероглифов из Авраамовой Книги, он даже решился на одиночный паломнический поход в Испанию. В конце концов, говорят, что ему удалось раскрыть все тайны и найти философский камень. Вскоре он достиг всего, чего желал. В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев стал собственником около 30 домов и участков земли. В старости он занимался меценатством, учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства, финансировал постройки часовен и больниц. Фламель умер предположительно в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. Он был похоронен в здешней церкви, а надпись на его надгробном камне цела и поныне. Поскольку у него не было детей, почти все своё имущество он завещал церкви Святого Иакова. После смерти Николаса и его жены возникает легенда, что якобы Фламель тщательно готовился к своей «смерти» и будто на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель с супругой скрылся. Бытует множество легенд о Николя Фламеле и его загадочной судьбе. Говорят, что спустя 200 лет после смерти его с супругой видели в Парижской опере, потом в особой тайной лаборатории Фламеля, затем в Индии и в Швейцарии и т.д.

Башня после революции. Гравюра. Документ: Commission du Vieux Paris

Сам Николас оставил после себя труд - «Книгу иероглифических рисунков Парижа», однако из этого труда невозможно понять, как получить из любого металла золото, которого людям вечно так не хватает. В XVIII веке объявилось завещание Фламеля, написанное его последователем. Завещание адресовано племяннику Фламеля и в нем якобы раскрываются этапы приготовления эликсира жизни и философского камня. Сам Николас говорил, что он унесет рецепт приготовления камня в могилу и просил так же поступить своего племянника. Правда все это или нет, нам не известно. В любом случае красивая легенда стала сказкой, в которую очень приятно верить…

В середине XVII века церковь неоднократно посещал знаменитый математик Блез Паскаль . Рассказывают, что он взбирался на самый верх башни, чтобы проверить свои открытия о пустоте и земном притяжении. В ту пору ученый работал над созданием гидравлического пресса и проводил на башне замеры атмосферного давления.

В начале XVIII века в церкви Сен-Жак играл один из самых блистательных представителей музыкальной династии Куперенов - композитор Франсуа Куперен .

Сквер и план восстановительных работ у башни Сен-Жак. Фрагмент из досье J.F. Lagneau, главного архитектора исторических памятников Парижа

А в конце столетия Францию, как известно, постигла революция. Церковь была разграблена и в 1797 г разобрана на доходный товар - камни. Надгробие Фламеля купил зеленщик, чтобы резать на нем овощи, позднее надгробие было у него изъято и возвращено на законное место. Несмотря на то, что церковь разобрали, ломать башню революционные власти все же не решились. Она была продана фабриканту охотничьей дроби. Производство дроби было довольно любопытным: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой. Позднее 1836 году, город Париж купил башню, и еще некоторое время в ней производили свинцовую дробь.

В 1854 году в городе начались восстановительные работы. В те времена башня являла собой печальное зрелище: на землю были сброшены и скульптура Иакова, и символы четырех евангелистов - орел, лев, телец и человек. Но постепенно пустующие ниши были заполнены копиями прежних скульптур. Оригиналы установили здесь же, в сквере. Внизу башни была установлена мраморная фигура Паскаля.

Фрагмент рельефа башни после реставрации

Уже в XX веке была проведена масштабная реставрация башни. Теперь она выглядит светлой и словно возрожденной.

Итак, древнему свидетелю былых времен и исторических событий Парижа, было возвращено заслуженное место в карте достопримечательностей французской столицы.

Борис Носик в своей книге «Прогулки по Парижу» пишет по этому поводу:

«Похоже, круг завершился - мясники и дубильщики, обкраденные евреи, алхимики, Франциск I, Никола Фламель, паломники на пути в Сен-Жак-де-Компостель, Паскаль, Куперен, Революция, Реставрация, де Нерваль, сюрреалисты… Да мало ли о чем еще может напомнить «пламенеющая готика» этой загадочной башни…»

Адрес сквера башни Сен-Жак: Париж, ул. Риволи, 39

Больше информации о Башне Сен-Жак можно получить на Официальном сайте Парижской мэрии – статья La Tour Saint Jacques (на фр.языке)

Литература: Б.Носик. Прогулки по Парижу


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.

Башня Сен-Жак (La Tour Saint-Jacques) в центре Парижа, на улице Риволи, была отреставрирована сравнительно недавно. Процесс реставрации длился целых десять лет, с 2000 по 2010 год. Памятник торжественного открыли для посетителей. На бывшую колокольню разрушенной церкви Сен-Жак-де-ля-Бушри можно подняться, правда, только пешком по лестнице, без лифта, группами по 15-20 человек и только летом.

Башня Сен-Жак - это то, что осталось от церкви Сен-Жак-де-ля-Бушри. «Бушри» по-французски означает мясная лавка или скотобойня. В далеком прошлом здесь располагались лавки мясников.

Башня была внесена в список исторических памятников. В этом месте собирались паломники, чтобы отправиться в путь к гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании.

Сама церковь существовала в этом месте издавна и была одной из самых примечательных церквей Парижа. Ее построили в XIII веке. Именно тогда здесь же и обосновалась гильдия мясников. Это была церковь романского стиля, наподобие сохранившейся до сих пор в Париже церкви святого Юлиана бедного.

Церковь Сен-Жак была перестроена в XVI веке в готическом стиле. Башня Сен-Жак - это бывшая колокольня церкви (иногда называется итальянским словом «кампанила»). Высота колокольни - 52 метра.

Полная версия - в аудиофайле.

Вот один из классических, старинных, но отнюдь не потерявших популярность рецептов французской кухни — гребешки, подрумяненные в сливочном масле с сыром под соусом паризьен или, как величают это блюдо французы «кокиль Сен Жак» (фран. — Coquilles St. Jacques). Его традиционно готовят из свежих гребешков, густого сливочного соуса и тертого нежного сыра. Кокиль Сен Жак – блюдо далеко не повседневное (даже в странах, где морепродукты не в диковинку), его подают на выходные или по особым, торжественным случаям.

Название этого блюда переводится с французского буквально, как « святого Иакова». Они были поименованы в честь Святого Иакова, одного из двенадцати апостолов Христа, сына Заведея и Саломеи, брата апостола Иоанна, вовсе не случайно. Согласно библейской легенде однажды апостол Иаков спас рыцаря, спрятав его в раковине от гребешка. В другом варианте этой истории рыцарь, перевозивший останки апостола из Иерусалима в Испанию, упал вместе с лошадью в воду, но его спасла раковина упомянутого моллюска. В раннем Средневековье христиане со всей Европы совершали паломничество к святилищу святого Иакова, что находилось в Сантьяго де Компостела (Испания). На их одеждах можно было нередко увидеть вышитое изображение ракушки.

Вот, собственно, почему гребешки с приправленным вином сливочным соусом традиционно принято подавать прямо на раковине (ведь по легенде это один из христианских символов!)

Во Франции непревзойденные гастрономические достоинства гребешков отмечаются сразу на двух ежегодных праздниках – на Дне печеных гребешков (12 марта) и непосредственно на Дне кокиль Сен Жак (16 мая).

Наш рецепт гребешков позаимствован у знаменитой Джулии Чайлд из ее кулинарного бестселлера «Искусство французской кухни».

Кокиль Сен Жак менее церемонно называют «гребешки под соусом паризьен». Этот соус мало чем отличается от соуса аллеманд и готовится на основе одного из базовых французских соусов .

(на двоих)

Ингредиенты:

  • 150 грамм гребешков
  • 1 стакан белого сухого вина
  • Половина чайной ложки морской соли
  • Пара щепоток молотого острого черного перца
  • 130 грамм шампиньонов (порезать на четыре части)
  • 60 грамм сливочного масла
  • 30 грамм пшеничной муки
  • Четверть стакана цельного домашнего молока
  • 2 яичных желтка
  • Четверть стакана жирных сливок
  • Соль и перец
  • 1 чайная ложка свежевыжатого сока лимона
  • Четверть стакана тертого Грюйера или швейцарского сыра (натереть)
  • Для букета Гарни — 4-5 веточек петрушки, 2 веточки тимьяна, лавровый лист

Приготовление:

  1. В сотейнике доводим до кипения, а затем увариваем на среднем огне в течение 5 минут сухое вино, добавив в него , соль и перец. Добавляем в смесь гребешки, грибы и достаточно воды, чтобы едва покрывала последние.
  2. Опять доводим до кипения, уменьшаем огонь до слабого и под крышкой готовим около 5 минут. Удаляем букет Гарни, а гребешки и грибы с помощью ложки-шумовки выкладываем на тарелку. Даем немного остыть, помещаем на разделочную доску и грубо рубим с помощью ножа.
  3. Увеличиваем огонь до среднего и увариваем жидкость в сотейнике до 250 мл.
  4. В миске взбиваем яичные желтки и сливки.
  5. В отдельном сотейнике обжариваем на слабом огне в растопленном масле муку (готовим ру) в течение двух минут, постоянно помешивая, чтобы не образовалось комочков.
  6. Убираем с огня, вливаем винную смесь из первого сотейника и смешиваем с помощью миксера. Затем добавляем молоко и бьем до состояния гладкого соуса. Возвращаем на огонь и кипятим одну минуту. Выключаем огонь.
  7. Взбиваем соус вместе с желтковой смесью, добавляя в него последнюю по капелькам. Кипятим опять 1 минуту, помешивая. Солим и перчим по вкусу. Сбрызгиваем лимонным соком.
  8. Смешиваем 2/3 соуса с гребешками и .
  9. Смазываем формочки с объемом 2/3 стакана сливочным маслом. Выкладываем в них гребешки, а сверху – остатки соуса. Затем посыпаем сыром и кладем пару маленьких кусочков сливочного масла.
  10. В сотейнике или сковороде доводим до кипения воду и нагреваем в ней формочки с гребешками так, чтобы они не касались дна (мы положили на дно сковороды полотенце). Блюдо формально готово.
  11. Перед самой подачей нагреваем духовку до 220 градусов. Помещаем на противень наши формочки (прямо в сотейнике или сковороде) и подрумяниваем их в духовке.
  12. Немедленно подаем к столу.

Примечание:

Обычно кокиль Сен Жак подают с Шардоне или белым Бургундским. Из гарниров подойдет рис с травами и свежим зеленым горошком.