Город ушедший под воду китеж. Китеж-град. Легенды. Исследования. Экспедиции в обитель русских богов

Сказ о сокрытии священного града Китежа - жемчужина славянского религиозного верования.

По мотивам сказа написано множество книг-исследований, поэм, опера Римского-Корсакова…

Что же скрывается за красивым сказом о городе, «ушедшем» в озеро Светлояр, не покорившись ни христианскому православию, ни татаро-монгольскому игу?

Китеж – город, посвящённый русскому богу Китоврасу

Оживленное повествование о граде Китеже восходит к временам татаро-монгольского нашествия, то есть к XIII веку.

[!] Однако, по мнению Александра Асова, истоки этой легенды следует искать в еще более раннем периоде - дохристианской истории Руси . На строительство города-храма ушла не одна сотня лет, а, как известно, инородное православие на Руси окончательно установилось лишь после 1990 года с пришествием в Россию многотысячной иудейской армии перестроечников.

Это не так просто, поскольку христианское православие настолько плотно оккупировало русские святые места и обряды, что разделить, какие сказания принадлежат оккупанту, а какие мифы истиннорусские, довольно трудно.

Озеро Светлояр, в котором, согласно легенде, скрылся священный град Китеж, находится в районе Поволжья, и с очень давних времен известно как центр русской родной веры [не путать с христианством - православием].

Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и <яр >, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы , которому поклонялись древние племена славян.

С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж. О нем говорится в древнейшем священном источнике русской веры - «Звёздной книге Коляды ».

Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек – могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура . От их имен и произошло название града Китежа.

В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы . Это место считалось священным для русских князей.

Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истиннорусские священные места.

Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные - они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

Предатель – православный иудей Гришка Кутерьма

Теперь перенесемся в более поздние времена. Согласно христианским летописям, град Большой Китеж на берегу озера Светлояр был построен князем Юрием Всеволодовичем, сыном Всеволода Большое Гнездо.

Кроме него существовал еще и Малый Китеж, выросший при его деде - знаменитом Юрии Долгоруком.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты. Однако легенды объединили эти два разных города, и так появился мистический и таинственный Китеж-град.

Алексей Асов, руководствуясь преданиями и хрониками того времени, смог воссоздать истинную картину событий тех далеких времен.

В 1238 году после разорения Владимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очередной неравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж. Однако Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалось скрыться в Большом Китеже.

На тот момент на земле русской Юрий Всеволодович оставался практически единственной организованной силой, противостоящей татаро-монгольскому нашествию.

Остальные князья были истреблены в ходе христианизации Руси – кровавого крещения.

Батый жаждал власти над миром и рвался как можно скорее идти дальше - к Средиземному морю, но оставлять в тылу гордого и непобежденного русского князя опасался. И тогда он приказал пытать всех пленных русичей, чтобы выдали заповедные дороги, ведущие к Китежу.

[!] Воины молчали, потому что знали: выдать священный город – значит, обречь себя и свой род на вечное проклятие .

Лишь один не выдержал пытки - Гришка Кутерьма. Испугался он мучений и смерти и согласился повести врагов к русской святыне.

Путь был нелегок и лежал среди непроходимых болот и лесов. Но предатель знал потайные тропы и смог вывести татаро-монгольское войско к священному городу.

Увидев надвигавшиеся вражьи рати, жители Большого Китежа и воины Юрия Всеволодовича стали молиться Богу. Узрев страдания русичей от захватчиков, Бог сжалился над осажденными. На глазах Батыя и его войска священный город погрузился в озеро Светлояр и не достался на разграбление, бесчестье и смерть беспощадному врагу.

Китеж – город-храм родной русской веры

Однако некоторые факты в этой легенде вызывают сомнения. Остатки войска князя Юрия Всеволодовича в действительности не представляли реальной военной угрозы для Батыя. Да и что мог сделать князь на земле, по которой дважды прокатились огнем и мечом бесчисленные орды кочевников?

Тогда возникает вопрос: зачем Батыю понадобилось вести войско через болота к городу, который даже в те времена считался полумифическим?

[!] Дело в том, что Китеж представлял именно духовную ценность.

Он не стоял на торговых путях, не играл сколько-нибудь значительной военной или политической роли в жизни Древней Руси. Но он был великим духовным центром! Не зря в хрониках, повествующих о Китеже, самое большое место отводилось описанию храмов.

Согласно этим хроникам, практически весь город состоял из одних храмов, являясь по сути одним из самых крупных храмовых комплексов русской родной веры. И православие более ста лет стремилось овладеть этим городом.

У историков самой распространенной версией, казалось бы, нелогичного с точки зрения военной стратегии похода Батыя на Китеж, является следующая.

Допросив пленников, Батый сделал вывод, что этот город представляет собой не столько политический, сколько духовный центр славян.

Поэтому призванный православными в качестве карателя русских монгольский хан пошёл на Китеж, чтобы тем самым окончательно истребить всякую надежду славян на возрождение .

Ведь у многих народов существовало поверье, что с уничтожением их святынь погибает и сам народ, ибо святыни - это душа народа. Однако Китеж не достался врагу.

Русские боги сохранили войско для отпора врагу

Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир. Легенда гласит, что озеро сокрыло Китеж до скончания времен, и только перед концом света он снова восстанет из вод, и войско Юрия Всеволодовича выйдет из ворот священного города, чтобы со всеми русскими душами явиться для суда Божьего над захватчиками Руси – православными христианами.

В советские времена, естественно, такой взгляд на историю принят быть не мог, и была выдвинута версия, что-де легенда о Китеже отражает природный катаклизм, в результате которого произошло быстрое опускание почвы и погружение стоявшего на берегу озера города под воду. Следовательно, делался вывод, остатки легендарного города можно найти на большой глубине. На озеро Светлояр была организована экспедиция.

В ходе подводных исследований археологи выяснили, что дно его состоит из трех слоев грунта:

  • первый слой - на глубине в 30 метров - очень древний,
  • второй - на 20-метровой отметке - как раз относился к XIII веку,
  • третий - отложения более поздних времен.

На глубине 20 метров археологи нашли предметы, которые можно отнести к периоду XIII века. Однако это были всего лишь небольшие вещи, сделанные из дерева и металла. Эти находки как раз и позволили выдвинуть гипотезу о том, что город, постепенно погружаясь в воду, уходил в другой пласт реальности. А отдельные вещи остались в нашем мире из-за сильных колебаний земли или просто были смыты водой.

Но куда же делся Китеж?

На этот вопрос могут ответить лишь современные ученые.

Существует предположение, что в определенное время и при определенных обстоятельствах разные измерения могут соприкасаться.

В данном случае, как считает ряд исследователей загадки Китежа, смещение пластов реальности произошло в результате коллективной молитвы осажденных. Ведь молитва эта была совершена в экстремальной ситуации и притом одновременно большим числом людей. Не будем забывать, что помимо горожан в городе находилось и войско. Плюс - издревле священное место.

Время молитвы, вероятно, тоже было выбрано не случайно. Ученые уже не раз обращались к древнейшему астрологическому источнику наших предков - «Звёздной книге Коляды », подробный комментарий к которой приводит Александр Асов.

[итоги православной оккупации Руси: Оказывается, что все современные православные праздники совпадают с древними нашими русскими - родными.]

Это особенные дни, в которые небесные светила занимают такое положение, что параллельные миры соприкасаются, и мы можем увидеть их. Таким образом, ученые сделали вывод, что Китеж просто перенесся в другое измерение.

Экспедиции в обитель русских богов

В состав экспедиции, занимавшейся исследованием озера Светлояр и его окрестностей, входили не только археологи, но и филологи и этнографы, то есть собиратели фольклора.

Оказалось, что местные жители на протяжении многих веков передают легенду о сокрытии Китежа, дополненную событиями, происходящими уже в наше время.

[!] Так, местные жители рассказывают, что в дни русских праздников из озера Светлояр слышится колокольный звон. Подобное явление наблюдали и ученые, но объяснить его не могли.

Однако попасть в священный град Китеж может не каждый. Туда способен войти лишь человек, абсолютно чистый духом.

Монахи из соседних христианских обителей, которые регулярно приходят к Светлояру, слышат только колокольный звон, и лишь немногим удается увидеть в водах озера очертания прекрасных белокаменных храмов Китежа.

По мнению местных жителей, озеро обладает целебными свойствами и способно излечить от многих недугов, а увидевший в нем отражение золотых куполов церквей будет счастлив.

«Не пора ли восстать Китежу?»

Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир.

Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде . Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые.

Нередко старец задавал вопрос:

«Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу? »

Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй - довольно много.

В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления христианами русские храмы или целые города уходили под воду или скрывались в горах.

Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные.

В книге «Братство Грааля » Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского волхва, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый храм к древним старцам.

Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или храмах идет речь в вопросе о Китеже.

Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

Нам же видится то, что скоро про|яв |ятся сокрытые русские храмы и погонят они захватчиков – православных христиан с земли русской. И станет над Русью вера наша – вера русская, родная, вера праведная!

Спешите те, кто ещё православный или любой другой христианин, или инородный захватчик – иудей, мусульманин, - спешите скрыться от гласа булатного русской веры. Ибо скоро придут русские воины, сокрытые в параллельном измерении, и освободят о иудохристиан Русь нашу!

С озером Светлояр связано несколько легенд о затонувшем городе - Китеж-граде. Между ними много общего, но разделяет пропасть времён. Рассмотрим самые известные предания, при помощи современных знаний и логических рассуждений представим события, повлекшие их образование, а также, их дальнейшую трансформацию вплоть до наших дней.

Озеро Светлояр находится в 130 км от областного центра Нижний Новгород около села Владимирское Воскресенского района. Возраст - 10 000 лет. Происхождение не известно. Размер озера: 500 на 300 метров. Глубина более 30 метров. Многочисленные наземные и подводные экспедиции не подтвердили существования Китеж-града и любых других прибрежных поселений. Есть только легенды...

Наше рассмотрение легенд мы начнем с ближайших к нам по времени и постепенно погрузимся в глубь эпох и сделаем смелое предположение.

Легенда первая - христианская

Основание Китеж-града: Князь Юрий Всеволодович любил путешествовать. Однажды, в 1164 году (6672 год от С.М.), он плыл по Волге, увидел хорошее место, пристал к берегу и основал там град Малый Китеж (предположительно Городец) И продолжил свое путешествии по сухой земле. Прошел он леса, реки и вышел на берег озера Светлояр. Поразила князя красота и гармония этого места. И приказал Юрий Всеволодович основать в этом месте большой Китеж - легендарный Китеж-град. Основание города произошло предположительно в 1165 году.

Город был построен за три года. Его размер 200 саженей в длину и 100 в ширину (~300 на 160 метров). Много было там церквей златоглавых и богочестивых людей.

Великий князь Георгий Всеволодович родился в 1187 году, участвовал во многочисленных военных походах против окружающих княжеств. Для удержания захваченных чувашских и мордовских земель основал в 1221 году Нижний Новгород (Нов Град) и ряд других крепостей. Считал, что от татар легче защищаться в одиночку. В результате последующих боев с татаро-монгольскими захватчиками потерял семью и погиб сам в 1238 году. Принимал активное участие в распространении и укреплении христианской веры. Построил множество церквей в Древней Руси. За дела свои богоугодные и муки перенесенные православной церковью причислен к лику святых в 1645 году как Святой Благоверный Князь Георгий Всеволодович.

Окрестности Светлояра 1238 год

Разбив одиноких рязанцев, пришли татаро-монголы во Владимир-град. Не прошенным гостям Юрий Всеволодович был не рад, платить дань отказался. Начались боевые действия.

Пал Суздаль, пал Владимир, где погибла вся семья Великого князя. Сам князь отступил к малому Китежу, опять собрал войска и продолжил борьбу за свободу Земли Русской. Под Городцом был разбит и взят в плен. Но не сдался, не пал духом. Ночью бежал через леса и реки в Великий Китеж.

На утро узнал Хан о побеге князя - разозлился, казнил виновных ротозеев и стал пытать оставшихся пленных о месте пребывания Юрия Всеволодовича. Все молчали, только один предатель нашёлся. Это был бражник Гришка Кутерьма. Он рассказал и провел врага к прекрасному Китеж-граду.

Вышел князь с новой дружиной защищать город и героически сложил свою буйную головушку на поле брани. В той битве бились и три богатыря. Силы были не равны, и они тоже полегли. На месте их гибели начал бить ключик Кибелёк, рядом с которым находятся их могилы - могилы трех святых. До конца не известно: были святые богатырями или богатыри были причислены к лику святых?

Увидел безжалостный хан, что город остался без защиты и хотел предать его огню и мечу. Вдруг раздался колокольный звон со всех колоколен, а верующие начали дружно молится и петь красивые молитвы.

Услышала Пресвятая Богородица плачь и мольбы о спасении и сотворила чудо: спасла весь город и всех его жителей от надругания и не минуемой гибели. Был город и пропал, растаял, перестал существовать, исчез у всех на глазах.

Значение слов "пропал", "исчез" не всегда означает благоприятный исход для пропавшего.

Дальше легенды расходятся. По одной версии Китеж-град погрузился в озеро Светлояр, как Атлантида, правда там все погибли, а у нас, к счастью, наоборот - спаслись. Чистым душой в тихую погоду видны купола церквей в глубине и слышен звон колоколов.

По второй версии город провалился под землю. Доказательством являются свидетельства крестьян. Когда они пахали землю, то иногда цепляли плугом за верхушки крестов. По третей версии: город стал невидимым. Также увидеть и попасть в него могут только чистые душой люди.

В этой легенде есть явные противоречия: не всё сходится с датами жизни основателя и основания Малого и Большого Китежа, месте гибели князя и т.д., да и само татаро-монгольское нашествие под большим вопросом.

Найдены ли какие-либо следы многочисленного татаро-монгольского войска на берегах озера Светлояр? Хоть что-нибудь принадлежащее безжалостным захватчикам? Эти вопросы мы задали сотруднику историко-художественного музея "Китеж" села Владимирское Нижегородской области и получили исчерпывающий ответ. Подтверждение есть: найдены две бусинки предположительно татарского происхождения. Выводы делайте сами.

Красивая и замечательная легенда о силе и чистоте русской души.

Древнеславянский вариант легенды

Следующая легенда, связанная с Китеж-градом и озером Светлояр переносит на 3000 лет от Великого Князя Юрия Всеволодовича, в те стародавние времена, которые у нас сейчас на Руси вспоминать не принято, назад приблизительно в 2358 год до нашей эры.

Сказания о той поре сохранились в легендах народов, населяющих эти земли - мордвы, марийцев, чувашей. В свое время они были записаны и дожили до наших дней.

Велес – славянский бог, мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства и т.д.

И стали друзья врагами. Красавица выбрала Перуна и вышла за него замуж.

Бог Велес с этим не смирился и прибёг к магии. Достал он уникальный цветок Ландыш. Понюхавший него сразу полюбит первого кого увидит после этого.

Зашел в гости к Додоле, как раз Перун был в длительной командировке. И сообщил, между делом, что её муж в дальних краях не скучает... Дива разозлилась и погналась на своем чудо-коне за обидчиком, громы молнии метала. Где ударил этот конь копытом по земле - там озеро образовалось. Велес быстро превратился в речку Люнду, а волшебный цветок воткнул на берегу. Увидела красавица удивительный цветок, не удержалась, сорвала и понюхала, а Велес тут как тут, и полюбила его Додола пуще жизни. Через положенное время родился у них сын Ярило, а озеро это назвали Светлояром.

Затем призвал Велес бога-строителя построить им на берегах озера чудо град. Что тот и сделал. Назвал этот город - Китеж-град.

Владыка города Велес Суреевич обладал перстнем с волшебным рубином. Он мог перенести в другой мир целые города. Как-то, не дружественные боги пустили в Велеса Суреевича молнию. Она попала в волшебный рубин и отразилась в город Китеж-град. После чего город исчез. Расстроился Велес Суреевич, закручинился, и ушел в Белозерье. Там прославился и стал нам известен под именем Деда Мороза.

Есть и другая концовка этой лирической истории: Перун вернулся после длительного отсутствия и то, что он увидел ему сильно не понравилось. Решил Перун наказать вероломного Велеса. Бились они три дня и три ночи. В результате Велес был изгнан со славянского Олимпа.

Легенда о разгневанной богине и коне гиганте.

Существует ещё одна короткая легенда о Китеж-граде и озере Светлояр. В далекие времена было много различных богов. Почитали их люди и приносили дары. Одно маленькое, но гордое племя по неизвестной причине перестало поклонятся богине лесов и зверей. Звали эту богиню Девка-Турка. Сильно разозлилась богиня, и направила на грубиянов своего огромного и безжалостного коня. Ударил конь по селению людей копытом, провалилась земля и заполнился провал водой. Так пропало селение лесных людей и образовалось озеро Светлояр. А доказательством тому служит форма озера, похожая на конское копыто.

Неожиданное продолжение...

При написании этой статьи я ознакомился с работами А.Колтыпина, П. Олексеенко о ядерных и термоядерных конфликтах в прошлом, тектитах. Их работы перекликаются и дополняются материалами Алексея Артемьева о круглых озерах. Эта информация неожиданно помогла представить жизнеспособную картину происходившего на древней Земле и найти в ней место для легенд о Китеж-граде и сказаний о озере Светлояр.

Воронка Светлояр. Ядерные войны на Земле уже были

В древних источниках различных народов описываются многочисленные конфликты богов с применением оружия огромной разрушительной силы, способного стирать в пыль целые города. Если такие конфликты были в действительности, то должны остаться их следы на поверхности Земли, например, в виде воронок.

Современные люди также обладают оружием огромной разрушительной силы. Оно способно уничтожать города, что наглядно доказали на практике США в 1945 году. После его применения на поверхности земли остаются огромные воронки почти круглой формы, иногда заполненные водой.

На первом фото не большое озеро на месте взрыва первой атомной бомбы на полигоне в Семипалатинске, на втором - следы дальнейшего совершенствования ядерного оружия в СССР. На третьем снимке лунный ландшафт в штате Невада (США).

Все эти воронки объединяет одинаковая круглая форма и обязательное образование тектитов.

Тектиты - расплавленные образования, возникшие при кратковременном воздействии высоких температур около 2000 градусов и давлений ~ 400 000 атм.

При рассмотрении поверхности Земли на всех континентах можно обнаружить озера круглой формы и кратеры различного размера.

Одна часть из них произошла от столкновения астероидов (метеоритов) с поверхностью планеты. Их образование подтверждается обязательным обнаружением фрагментов метеорита, а также отсутствием тектитов.

Другая часть имеет туманное происхождение, отсутствие метеоритной пыли и присутствие тектитов, а значит высоких температур и давлений при образовании, т.е. имеют все признаки применения ядерного оружия на этом месте в прошлом. Официальная наука не видит этих совпадений и информацию не комментирует.

Воронки на фотографиях: озеро Лонар (Индия) – место, “где звезда упала на Землю”, Озеро Чухломское (Костромская обл.), озеро Светлояр Нижегородская область (РФ), торфяные озера Пензенская область (РФ), кратер Жаманшин (Казахстан).

Китеж-град - возникновение легенды

Из вышеизложенного можно предположить, что в глубокой древности в местах расположения озер и кратеров круглой формы при наличии тектитов произошли ядерные взрывы. Так как число таких мест велико, то имел место обмен ядерными ударами - глобальная ядерная война. Ближайшая к нашему времени большая группа таких кратеров имеет возраст 10 - 12 тыс. лет.

Возраст озера Светлояр как раз 10 тыс. лет. Происхождение - не известно, удобно-метеоритно-карстовое. Так считает современная наука. Оно имеет почти идеальную круглую форму. Фрагментов метеорита, даже пыли, на берегах и в окрестностях найдено не было. А найти должны были. Поиски тектитов или не производились или находки скрыты, чтобы не портить привычную картину Мира.

Поэтому, я предположил, что около 12 - 10 тыс. лет назад в этом месте находился какой-то населенный пункт, городок, воинская часть, или любой другой объект, заслуживавший нанесения по нему ядерного удара небольшой мощности. Удар был нанесен, город (объект) перестал существовать.

Выжившие люди из соседних поселений рассказывали подрастающему поколению, что рядом был город и был уничтожен. Попросту исчез. Массовый обмен ядерными ударами между враждующими сторонами привел к экологической катастрофе, похолоданию, уничтожению технологий и знаний. Развитие общества было откинуто назад на тысячи лет.

Легенда о исчезнувшем городе сохранялась в памяти людей, но уровень развития стал ниже и в старинном предании появились боги: Велес, Перун и т.д. Не всемирный ядерный конфликт между двумя сверх державами, предположительно Ариями и Атлантами, а соперничество богов за красавицу. Это было более понятно людям, и они передавали это из поколения в поколение.

Прошли тысячи лет, началась эра христианства.

Американский писатель фантаст Роберт Хайнлайн, прочитав работы К.Э. Циолковского, написал один из лучших своих романов: "Пасынки во Вселенной". Только сейчас понимаю, что мы и есть герои его романа, мы все, люди на планете Земля.

Читая о легендах и преданиях о Китеж-граде, о Светлояре неожиданно коснулись серьезных тем. Истинная история человечества лежит за семью печатями, она скрыта под шелухой мистификаций, налетом вымыслов. Но Правда жива, ее огонек теплится в сказаниях и легендах, в молве, в отголосках, в отражении на воде...

Я не обладаю данными о тектитах из районов озер круглой формы, находящихся на территории РФ, но предполагаю, что они были найдены, как и в аналогичных местах за рубежом. Буду признателен, если кто-то поделится имеющейся информацией.

Христианские сказания о Китеж-граде на Светлояре

Поледующая история Китеж-града уже известна по источникам и летописям христианским, старообрядческим, включённым в «Китежский летописец» XVII века. Согласно этим источникам, Град Большой Китеж был построен «в месте вельми прекрасном и многолюдном » у озера Светлояр, что на восток от Малого Китежа (Городца) великим князем Юрием Долгоруким. Строился он три года, с 1 мая 1165 по 30 сентября 1168 года, и в длину имел 200 сажен, а в ширину 150 сажен.
Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне - г. Городец на Волге. Об этом, между прочим, сообщает известная историкам Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку той же Городец на Волзе » (Полное Собрание Русских Летописей, т. XVII, стр. 2:).
Потом настала тяжёлая година Батыева нашествия. И в 1243, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, великий князь Юрий Всеволодович скрылся в этом городе. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Всевышнему Богу, и обрели защиту. Город «сокрылся», и его накрыли сверху земляные холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого великого чуда. Затем разоренная и опустевшая «страна заузольская лесом порасте»…
Старообрядцы приняли эту легенду за истинное происшествие и провалившихся жителей причислили к лику святых. И они полагают, что те жители до сих пор живут там.
Те старообрядцы, что приходят на озеро с давних пор с верою и страхом божьим, слышат подземный звон, видят горящие под водою свечи, кресты церквей, отражающихся в озере. Рассказывают, что один заблудившийся пастух даже ужинал там и хотел было в другой раз туда пробраться и уже не нашел дороги. Такие сказочные рассказы распространяются по сию пору. И ныне мы можем найти остатки тех землянок и скитов первых старообрядцев, селившихся по берегам озера, которых и прославили Светлояр и невидимый Китеж-град своими рассказами.
Один из тех рассказов был опубликован семёновским старобрядцем Степаном Мелединым «Китеж на Светлояром озере» в журнале «Москвитянин» (№12, 1843 г.). Это была первая статья о Китеже и Святлояре, а теперь их насчитываются уже сотни, если не тысячи …
Официальная церковь в те годы не удержалась и в пику старообрядцам повелела уничтожить «светлоярские соблазны и суеверия "». В 1836 году было открыто нашумевшее в свое время «Дело об уничтожении часовни, построенной без разрешения начальства, и об опровержении летописца об этом озере и граде Китеже ». Протоиерей Смирнов тогда обличал «раскол», негодовал против его святыни. Но, вот что интересно отметить, в его донесении есть и такие слова: «Тут совершаются мольбы, обожаются сами деревья, приносятся им жертвы... Они (старообрядцы) представляют сущее подобие черемисских кереметей () ». А это значит, что в те годы старообрядцы по сути продолжали ещё и саму ведическую традицию.
Прошло полтора века с небольшим, и вот теперь митрополит Нижегородский и Арзамасский уже служил торжественный молебен на берегу озера, и освятил рядом с ним часовню. Не только старообрядцы, но и сама Православная церковь «приняла» Светлояр и почитает его уже не местом «языческого идолопоклонничества», а своей святыней…

Паломничество на Китеж-град на Светлояре

И эта легенда про город святых и праведников приводила на берег Светлояра многих замечательных людей, художников, писателей.
Павел Мельников-Печерский, вдохновленный встречей с озером, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». О Китеже писали журналист Александр Гациский - один из первых редакторов первой местной газеты «Нижегородские губернские ведомости». Здесь бывали Максим Горький, который рассказал о Светлояре в очерке «Бугров», также, Владимир Короленко ("В пустынным местах"), затем Михаил Пришвин ("Светлое озеро"). К великой тайне Светлояра и града Китежа обращались поэт Зинаида Гиппиус и писатель-мистик Дмитрий Мережковский.
На основе легенды о граде Китеже была создана опера Николаем Римским-Корсаковым. Озеро Светлояр запечатлели в своих картинах Николай Ромадин, Илья Глазунов... А теперь создали картины об озере художники Николай Шаплыко и Екатерина Сорокина.
И теперь на берегу Святлояра происходит чудеса… Нет, пока ещё Китеж не поднимается из чистых озёрных вод. Но у Cветлояра и теперь собираются люди, самых разных порой взглядов. Святое озеро призывает к своим водам и тех, кто проповедует идеи Рериха. Другие разыгрывают на берегах озера целые битвы из культовых фантастических книг Толкиена. И рядом со старообрядцами и иерархами официальной православной церкви проводят свои моления Яриле и Велесу современные язычники-родноверы...

© А. Асов, исследователь ведической старины, переводчик «Книги Велеса», реставратор сказаний славян, опубликованных в книгах «Веды России»

В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами.
Главная светлоярская легенда - о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.

Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившисьчерез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.

Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами...
Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.

И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала...
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая главасобора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.

Справка:

«Озеро Светлояр фигурирует в сводке «Примечательные природные ландшафты СССР и их охрана». Оно включено в группу «Озера, имеющие большое эстетическое значение (озерно-ландшафтные заказники)». Расположено оно как говорит справочник, близ с. Владимирское Воскресенского района, в бассейне реки Люнды, притока Ветлуги. Приблизительная площадь озера 12 гектаров, длина – 210 м, ширина – 175м. С ним связана легенда о граде Китеже, чудесным образом растворившемся в воздухе во время Батыева нашествия».

Легенда кружит над озером

Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли Купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем на всегда. Так описывала свое свидание с Китежом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал перед ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась войти в обитель праведников.

Так звучит рассказ одной из паломниц посетившей чудо град, что в 130 километрах от Нижнего Новгорода, рядом с селом Владимирское. Что же такого в этом загадочном озере, что к нему спешат со всей России паломники, толпой едут иностранные туристы, а местные жители в праздник Владимирской Богородицы 6 июля, со свечами устраивают крестный ход вокруг озера. В этом году количество народа было так велико, что вереница огней опутала все озеро, их блики скользили по воде, а люди все шли и шли…

Тайна покоится в веках

Летом 2003 года. Съемочная группа киностудии «Грань» под руководством Евгения Трошина, Дмитрия Соколова и Юрия Суворова решила разобраться, в удивительных легендах витающих вокруг озера. Насколько слова паломников будто бы видевших удивительный град, правда, а насколько вымысел?

Материал для съемок подбирался долго и тщательно, необходимо было собрать все существующие легенды. Расспросить очевидцев, бывавших на озере, изучить материалы книг и статей уже написанных об удивительном месте и его тайнах. Легенд и историй собралось огромное множество. Были люди, которые утверждали: если трижды обойти озеро или проползти вокруг него на коленях, исполняется любое желание. А особо верующие даже видели сам город или слышали со дна озера удивительный звон колоколов. Единственное в чем мнения людей расходились, это в оценке природы явления, одни считали Китеж град, языческой святыней, другие православной, а третьи вообще побывали на озере и не отметили никаких чудес, кроме прекрасной природы и удивительно чистого воздуха.

В печатных изданиях легенда о Китеже была представлена гораздо шире. Самым древним и наиболее уважаемым преданием, оказался «Китежский летописец». Легенда, рассказанная в этой летописи, считается официальной.

Шел XIII век прошлого тысячелетия. Орды татар, опустошали русскую землю, дошла очередь и до Нижегородских земель, которыми в то время правил Владимиро-Суздальский князь Юрий Всеволодович. Именно ему летописец приписывает основание в 1164 году Малого Китежа, ныне именуемого Городец на Волге и Большого Китежа на берегу озера Светлояр в Заволжье. Особый упор делается на то, что город построили всего за три года с 1165 по 1168 и сразу каменным, что для лесной Руси тех лет было немыслимым подвигом. Но не просто город возводили древние строители. Как повествует легенда, в этом городе не было ни ремесленников, ни торговцев, ни знати, он предназначался для жизни праведных людей, мудрецов, и духовных учителей Руси. В нем хранились святыни русской земли, древние книги и сокровенные знания.

Татары наступали, а князь, не желая повиноваться иноземным захватчикам, дал бой около Малого Китежа на Волге и проиграл. После поражения в битве, чудом, спасся лишь князь, и его ближайшие дружинники. Не желая, сдаваться, они тайными лесными тропами пробрались в Большой Китеж на Светлояре. Там по официальной, версии в 1239 году князь был убит татарами, пустившимися в погоню.

Но иначе считает Китежский летописец: Когда татары подошли к Граду Китежу, князь поднялся в город и тот под колокольный звон растворился в воздухе. Но и тут версии тоже две, по второй град опустился на дно озера, где находится и по сей день.

Однако эта версия не единична, существует другая, сказочная легенда о происхождении удивительного града: Китеж – это и не город вовсе, а удивительная, сокровенная страна, сказочное три десятое государство, место обитания древних богов, хранителей матушки Руси. Как говорит эта легенда, в Китеже было место хранения древних книг и реликвий, диковинных растений, всего того, что накопила славянская Русь от начала времен. По этой легенде, первое упоминание о Китеже содержится в предании о боге Велесе. За время борьбы с темными силами у него ожесточилось душа, и он собрался отправиться в небесную Сваргу, дабы очистить себя от гнева и скорби. Небесная Сварга – обитель богов, которые охраняли Русь. В этой обители бьет родник с живой и мертвой водой. Там находится Ирийский сад с диковинными животными и растениями. Чтобы попасть в Сваргу, нужно подняться по Ра-реке, а затем спуститься по речке Смородинке, легендарной реке русских сказок. Ра-рекой в древности называли Волгу. А Сварга согласно легенде и есть Китеж град – город богов.

Последняя, третья легенда, гласит, что в дремучих лесах Заволжья жил народ, который молился могучей богине – богатырке деве-Турке. Однажды этот народ прогневил свою богиню, и ее огромный конь ударил о землю копытом. В этом месте забил родник, а позднее образовалось озеро Светлояр.

Ученые едут на Светлояр

Светлояр всегда интересовал людей. Но не только верующих и этнографов. Озеро притягивало к себе ученых: гидрологов, химиков, исследователей фауны России. Исследователей, Светлояр, в первую очередь, притягивал своим удивительным строением. Озеро - правильной круглой формы, чуть сплюснутое по краям. При съемке с вертолета оно похоже на круг проведенный циркулем.

Первыми учеными, проявившими интересен к озеру и его глубинам с научной точки зрения, были студенты Казанского университета. В конце XIX века молодые люди отправились на озеро изучать его природу. Палатки им пришлось ставить, протискиваясь среди многочисленных паломников, стекавшихся к озеру со всей России. К сожалению, их отчеты не сохранились до наших дней. Но они положили начало многочисленным экспедиционным исследованиям озера. Позже, на протяжении конца XIX и всего XX века, Светлояр исследовали самые различные группы ученых. Выдержки из их отчетов не раз публиковались в прессе: «Озеро имеет определенно карстовое происхождение»,считает В.В. Докучаев. Его исследования Светлояра относятся к 1882 году. Свои выводы ученый сделал на основе высоких южных и западных берегов озера. Его удивительной глубины - 29,2 метра. При своих небольших размерах оно имеет правильную круглую форму. Его версию опровергает геолог Г.И. Блом, он считает Светлояр озером ледникового происхождения и являющимся остатком древнего русла реки Люнды. В пользу этой версии говорят исследования Горьковской геологоразведочной экспедиции, она утверждает: «карстующиеся породы отсутствуют до глубины 250 м, а залегающие на большей глубине известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами, что говорит о его ледниковом (эоловом) происхождении.»

С середины 20-того столетия начались «литературные» исследования озера, они предпринимались журналом «Смена» и «Литературной газетой». Их отчеты не намного отличаются от предыдущих исследований, скорее дополняя их, нежели внося, что-то новое.

Экспедиция, проведенная журналом «Смена» пришла к выводам « котловина озера лежит в узле пересечения глубинных разломов земной коры, что и привело к опусканию пород и образованию на этом месте озера. Косвенной причиной этого процесса, могло послужить землетрясение в 1596 году, которое отмечалось в Нижнем Новгороде»

Удивительна вода озера, по своему составу, она может храниться много дней и не портиться. Это свойство, по мнению химиков, ей придают родники с гидрокарбонатно-кальциевой водой бьющие со дна озера. По мнению верующих людей святой Китеж град, покоящийся на дне озера, делает его воду святой. Как известно освященная вода может не портиться до года.

Самые большие экспедиционные изыскания были проведены Литературной газетой. Несколько сезонов подряд энтузиасты газеты совместно с учеными изучали озеро. К ним присоединились аквалангисты завода «Красная Этна», но, к сожалению Китеж град так и не был ими обнаружен.

Материалы собраны, а однозначного ответа на вопрос о существовании легендарного города все нет. Его может дать только собственное исследование озера. Вдруг повезет, и мы увидим знаменитый Китеж град.

Озеро встречает Чудесами

Дорога заняла около десяти часов. Пролетели Владимир, остался за спиной Нижний Новгород. Наконец, поворот на село Владимирское. Проезжая по селу невольно обращаешь внимание на приветливых местных жителей, удивляешься древности некоторых из них. Неужели озеро дарует бессмертие? Позже мы узнали, что многие жители этого села, находящегося непосредственно вблизи озера, доживают до ста лет, а некоторые и до ста двадцати. От села к озеру ведет красивая дорожка, посыпанная песком, вдоль нее стоят стройные березки. Зачарованные красотой этого места, едем к озеру. Но дорогу нам преграждает сосновый бор. Пока наш водитель Илья Белкин искал дорогу, чтобы проехать непосредственно к озеру и поставить палаточный лагерь, мы жаждущие встречи со Светлояром идем напрямик через лес. Вдруг идущий впереди нас режиссер останавливается и говорит: «Прислушайтесь». Наша команда обращается в слух. Со стороны озера трижды бьют «корабельные склянки». Мы слышим три удара колокола, четко и звонко разносится его звук над лесом. Неужели правда, Китеж существует, своим звоном встречая гостей?

Преодолеваем последние сто метров. Вид легендарного озера прекрасен. Оно правильной круглой формы, с запада и юга окружено высокими холмами. Вековые сосны, качают над ним своими кронами. Стена деревьев скрывает легендарное место от неосторожного взгляда чужака. Если бы кто-то задумал строить город богов – лучшего места ему не найти. На одном из холмов замечаем колокольню. С замиранием сердца спешим к ней, неужели это ее колокола указывали нам дорогу к озеру. Так значит, тайны не существует, и это не Китеж град звонил со дна озера. Поднимаемся на холм к колокольне. С удивлением рассматриваем ее двери. Они закрыты на висячий, ржавый замок. Явно колокола этой церкви не могли звонить несколько минут назад. Значит, Китеж град существует! Поскольку ни одной другой церкви вблизи озера нет. Получается, колокола Китежа мы слышали на подходе к озеру.

Около церкви стоит огромный камень, вкопанный в землю. При ближайшем рассмотрении, на нем виден отпечаток ноги. То ли ребенок, то ли хрупкая женщина наступила на него. Странно как могла легкая девушка или ребенок оставить след босой ноги в камне? Вокруг камня деревья увешаны разными веревочками и тесемками. «Это камень следовик», - говорит всезнающий Юрий. Они встречаются неподалеку от святых мест, а след на нем обычно приписывают Богородице. Ленточки же, как правило, оставляют паломники, чтобы их просьба была услышана, а они сами еще раз вернулись на это место. Позже, вовремя съемок, к нам подошла женщина, местная жительница. Она рассказала, что виденный нами камень действительно следовик, а отпечаток ноги на нем – это след Богородицы. Она же рассказала о прошлогодних съемках Светлояра Нижегородскими исследователями, у которых после проявки пленки на одном из снимков была обнаружена колокольня своим основанием уходившая на дно озера. Сейчас, по ее словам, этот снимок хранится на Нижегородском телевидении.

Лагерь

Лагерь разбили на живописном холме с видом на озеро. Нас не отпускала надежда, что на рассвете город явиться перед нами. После колокольного звона, на это можно было рассчитывать смело. Если легенда о колокольном звоне подтвердилась полностью, то почему и городу со дна озера, не подняться к нам. Наступила ночь. Неожиданно испортилась погода, подул сильный ветер. Сосны качались, рискуя сломаться в любую минуту. Как трактовать этот знак, может озеро недовольно нашим появлением или мы чем то прогневали старцев населяющих таинственный Китеж. Все объяснилось утром. Когда мы проснулись, стояла прекрасная солнечная погода. Китеж так и не появился, но местность излучала доброту и гостеприимность. За день мы отсняли виды озера. Вокруг него нашлось еще не мало интересных мест. На холмах оказался родник со святой водой. Дальше увидели три креста, с огромными надгробиями, размеры которых поражали. Они были явно не человеческого происхождения. Вокруг всего озера, чей-то заботливой рукой были проложены деревянные мостки. Это было сделано, скорее всего, для того, чтобы многочисленные паломники, намеревающиеся проползти вокруг озера, не преодолевали топкое болото, крутые холмы и высокую траву.

Загадака раскрыта?

Съемки окончены, а вопросов не стало меньше. Озеро существует. Удивительные колокола на самом деле звонят со дна озера. Но какая из легенд правдива, не ясно до сих пор. Кто живет в таинственном Китеже, да и живет ли?

Уже собираясь возвращаться в Москву, случайно узнаем о краеведческом музее расположенном в селе. Может там, нам дадут ответ на наши вопросы. Едем к музею.

Местные экскурсоводы, отказались сниматься на камеру, мотивируя этот поступок своей природной скромностью, но за то с радостью дали интервью, объяснившее все наши противоречия.

«Главной и наиболее достоверной, по мнению экскурсоводов, является легенда, рассказанная в «Китежском летописце», правда там она дана с некоторыми упущениями. На самом деле, когда ратники Батыя подошли к Китежу, и встали осадой, город держался три дня.

Его жители неустанно молились богородице что бы она встала на их защиту. Спустя трое суток произошло чудо. Богородица спустилась с небес, накрыла город своим покрывалом, и он исчез с глаз изумленных татар, спасая всех его жителей. Место, где Богородица ступила на землю, оказалось тем камнем, который мы видели около озера.

Теперь этот камень считается святым. Уже в наше время около него построили церковь, названую Казанской, в честь Казанской богородицы. Камень со следом богородицы это один из немногих физических подтверждений реального существования высших сил помогающих человеку. На протяжении столетий к озеру Светлояр тянутся паломники, некоторых из них, по легендам, старцы Китежа берут к себе, остальным просто помогают. Могилы, виденные нами на холмах около озера, принадлежат трем боготырям вышедшим из града Китежа к людям. По преданиям они были исполинского роста, раза в два превышающий рост обычного человека.

Китеж (Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр. В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры.

В XVIII-XIX веках Китеж представляли как город праведников, город социальной справедливости, куда мог отправиться каждый честный россиянин. Аналогичными свойствами народ наделял и некоторые другие фантастические общества, такие как царство пресвитера Иоанна, церкви "древнего благочестия" в далеком Опоньском (Японском?) море, острова блаженных, земной рай, Беловодье, "Город Игната" и т.д. В России того времени были распространены рассказы о людях, давших обед уйти в Китеж, и впоследствии присылавших оттуда письма. Многочисленные очевидцы описывали колокольный звон, который они слышали, якобы, из-под воды.

Озеро в Нижегородском Заволжье примерно в 100 км к востоку-северо-востоку от областного центра и в 1—1,5 км западнее села Владимирское Воскресенского района, памятник природы федерального значения.Озеро имеет форму овала с размерами 500 х 350 м, отличается большой глубиной, достигающей 40 м. Взгляд на происхождение озера с момента его изучения менялся и до сих пор не решен однозначно. Впервые вулканическое происхождение его было предположено в начале XX века писателем В. Короленко. Различными исследователями в разное время высказывались гипотезы о ледниковом, карстововом, старичном, вулканическом, неотектоническом, солянокупольном и космическом — метеоритном происхождении озера. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озера.

До сих пор в науке идет спор о реальности Китежа и о возможном месторасположении "затонувшего" града. Наиболее привлекательной выглядит версия о том, что легенда повествует о каком-то месте, обладающем сверхъестественными свойствами. Что это за место (параллельный мир, астрал, какая-то пространственная яма) — спорить сейчас об этом бесполезно, т.к. слишком много неясного в легенде. Впрочем, предпринимались и предпринимаются попытки отыскать реальный затонувший город. Чаще всего такие поиски осуществлялись в районе жигулевского изгиба Волги, где до сих пор над Волгой иногда наблюдается мираж — встающий из-под воды большой древнерусский город.

Когда войска хана Батыя дошли до Владимиро-Суздальского княжества, русичи встретили их возле Малого Китежа (сейчас это Городец). В битве полегла большая часть дружины, а князь Георгий Всеволодович с уцелевшими воинами укрылся в лесах и построил город Китеж Большой на берегу озера Светлояр. Батый узнал, где укрылся князь, и убил его. А жители собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым...Такова легенда, в которую многие верят. И не сомневаются, что небольшое лесное озеро Светлояр в Нижегородской области и есть то самое, в котором утонул Китеж. Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания. А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира. Однако единственные реальные намеки на существование города-легенды можно найти в книге «Китежский летописец» (конец XVII века).

Околонаучные мистики полагают, что на Светлояре существует и проход в другое временное измерение. И в доказательство приводят истории, рассказанные жителями близлежащего села Владимирское. Они якобы частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары — в основном хлеб, бублики, пряники — сдачу от них получают медяками и серебряными монетами. — Для нас, — продолжает Волков, — главным открытием стало подтверждение гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, которые обладают логикой поведения, то есть проявляют себя как живые существа. Особенно много их появляется вокруг группы молящихся людей — как будто изучают. Мы их запечатлели на видео- и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования в свое время зафиксировали в лабораторных условиях ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Их эксперименты свидетельствовали о том, что в воздухе в электромагнитном диапазоне носятся миллионы плазменных сгустков. Тогда это наводило атеистов на мысль о том, что потусторонний мир все-таки существует. Нынешнее изучение Светлояра показало, что эта гипотеза не лишена здравого смысла.

Но куда же подевался город? Нет ли в основе мифа какого-то реального природного события?

На самом же деле, едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий, — говорил на одном из своих выступлений выдающийся российский археолог и историк академик Борис Рыбаков (умер в 2001 году. — Ред.). — Геологам хорошо известно, что центральные области европейской части России лежат на фундаменте из очень прочных горных пород. Но он рассечен глубинными разломами, которые идут в различных направлениях, нередко пересекаясь друг с другом. И геолог Владимир Никитин выяснил, что озеро Светлояр лежит как раз в узле пересечения двух глубинных разломов. В таком месте даже крупный водоем мог образоваться на изумление быстро — хоть на глазах у хана Батыя.

Могилы великанов Кибилёк — так называется местечко примерно в пяти километрах от озера Светлояр. Здесь родник якобы с «живой» водой (анализы показывают, что у нее нулевая кислотность). А рядом — в дремучем Кержинском лесу — расположены три безымянные могилы. Они древние и необычные. Во-первых, кому в голову пришло захоронить кого-то вдали от населенных пунктов? Во-вторых, могилы в несколько раз превышают размеры традиционных христианских захоронений. Рассказывают, будто бы там захоронены великаны. А именно скелеты древних лемурийцев — жителей таинственной страны Лемурия, которая, по легендам, существовала где-то в этом районе сотни тысяч лет назад. Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергать такую версию происхождения странных захоронений. Раскопать их никто не пытался. Да и грешно это. Нижегородские эзотерики приходят на могилы ночью, чтобы поклониться «неизвестности». А многие православные, напротив, считают, что место тут нечистое. Несмотря на родник. Наберут воды и быстро уходят.