Неприступный маяк басаргина. Басаргинский маяк во Владивостоке: символ надежды и герой кинолент Полуостров басаргина институт гидроакустики секретный объект




Мыс Басаргина находится на юго-восточной оконечности полуострова Басаргин, который является очень опасным для мореплавания. Мыс скалист и обрывист, окаймлен надводными и подводными камнями. Мыс назван в честь Владимира Басаргина, известного вице-адмирала, кругосветного мореплавателя и исследователя залива Петра Великого.
Оконечность мыса Басаргина представляет собой высокую скалу, соединенную с берегом низким скалистым перешейком.
Именно на этой скале в 1937 году была установлена деревянная башня маяка. В то время огонь маяка был ацетиленовый и поэтому в документах числился он не маяком, а светящимся навигационным знаком.
В 1958 году деревянный знак был заменен каменной призматической восьмигранной башней высотой 8 метров. Высота самого огня составляет 28 метров от уровня моря. Как и большинство маяков, башня окрашена горизонтальными красными и белыми полосами. Рядом со скалистым перешейком построено техническое здание для звукосигнальной установки – наутофона, излучатели которого вынесены на саму башню. Маяк светит зеленым светом и дальность его действия составляет 10 миль.
Уже более 80 лет маяк на мысе Басаргина надежно обеспечивает безопасность плавания в проливе Босфор Восточный, образуя вместе с маяком на острове Скрыплева входные ворота во Владивосток - крупнейший российский порт на Дальнем Востоке.

Басаргин Владимир Григорьевич (1838-1893) Вице-адмирал, совершивший кругосветное мореплавание, исследователь залива Петра Великого и Русской Америки. Родился в Санкт-Петербурге в семье морского офицера.
13.09.1853 поступил гардемарином в Морской кадетский корпус. В 1854 участвовал в обороне Кронштадта от английско-французской эскадры на кораблях «Сисой Великий» и «Прохор». 04.05.1855 года произведен в мичманы, служил в Балтийском Флоте.
В 1857 году в чине мичмана ходил на корвете «Удав» из Кронштадта в Черное море.
В 1858-1860 на корвете «Рында» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Н. Андреева) совершил кругосветное плавание из Кронштадта на Дальний Восток и обратно.
17.10.1860 за отличную службу произведен в лейтенанты.
С 12.08.1861 по 15.10.1862 участвовал в гидрографических работах в северо-западной части залива Петра Великого нанося на карту побережье вблизи Владивостока (экспедиция В. М. Бабкина).
21.11.1862 назначен исполняющим должность командиром корвета «Рында» (в чине капитан-лейтенанта), в 1863 перешел в Сан-Франциско и вошел в состав Тихоокеанской эскадры контр-адмирала А. А. Попова. По пути посетил Новоархангельск и выполнил опись реки Стикин в проливе Фредерик. В составе Тихоокеанской эскадры крейсировал у западного побережья Северной Америки для оказания помощи САСШ (Северо-Американские Соединенные Штаты) во время войны с южанами.
15.03.1864 отправился в Россию и 25.10.1864 стал на зимовку в Ревеле (Таллин).
01.01.1865 произведен в капитан-лейтенанты.
Дальнейшая служба проходила в Балтийском флоте. В 1867-1877 командовал фрегатом «Князь Пожарский».
01.01.1873 произведен в капитаны 2 ранга.
В 1873-1875 посетил Средиземное море.
01.01.1877 произведен в капитаны 1 ранга.
С 24.11.1880 командует броненосным кораблем «Петр Великий», с 25.04.1883 - фрегатом «Дмитрий Донской».
15.03.1885 назначен командиром Учебно-артиллерийского отряда военного флота.
01.01.1886 произведен в контр-адмиралы с назначением флаг-капитаном императора Александра.
26.02.1886 назначен в свиту Его Императорского Величества.
В 1890-1891 командовал отдельным отрядом судов, сопровождавших Наследника цесаревича в плавании от Триеста на Дальний Восток. Из Владивостока сопровождал Наследника цесаревича через Сибирь в Санкт-Петербург.
01.01.1892 произведен в вице-адмиралы с назначением генерал-адъютантом.
Награжден орденами: Святого Владимира 4-й степени (1878), Святого Станислава 1-й ст. (1889), Святого Андрея 1-й ст. (1893).
В 1892 году, сопровождая императорскую семью в плавании из Балтийского моря в Крым, простудился и умер в Ялте.
Похоронен в Троице-Сергиевой пустыне Петергофском уезда.
Именем Басаргина названы мыс, полуостров и маяк в проливе Босфор-Восточный (город Владивосток).
Гора на южном побережье полуострова Аляска. (1877 год, канадский исследователь Хантер).

Маяк – обязательный атрибут любого приморского города. На территории Владивостока располагаются 14 навигационных знаков. Семь из них – маяки, остальные – светящиеся знаки и створы. Басаргинский маяк является одним из самых узнаваемых символов города. В отличие от всеми любимого маяка на Токаревской кошке, он располагается на территории военной части, поэтому труднодоступен для отдыхающих. Полюбоваться им можно не только с моря, но и на открытках, магнитах, марках и даже в кино – маяк не один раз становился местом действия в различных фильмах, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Маяк Басаргина является важным навигационным ориентиром для подхода с моря. Совместно с он образует ворота в порт Владивостока.

Маяк был построен в 1937 году. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Первая башня маяка на мысе Басаргина была деревянной, поэтому он числился не маяком, а светящим навигационным знаком. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

В 1958 году деревянный навигационный знак заменили каменной башней. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

В 2012 году была проведена реконструкция маяка. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Басаргинский маяк был построен в 1937 году и представлял собой небольшую деревянную башню, которую в 1958 году заменило каменное строение. Высота маяка 8 метров. Башня окрашена в белый и красный цвета. Дальность действия маяка Басаргина составляет 10 миль. Вот уже почти восемь десятков лет этот символ веры и надежды встречает и провожает моряков. Зеленый свет маяка за все время работы не гас ни на минуту.

Начальник маяка на полуострове Басаргина Алексей Степков работает здесь уже более 10 лет. Живет в одном из красивейших мест края вместе со своей семьей. Говорит, сам не знает, почему пошел сюда работать – "просто что-то потянуло". Сразу после выхода на пенсию узнал о такой вакансии – решение было принято незамедлительно.

Так как маяк является ориентиром для всех, кто находится в море, задача смотрителя – синхронно включать и выключать устройство, а также следить за порядком на территории объекта.

Синхронность включения всех маяков обеспечивается руководящими документами: таблицей освещения, которая регламентирует время включения и отключения, - рассказал Алексей Степков.

Помимо него за непрерывной работой маяка следят еще три человека. Все работают посменно. По их словам, сама аппаратура хорошая – последние разработки из Санкт-Петербурга. Все работает бесперебойно, поэтому проблем практически не возникает. Несмотря на развитие высоких технологий и появление ряда навигационных систем, начальник маяка считает, что это сооружение все же надежнее.

Навигационные системы - это та техника, которая легко может выйти из строя. Нельзя быть полностью уверенным в степени ее надежности. К тому же, у нас очень развит маломерный флот, который не всегда обладает необходимым оборудованием. Здесь на помощь и приходят маяки, - рассказал Алексей Степков.

На случай густого тумана на территории маяка есть и сигнальная установка – наутофон, благодаря которой корабли могут легко ориентироваться на звуковой сигнал.

В былые времена роль наутофона выполнял большой колокол, на кромке которого были выбиты изображения представителей всей династии Романовых.



Высота башни маяка 8 метров, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

В историю города и края маяк вошел не только как помощник мореплавателей, но и как герой ряда кинолент. В разное время здесь снимали сцены для фильма "22 минуты" Василия Серикова, сериала "Когда цветет папоротник", а также ряда документальных кинолент.

Помимо этого, Басаргинский маяк изображают на марках, календарях, открытках и магнитах. К слову, впервые приморские маяки попали на марки в 1984 году, первыми на этих марках были изображены маяки Токаревский и Басаргина.

К маяку ведет подвесной мост. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Высота башни маяка 8 метров. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Подвесной мост, ведущий к маяку. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Дальность действия маяка составляет 20 миль. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Маяк на мысе Басаргина. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Басаргинский маяк на утесе представляет немалый интерес и для художников. Заслуженный художник России Сергей Черкасов всегда испытывал слабость к этим "светилам". Писать маяки он начал более 30 лет назад. Говорит, что посетил все самые важные для края сооружения.

Маяки - моя давняя любовь! Они однозначно являются памятниками архитектуры. Когда я их увидел впервые, больше всего меня потрясло то, как близко к обрывам они расположены. Действительно, во многих местах ощущаешь себя так, словно стоишь на краю света. Также поражает, что многие сооружения настолько хорошо сделаны, что даже время не смогло оставить на них свой отпечаток, - рассказал Сергей Черкасов.



Смотровая площадка возле маяка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Среди всех подобных объектов архитектуры, маяк Басаргина имеет для художника особое значение.

С этим маяком у меня связана очень древняя история. Когда мне было 19 лет, я окончил художественное училище и, так получилось, сразу попал на Дальневосточную киностудию. Проработал там четыре месяца перед армией. Помню, как неожиданно руководство студии попросило меня сделать заставку для Приморского телевидения. А на заставке был изображен маяк Басаргина. Около восьми лет эта заставка "открывала" наш телеканал. Я, служа в армии, был переполнен гордостью, что принял участие в этом проекте, - поделился Сергей Черкасов.

Совсем недавно художник закончил писать две картины с этого знаменитого маяка. Сейчас он работает над небольшой серией маяков, увидеть которую можно будет на одной из его выставок. Пока мы беседовали, в его студии подсыхало полотно с маяками Гамова и Назимова. Как рассказал художник, на своих полотнах он, в первую очередь, изображает свое настроение, в случае с маяками - ощущение радости от встречи с этими замечательными сооружениями.

Фотографии, сувениры, кино и живопись – этот ряд можно смело дополнить и литературой.

Так, например, значимость приморских маяков, их красоту, а также высокий профессионализм и любовь к своему делу смотрителей маяков на страницах своей книги отобразил приморский поэт, писатель и журналист Николай Литковец . Посетив основные маяки края, пообщавшись с их жителями, он написал книгу, содержащую в себе множество красивых снимков и интересной информации об этих удивительных и романтичных местах.

Basargin Cape

Как и подобает приморскому городу, славится своими маяками, каждый из которых имеет свое имя и неповторимую историю. Одним из самых известных и красивых среди них признан Басаргинский маяк, стоящий у главных морских ворот города. Вот уже 75 лет он не только служит значимым навигационным ориентиром для судов, идущих через пролив Босфор Восточный в , но и входит в число наиболее узнаваемых символов Владивостока.

Маяк расположен на мысе Басаргина, который находится на юго-восточной оконечности одноименного полуострова, отделяющего бухту Патрокл от Уссурийского залива. Мыс представляет собой высокую поросшую травой скалу, соединенную с берегом низким скалистым перешейком, на берегу которого лежат живописные валуны. Он довольно скалистый и обрывистый, к тому же окаймлен надводными и подводными камнями. Сложные навигационные условия в районе мыса Басаргина делают его довольно опасным для мореплавания.

Именно поэтому в 1937 году здесь решили установить маяк, который бы указывал безопасный путь кораблям, идущим во Владивостокский порт. Назвали его – так же, как и полуостров, и мыс – в честь Владимира Басаргина, известного вице-адмирала, кругосветного мореплавателя и исследователя залива Петра Великого. Первая башня маяка была деревянной и имела достаточно примитивную конструкцию. Огонь в то время использовали ацетиленовый, а потому назывался он сперва не маяком, а светящимся навигационным знаком.

Спустя 20 лет деревянный знак сменила каменная восьмигранная башня высотой 8 метров, которая – как и подавляющее большинство маяков – была окрашена горизонтальными красными и белыми полосами. Чуть позже недалеко от скалистого перешейка построили техническое здание для звукосигнальной установки – наутофона. В настоящее время Басаргинский маяк светит зеленым светом, дальность действия которого составляет десять миль.

Сегодня он, как и прежде, бесперебойно выполняет свою главную функцию – обеспечивает безопасность плавания в проливе Босфор Восточный, образуя вместе с маяком на острове Скрыплева своеобразные ворота в порт Владивостока. А заодно – неизменно притягивает многочисленных путешественников и любителей морской романтики.

Добраться до маяка на мысе Басаргина не так просто: доступ к нему ограничен, территория охраняется. Самый простой способ попасть на мыс – добраться сюда самостоятельно по морю.

4 ноября 2013 г. группа экскурсоводов-краеведов Общества изучения Амурского края побывала на полуострове Басаргина. Новая объездная дорога проходит вдоль побережья Уссурийского залива, с неё хорошо виден этот полуостров, до сих пор закрытый для посещения. В 1925 г. П. Римский-Корсаков в книге «Незамерзающий порт на Дальнем Востоке. Записки по гидрографии» (том XLIX), выпущенной в Ленинграде, писал: «… главный фарватер во Владивосток пролегает между о-вом Скрыплева и мысом Басаргина; этим проходом все суда и ходят; южным пользуются весьма редко, несмотря на его полную безопасность; поэтому суда и зимою придерживаются того же северного прохода».

Басаргинский маяк

В юго-восточной оконечности полуострова Басаргина, на скале, находится маяк. Волна разбивается о камни; в непогоду под скалой, на которой мы стоим, вода будто кипит. С востока полуостров омывает бухта Соболь, с запада – Патрокл. Место это всегда считалось опасным для мореплавания, но только в 1937 г. на скалистом островке, связанном с полуостровом Басаргина узким перешейком, установили деревянный маяк. До реконструкции в 1957-м и замены на восьмигранную каменную башню его называли светящимся навигационным знаком с ацетиленовым огнем.

Наш гид - Андрей КРОПИН – бывший военный, механик, в настоящее время сотрудник маячной службы, отвечающий за работу дизель-генератора. На вахту приезжает из города. Начальник маяка живет здесь же на полуострове. На фоне спокойного сегодня моря удивительно красиво выделяется красно-белая башня. Андрей рассказывает, что последний раз на ней меняли оборудование в 2010 г., с тех пор «Басаргинский» работает еще и в режиме радиомаяка. Обязанность вахтенного - следить за исправностью оборудования, а вечером по таблице освещенности (сегодня включение произойдет в 19 часов) зажечь зеленый огонь. Дальность действия – 10 миль. Ведает маяком Гидрографическая служба ТОФ, поэтому, прежде чем мы прошли за шлагбаум, П. Ф. БРОВКО - председатель Приморского филиала РГО – ОИАК за разрешением обратился к самому высокому начальству. С согреваемого ноябрьским солнцем пригорка маяк виден ниже нас, несмотря на его 8-метровую высоту и 38-метровую скалу, на которой он стоит. Мы любуемся видом едва ли не с наивысшей точки полуострова. В лоции сказано, что с проходом линии Басаргина – Скрыплева на «выходящем судне начинают отсчет пройденных миль». К маяку можно подойти по подвесной лестнице, перекинутой над узким перешейком. До 1983 г. к сооружению попадали посуху. Но в тот год, когда до берегов Приморья дошла волна цунами, коса оказалась затоплена, вот и пришлось пользоваться трапом. Более 20 лет Басаргинский маяк фактически был островным. Старожилы говорят, что последние несколько лет море отступает, вновь осушив узкую полоску земли, связавшую скалистый островок с полуостровом Басаргина. Вполне удовлетворив свое любопытство, мы с Андреем идем по наезженной грунтовке еще к одной достопримечательности – к кекурам «Пять пальцев» и «Шапка Мономаха». Вблизи каменные изваяния, вырезанные из скалы, кажутся фантастическими. Поскольку в нашем краеведческом полувзводе присутствовали в основном женщины, новые названия кекурам давали на тему детства и материнства. Группа каменных «товарищей», ранее их сравнивали с монахами, получила вполне мирские названия: «Мать-одиночка», «Многодетная мать» и т. д. Слоистые, сложенные из осадочных пород, сформировавшихся 180 миллионов лет назад, скульптуры размывались морской водой, мерзли в более поздние геологические периоды, подвергались разъеданию туманами. Верхушка «Шапки Мономаха» как глазурью облита птичьим пометом: здесь обитают чайки и бакланы. «Птичий базар» в миниатюре. У берега ныряет ларга, морская трава яркой нежной зеленью просматривается на дне. Мирный пейзаж, но вся история побережья Уссурийского залива – история обороны, защиты подступов к морской базе Владивосток. Лет за 50 до военных действий фортификаторы начинают задумываться, в каком месте неприятель может напасть. В свою очередь, неприятель пытается разгадать систему обороны вероятного противника. Так и действовала Россия на дальневосточных берегах в окружении новых «дружелюбных» соседей: «Хочешь мира – готовься к войне».

Военная история Басаргина

Полуостров Басаргина благодаря географическому положению - «выдвинутости» в Уссурийский залив - вполне отвечал стратегическим задачам. Вид отсюда не просто красивый, он открывает обзор неприятельских кораблей. Поэтому уже в 1895 г. на полуострове хотели построить батарею. Ее возвели чуть позже и назвали «Басаргин № XIV». За активностью русских внимательно наблюдали японцы. Прямо под носом у военных «на мысе Басаргина устроил карьер японский подданный, некто Квацка, спокойно ходивший в город вместе с рабочими прямо через расположение 4-го батальона крепостного пехотного полка». Попутно японцы делали в скалах в расположении батарей со стороны моря уступы-лестницы, «образующие удобный подъем от уреза воды прямо к орудиям». Вблизи полуострова 22 февраля 1904 г. в 11 часов утра состоялся обстрел Владивостока из орудий броненосных кораблей японской эскадры контр-адмирала Камимуры. «Били по городу с 8-ми километров от п-ва Басаргина, который стал едва ли не лучшей мишенью». Военные сделали вывод о неготовности батарей к отражению противника, и вскоре «батареи в бухте Соболь и на полуострове Басаргина были спешно закончены постройкой… Вооружили их 11 и 10-дюймовыми пушками образца 1895 г. – наиболее могущественными из всех артиллерийских систем, состоявших тогда на вооружении морских крепостей России…». К 1907 г. долговременная 10-дюймовая Басаргинская батарея входила во второй участок, командовал которым капитан А. М. НОВИЦКИЙ. В 1910 г. «Владивостокский крепостной распорядительный комитет постановил назначить для открытой установки 12 таких орудий…. Четыре – на батарее на п-ове Басаргина». Речь шла о 305-миллиметровых орудиях. В числе 50 береговых батарей Басаргинская к 1914 г. занимала в обороне крепости свое место. После окончания гражданской войны и упразднения крепости военные объекты приспосабливали к современным нуждам обороны. К 1932-му на мысе Басаргина на старой крепостной артиллерийской позиции, на бетонном массиве начали оборудование батареи № 923. К 1941 г. на полуострове Басаргина построили два бетонных ОРПК для обстрела восточного входа в пролив.

До настоящего времени старая батарея, заросшая мелким кустарником и травой, существует и ждет открытий. В орудийных двориках, как мы и ожидали, пусто, недалеко стоят старые кирпичные казармы, в которых в 20-х годах прошлого века недолгое время находилась первая научно-промысловая станция.

Исследовательский центр рыбохозяйственной науки

В 20-х годах прошлого века полуостров привлек к себе внимание не только военных. На Басаргине размещалась научно-промысловая станция. Первое подобное учреждение, созданное в 1900 г., открыли в городе при музее Общества изучения Амурского края, но, просуществовав всего год, оно закрылось. И только в 1925 г., когда во Владивосток приехал крупный ученый Константин Михайлович ДЕРЮГИН, специалисты вернулись к идее воссоздания научной станции, сотрудники которой занимались бы оценкой запасов дальневосточных водоемов. Тихоокеанскую научно-промысловую станцию (ТОНС) при Дальневосточном управлении рыболовства (Дальрыба) решили разместить на полуострове Басаргина. В ноябре 1925 г. в бывших казармах батареи открылись лаборатории станции. «Место было выбрано очень удачное: живописные окрестности, близость незамерзающего моря, пригодная для питания аквариумов вода – все это как нельзя лучше соответствовало существу создаваемого учреждения», - так вспоминали сотрудники ТОНС. Запустили водонасосную станцию для питания аквариума, в старой добротной казарме оборудовали первый лабораторный корпус. Станция располагала жилым домом для сотрудников, экспедиционным катером и первой научной библиотекой. К. М. Дерюгин писал: «Тихоокеанской научно-промысловой станции суждено сделаться на Дальнем Востоке центральным научно-исследовательским институтом не только всесоюзного, но и международного масштаба». Хозяйственников очень интересовали биология и прогнозы иваси, которая до 1943 г. являлась главным объектом лова и заходила в залив Петра Великого. На станции изучали биологию тихоокеанской сельди. Как это ни кажется странным, в поле зрения специалистов попала акула, «кишевшая» в водах залива. Нападений на людей не отмечали, а всерьез хотели делать из нее консервы, предметы ширпотреба и использовать шкуру в технических целях. ТОНС расширилась до института и в 1929 г. была реорганизована в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства (ТИРХ), с 1934 г. ТИРХ был преобразован в Тихоокеанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО) с отделениями и многочисленными наблюдательными пунктами по побережью, даже альгологической станцией на острове Петрова.

В конце 20-х – в 30-х годах ТИНРО переехал на ул. Ленинскую. Полуостров вновь стал опорным пунктом на входе в пролив Босфор Восточный.

Литература

1. Люди. Наука. Океан. Дальневосточное книжное издательство. Владивосток, 1975 г. (С фотографиями).

2. П. Римский-Корсаков. Незамерзающий порт на Дальнем Востоке. Записки по гидрографии, издаваемые Гидрографическим управлением СССР. Том XLIX. Ленинград. 1925.

3. Н. Б. Аюшин, В. И. Калинин, С. А. Воробьев, Н. В. Гаврилкин. Крепость Владивосток. Изд-во «Остров». Санкт-Петербург. 2001.

Владивосток, как и подобает приморскому городу, славится своими маяками, каждый из которых имеет свое имя и неповторимую историю. Одним из самых известных и красивых среди них признан Басаргинский маяк, стоящий у главных морских ворот города.

Вот уже 75 лет Басаргинский маяк служит не только значимым навигационным ориентиром для судов, идущих через пролив Босфор Восточный в бухту Золотой Рог, но и входит в число наиболее узнаваемых символов Владивостока. При заходе в порт Владивосток суда ориентируются на два маяка - Басаргина и Скрыплева. Они должны лечь на одну линию - у моряков это называется “курс домой”…
--
Под катом очень много фотографий этого уникального и труднодоступного места.

13.01.2012. Наша компания, как всегда, чисто фотографическая- я, alexhitrov и Макс Каленник. Последнего вы можете знать как автора интереснейших репортажей на ПТР, про маяки приморья и не только.
1.

Во Владивостоке построено пять маяков: Басаргина, Скрыплева, Токаревского, Россета и Шкотовский створ маяков.
2.

Маяк назван в конце XIX в. по мысу Басаргина, которым оканчивается п-ов (по фамилии лейтенанта В.Г. Басаргина). Обследован в 1888 г. На перешейке, соединяющем п-ов с материком, в середине XX в. были обнаружены остатки древних стоянок.
3.

Ракурс на Русский мост с п- ова Басаргина
4.

Маяк Басаргин был учрежден в 1937 году. Первая его башня была деревянной, весьма примитивной конструкции. Огонь был ацетиленовый. Поэтому он числился не маяком, а светящим навигационным знаком.
5.

6.

7.

8.

В 1958 году вместо деревянного знака была построена каменная призматическая восьмигранная башня высотой 8 метров от основания и высотой огня 28 метров от уровня моря. Башня окрашена белыми и красными горизонтальными полосами. Тут же, на берегу, у скалистого перешейка, построено техническое здание, в котором были установлены звукосигнальная установка - наутофон и резервный дизельгенератор.
9.

10.

Излучатели наутофона вынесены ближе к опасности на скалу и установлены непосредственно на башне. (Наутофонная установка и излучатели производства ГДР были демонтированы в 2001 году, как выслужившие установленные сроки).
11.

Дальность действия маяка Басаргина составляет 10 миль. Огонь зеленый, затмевающий, 7,5 сек, свет - 3,5 сек; темнота - 4 сек.
12.

13.

Орудийный полукапонир №08
14.

15.

16.

Полвека маяк Басаргин надежно обеспечивает безопасность плавания в очень важном районе весьма интенсивного движения судов на подходе к Владивостоку - крупнейшему порту страны на Дальнем Востоке
17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Чума - грозный охранник маяка
26.

27.

28.

Пес Мишка
29.

30.

31.

32.

33.

34.

alexhitrov
35.

36.

Цель достигнута!
37.

38.

39.

40.

41.

42.

И опять в кадре alexhitrov
43.

44.

45.

Уже седьмой год Алексей Степков верно служит маяку. У него команда не большая, но сплоченная: всего трое человек, все бывшие военные. Поэтому на территории, куда не попасть без особого разрешения — полная изоляция. Только ответственная работа, сказочная природа и дружная семья. На самый верх бригада поднимается редко. Только весной, когда башня требует косметического ремонта или в случае поломок. Но такое здесь случается не часто. Зеленый огонек горит безотказно.

46.

47.
Новый век и современные требования к точности плавания судов принесли на маяк навигационное оборудование. На мысе Басаргина вблизи технического здания установлены антенны спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Она повысила точность и безопасность плавания кораблей. Но маяк остается надежным спутником и в любую погоду, в любое время года он продолжает встречать и провожать корабли.
48.

Проба пера в Тайм- лапс
49.

Добраться до маяка на мысе Басаргина не так просто: доступ к нему ограничен, территория охраняется. Самый простой способ попасть на мыс - добраться сюда самостоятельно по морю.
50.