Одним из 7 чудес света. Семь чудес света: список и описание. Египетские пирамиды в Эль-Гизе

Пирамиды Гизы

Каждый человек, вне зависимости от уровня образования и социального статуса, еще со школьной скамьи слышал о семи чудесах света , представлявших собой величайшие памятники человеческой цивилизации с древних времен. Немногие помнят весь список, да и практически все они не сохранились, однако и в наше время предпринимаются попытки составить новые, альтернативные списки достопримечательностей, способных составить конкуренцию древним творениям человеческого гения.

Первыми, кто постарался сформулировать человеческие достижения в виде списка чудес света , были античные авторы древней Эллады, чье письменное наследие дошло до наших дней.

Семь чудес света древнего мира

Статуя Зевса в Олимпии

«Отец истории» Геродот был первым, кто указал на архитектурные чудеса, существовавшие в его время. В его труде упоминаются три величественных строения на греческом острове Самос — горный тоннель, храм Геры и дамба.

Висячие сады Семирамиды

Начиная с Геродота, перечень достопримечательностей рос, изменялся и дополнялся другими греческими авторами, пока не был сформулирован в окончательном виде, как список из семи пунктов.

Исторически и географически 7 чудес света Древнего мира имеют отношение к территориям, завоеванным Александром Македонским в IV веке до нашей эры.

Они были разбросаны по всем территориям Ойкумены – от древнего Египта до Вавилона и древней Греции.

Мавзолей в Галикарнасе

Самым древним чудом света, но по иронии судьбы единственным сохранившимся до наших дней является главная египетская достопримечательность — Пирамида Хеопса , входящая в комплекс . При выборе новых семи чудес света пирамида была удостоена звания «Почетного Кандидата».

Храм Артемиды в Эфесе

Второе чудо света, полумифические Висячие сады Семирамиды , существовали 7 веков, пока не погибли при наводнении I века до н.э.

Третье чудо, огромная храмовая статуя Зевса в Олимпии , выполненная из слоновой кости, драгоценных сортов дерева и инкрустированная золотом, простояла 9 столетий, но сгорела в пожаре в V веке н.э.

В турецком городе Сельчук и поныне можно видеть руины четвертого чуда света, храма Артемиды в , который в свое время превосходил размерами огромный храм Юпитера в .

Статуя Колосса Родосского

Галикарнасский мавзолей просуществовал дольше всех других достопримечательностей древнего мира (за исключением Пирамиды Хеопса).

Удивительный архитектурный памятник гордо возвышался в течение 19 веков, но стихия одолела и его – мавзолей был разрушен землетрясением.

Маяк в Александрии

Руины колоссального строения в настоящее время можно увидеть в турецком Бодруме.

Землетрясения же погубили и два других древних памятника — бронзовую статую Колосса Родосского (уничтожен в III веке до н.э.) и в Египте (был разрушен в XIV веке).

Новые семь чудес света

В начале 21 века, 7 июля 2007 года, в день «трёх семёрок», в столице Португалии Лиссабоне были названы новые семь чудес света, каждое из которых вполне может составить конкуренцию утраченным архитектурным сокровищам.

Проект был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы новых семи чудес света из известных архитектурных сооружений мира происходили посредством SMS-сообщений, телефона или интернета. В рамках отбора достопримечательностей было принято около 100 миллионов голосов, но так как условия не запрещали голосовать несколько раз, этот список почти сразу же после публикации стал вызывать сомнения.

Тем не менее, в настоящее время это самый известных из подобных рейтингов и потому, наряду со является основным ориентиром для туристов, активно путешествующих по миру с

Великая Китайская Стена

Один из бесспорных лидеров списка - один из крупнейших и древнейших памятников архитектуры в мире. Общая её протяженность составляет 8851,8 км, на одном из участков проходит вблизи Пекина. Строительство началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т. е., около миллиона человек.

Сегодня стена является символом Китая, как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную Мао Цзе Дуном — «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене, ты не настоящий китаец».

Мачу-Пикчу

Знаменитая статуя Иисуса Христа, с распростертыми руками и обращенным на город взором, высится на вершине горы Корковаду в . У подножия монумента установлена смотровая площадка, с которой открываются изумительные виды на песчаные пляжи, огромную чашу , залив и пик Сахарная голова, похожий по своим очертаниям на кусок сахара.

Белый Храм Ват Ронг Кхун

Наряду с основными списками чудес света существуют и продолжают составляться новые, альтернативные перечни - авторские и по итогам опросов.

статуя Свободы в Нью-Йорке

В качестве современной альтернативы знаменитой пирамиды Хеопса была предложена стеклянная пирамида парижского (Франция).

Самым ярким среди современных храмовых комплексов считается открытый в 1997 году буддистский в Таиланде. Этот храм по мнению журналистов вполне способен затмить руины храма Артемиды в . Среди других подобных сооружений - построенный в 1604 году в Амритсаре (Индия), в (Япония) и храм Святого Семейства в Барселоне (Испания).

Храмовый комплекс Ангкор-Ват, Камбоджа

Дубайский «Сад чудес» (ОАЭ), где на площади 72 тыс. кв. м растут 45 миллионов цветов, также (по мнению журналистов) может конкурировать с Висячими садами Семирамиды . Также вполне соответствуют формальным критериям королевские ботанические сады Кью (Великобритания), королевский парк цветов Кёкенхоф (Нидерланды) и сады (Франция).

Сравниться со 137-метровым Александрийским маяком по красоте в наши дни способны маяки в Линдау (Германия) и маяк «Кейп-Флорида» (США). А маяк Джидда (Саудовская Аравия) почти догоняет Александрийский по высоте - 133 метра.

Акрополь в Афинах

Статую Зевса в Олимпии, по логике журналистов, сегодня может затмить Золотой Будда в (Таиланд) - самая большая в мире золотая статуя божества. При этом совершенно не важно, что Будда далеко не так суров и гневлив, как Зевс-Громовержец.

И у Мавзолея в Галикарнасе нашлись последователи в современном мире, это звание было присвоено мавзолею и Мавзолею В.И.Ленина в Москве.

Дворец и крепость Альгамбра

И, наконец, статую колосса Родосского журналисты сопоставили со статуей в (Бразилия), которая сопоставима с древним сооружением не только по высоте, но и расположению у моря.

В то же время некоторые новые списки чудес нашего времени намеренно сужаются, чтобы охватить достопримечательности по расположению или времени создания.

Остров Пасхи

Так, например, неоднократно составлялись рейтинги по странам (в России, Португалии, Бельгии и других) или определялись исключительные объекты подводного мира (трещины, рифы, острова и даже подводные руины).

В финале же конкурса за звание рукотворных новых чудес света также оказались другие не менее достойные достопримечательности, причем некоторые из них по мнению многих людей гораздо более достойны оказаться в финальном списке «самых-самых».

Тимбукту

В частности, очевидную конкуренцию могла бы составить превосходящая его по размерам и установленная на 40 лет раньше американская . Также весьма удивляет тот факт, что в окончательном списке семи чудес не упоминается камбоджийский - крупнейшее культовое сооружение из когда-либо созданных людьми.

Все эти великие памятники человеческой цивилизации оказались в списке претендентов, наряду с , Сиднейской оперой , в испанской Гранаде, Эйфелевой башней , Московским Кремлем, , скульптурами-моаи на , замком , буддийским храмом в и городом .

Семь новых чудес природы

Водопады Игуасу

парк Комодо

Семь новых чудес природы - это конкурс, также организованный швейцарской некоммерческой организацией «Корпорация Нового Открытого Мира» (NOWC), которая с помощью всемирного народного голосования нашла семь самых удивительных природных мест на Земле.

Проект «Семь новых чудес природы» стартовал в конце 2007 года. До 07.07.09 происходило выдвижение и предварительный отбор всех кандидатов, среди которых была и российская природная жемчужина - озеро Байкал . Голосование было завершено к мистической дате - 11.11.11.

В число главных чудес природы вошли самая длинная река мира - Амазонка и ее джунгли ; самая крупная подземная река - на территории Филиппин.

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход - к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира...

1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида - величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Существование одного из чудес света - , многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии - и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором - перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

  • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам - и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» - грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали - и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского - единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой - скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира - высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

5. Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

6. Колосс Родосский (Родос)

Колосс Родосский - огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни - огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт - Филон - описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

7. Александрийский маяк (Фарос)

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение - Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии - главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света - Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую - для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера - и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен - в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию - роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше - восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго - вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.



Каждый из нас слышал о том, что некогда существовали 7 чудес света древнего мира , однако далеко не все могут с уверенностью назвать их. Первые упоминания о семь древних чудесах света встречаются в трудах древнего ученого и философа Геродота, которые были написаны за 5 тыс. лет до нашей эры. В своих записях ученый делал попытки классифицировать наиболее величественные архитектурные сооружения того времени, которые поражали воображение современников. Геродот не только составил список самых выдающихся инженерных конструкций древности, но и сделал полное описание каждого из семи чудес света древнего мира . К сожалению, его труды не дошли до наших дней. Они сгорели при пожаре в Александрийской библиотеке вместе с множеством других бесценных рукописей, поэтому мы можем судить о старых семи чудесах света лишь по разрозненным упоминаниям в сохранившихся рукописях того времени, а также на основе фрагментов некогда величественных сооружений, найденных в ходе археологических раскопок.

Из всех чудес света древнего мира до наших дней сохранилась лишь пирамида Хеопса. Огромная усыпальница правителя древнего Египта, пережившая века практически без разрушений, недвусмысленно говорит о той власти, которой обладал фараон.

Колосс Родосский по праву считается самым величественным скульптурным сооружением древности. Высота бронзовой статуи, ноги которой располагались на противоположных берегах пролива, составляла по разным источникам от 36 до 60 метров, однако недостаточно тщательный расчет конструкции привел к тому, что Колосс обрушился при первом же землетрясении спустя 60 лет постройки. Оставшиеся на берегах ноги гиганта еще долгое время напоминали о былом величии сооружения, но до наших дней не сохранились и они.

В число остальных 7 древних чудес света входит статуя Зевсе в древней Греции, высота которой составляла 17 метров, 150-метровый Александрийский маяк на острове Фарос, Храм Артемиды в малой Азии, а также Мавзолей в Галикарнасе, который был возведен супругой карийского царя Мавсола в качестве его усыпальницы. Мавзолей простоял более полутора тысяч лет и рухнул во время землетрясения в XIII веке. Висячие сады Семирамиды являлись самым необычным сооружением из всех 7 чудес света. Старые придания во всех красках описывают четыре яруса пирамиды, расположенные поверх колонн, на которых размещался слой плодородного грунта, и произрастали редкие деревья и красивейшие цветы. Самый нижний ярус находился на высоте 34 метра, высокий - на высоте 42 метра. Сотни рабов непрерывно трудились для того, чтобы обеспечить сады необходимым количеством воды.

Поскольку не одно из семи древних чудес света, кроме пирамиды Хеопса не сохранилось до наших дней, об их былом величии можно судить лишь по дошедшим до нас записям современников.

Давно мудрецы и путники составили перечень 7 чудес света , в перечень занесли самые прекрасные и самые величественные по их взгляду строения всего мира.

Изначально, в 5-м веке до н.э. в перечне было лишь 3 чудес света. После этого в 3 веке до н.э., благодаря, стихотворению Антипатра из Сидона, в перечень было занесено еще 4 чудеса света и так перечень получил имя 7 чудес света.

В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес.

Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.

1. Египетские пирамиды


Возглавляют список Древних семи чудес света , что не удивительно, так как они являются единственным из чудес света, сохранившимся до наших времен.

Эти каменные сооружения стали величайшими памятниками древнеегипетской архитектуры. Они служили усыпальницами для египетских фараонов и должны были обеспечить вечное жилье для бессмертного духа правителей. Период строительства пирамид относится к II-III тысячелетиям до нашей эры.

За это время было построено более сотни этих сооружений. Самой крупной из них является пирамида Хеопса. Ее изначальная высота равнялась 146,6 м, а длина боковой грани — 230,33 м. Однако время и землетрясения несколько изменили ее облик, и к настоящему моменту высота этого величественного сооружения достигает лишь 138,8 м, а длина боковой грани ~ 225 м. Остальные египетские пирамиды существенно уступают ей в размерах.


Висячие сады были построены в 600 г. до н.э. по приказу вавилонского царя Навуходоносора II. Считается, что это было сделано для развлечения его супруги, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зелени своей родины. Висячие сады прдставляли собой четырехъярусную пирамиду, внешне напоминавшую цветущий холм. Нижний ярус — неправильный четырехугольник, наименьшая сторона которого равнялась 34 м, наибольшая — 42 м. Ярусы поддерживались колоннами, высота которых достигала 25 м. Каждый ярус был покрыт слоем плодородной почвы, на которой можно было высаживать различные растения.

Хотя супругу вавилонского царя звали Амитас, название Висячих садов традиционно связывают с именем легендарной ассирийской правительницы Семирамиды.

Знаменитая статуя Зевса, верховного бога древнегреческого пантеона, была создана великим скульптором и архитектором Фидием. Она предназначалась для храма Зевса, расположенного в Олимпии — городе, в котором проводились Олимпийские игры. Каркас статуи был выполнен из дерева, на которое были наклеены пластины из слоновой кости, имитирующие обнаженную кожу. Волосы, борода, венок, одежда и обувь были сделаны из золота, а глаза — из драгоценных камней. В правой руке Зевс держал богиню победы Нику, также сделанную из слоновой кости и золота.

В 393 году римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческое мероприятие. В начале V века статуя Зевса была перевезена в Константинополь, где через некоторое время погибла в результате пожара.

4. Храм Артемиды в Эфесе


В 550 году до нашей эры в городе Эфесе, расположенном в Малой Азии, было завершено строительство храма, посвященного богине Артемиде. Это было большое белокаменное здание, однако история не сохранила его подробного описания. В 356 до н.э. житель Эфеса по имени Герострат сжег для того, чтобы прославить свое имя. Однако уже к началу III века н. э. на месте сгоревшего храма был построен новый. Второй храм Артемиды по размерам превосходил предыдущий. Его ширина равнялась 51 м, а длина — 105 м. Крышу храма поддерживали 127 18-метровых колонн, установленных в 8 рядов. Внутри храма были установлены статуи его строителей — Праксителя и Скопаса.

В конце IV века нашей эры храм был закрыт по приказу римского императора Феодосия I, а затем частично разобран для новых построек.


Эта гробница была построена в середине IV века до н. э. в городе Галикарнасе, находившемся на территории современной Турции. Она стала усыпальницей для царя Мавсола, правителя одной из областей Малой Азии, и по его имени названа мавзолеем. Гробница Мавсола — это кирпичное здание, облицованное белым мрамором. Римский писатель и историк Плиний Старший утверждал, что длина этого сооружения равнялась 60 м, а высота — 46 м.

Этот мавзолей просуществовал почти две тысячи лет и был окончательно уничтожен только в XVI веке, когда рыцари-иоанниты разобрали его остатки на строительство крепости.

В III веке до нашей эры эта гигантская статуя была установлена на греческом острове Родос. Работа над ней продолжалась около 20 лет. Итогом стала глиняная статуя с металлическим каркасом, отделанная бронзовыми листами и изображавшая бога солнца Гелиоса. Высота этого колосса, стоявшего на белом мраморном постаменте, почти достигала 36 м. На его изготовление было потрачено около 13 тонн бронзы и 8 тонн железа.

Колосс Родосский простоял на своем месте всего 56 лет. В результате произошедшего в 222 году до н.э. землетрясения он переломился в области колен и упал. Именно отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах». В 977 году н. э. то, что осталось от статуи, было продано купцам. Согласно хроникам, обломков хватило для того, чтобы нагрузить ими 900 верблюдов. В качестве одного из Колосс Родосский был впервые упомянут древнегреческим автором Филоном Византийским.

7.

Приблизительно в 280 году до нашей эры на маленьком средиземноморском острове Фарос, расположенном около порта Александрия, было завершено строительство первого в мире маяка. На эту работу ушло около 20 лет. Высота Александрийского маяка равнялась 135 м, а свет от него был виден на расстоянии, превышающем 60 км. На вершине маяка постоянно горел костер, свет от которого при помощи отполированных бронзовых пластин направляли в море. Днем ориентиром для мореходов служил столб дыма.

В XII веке н. э. Александрийская бухта перестала использоваться из-за заполнения илом, и Фаросский маяк утратил свое значение. В XIV веке он был поврежден землетрясением, а затем разобран мусульманами для постройки крепости.

На прошлой неделе, ездила в гости к маме, и нашла у неё, мою старую детскую энциклопедию «7 чудес света», пролистала с ностальгией, в итоге решила оформить пост о чудесах света, ведь на сегодня чудес света гораздо более чем 7.

Для начала предлагаю вспомнить эти «7 чудес» древности.

Единственное из чудес, сохранившееся до наших дней. Строительство, продолжавшееся двадцать лет, началось около 2560 года до н. э. Данные раскопок января 2010 года подтверждают теорию о том, что пирамиды возводили вольнонаемные рабочие. На стройке одновременно было занято до 10 тысяч человек, при этом рабочие трудились сменами по три месяца. Она является древнейшей и самой большой из трех пирамид некрополя города Гизы.

Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров.

Пирамида Хеопса состоит из 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый — 15 тонн, общий вес пирамиды — 5,7 млн тонн.

Подтверждением необъяснимо высоких знаний египтян в области астрономии и инженерно-строительного дела является расположение пирамиды Хеопса по отношению к странам света: пирамида почти безошибочно указывает на истинный север. В результате точнейших измерений, проведенных в 1925 году, был установлен невероятный факт: погрешность в ее положении составляет всего 3 минуты 6 секунд.

Площадь основания пирамиды сравнима с площадью 10 футбольных полей.

Можно еще долго говорить про окутанные мифами и легендами пирамиды, их лабиринты и ловушки, мумии и сокровища, но оставим это все же египтологам. Для нас пирамида Хеопса - это одно из величайших сооружений человечества за все время его существования и, конечно же, единственное дошедшее до наших дней из глубины веков Первое чудо света.

Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Город давно перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о его грандиозности. В VII веке до нашей эры. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца - сады, ставшие легендой.

знаменитые «висячие сады» были созданы не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже, в честь другой - нелегендарной - женщины. Они были построены по приказу царя Навуходоносора для его любимой жены Амитис - мидийской царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зеленым холмам Мидии.

Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя роскошью, беспримерной даже в те времена.

Конструкция висячих садов Вавилона представляла из себя пирамиду с основанием (43х35 метров), которая состояла из четырех ярусов, установленных на двадцати пятиметровых колоннах. Поверхность каждого яруса была покрыта слоем тростника (камышом), каменными блоками скрепленными гипсом и свинцовыми пластинами на которые насыпался толстый слой плодородной почвы. Все эти меры помогали как можно дольше сохранить воду для растений, которой в Вавилоне было совсем не много.

Высота конструкции составляла практически тридцать метров! Деревья, цветы, почву - всё это привозили в тележках запряженными быками. Вода поставлялась по трубам из реки Ефрат.. Для этого, сотни рабов круглосуточно крутили огромное колесо установленное в одной из башен.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса Олимпийского - работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида. Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса.

Древнеримская скульптура «Сидящий Зевс», тип Фидия. Эрмитаж Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

Храм Артемиды Эфесской(Эфес)

За несколько сотен лет до нашей эры, когда Эфес находился в зените своей славы, жителями было принято решение о строительстве большого храма. К тому времени городу было уже около 600 лет, он был богатым и могущественным, рос и процветал под покровительством богини Артемиды, сестры Аполлона и дочери Зевса – известной в римской мифологии под именем Дианы-охотницы. Артемида также считалась богиней Луны и помогала женщинам при родах.

Место для нового, величественного и грандиозного храма в часть богини было выбрано святое – ещё в глубокой древности там проходили религиозные ритуалы. Горожане решили не жалеть ни денег, ни времени, и к тому же привлекли богатых спонсоров строительства из других областей страны.

Законченный храм был великолепен, и постоянно украшался новыми элементами декора – ведь Эфес был очень богатым городом. Исторические данные противоречивы, однако упоминается о том, что в храме было множество бронзовых статуй, интерьер отделан золотом и серебром, статуя самой богини была выполнена из слоновой кости и золота, а отделана чёрным деревом.

Примечательно, что в те времена храм являлся не только культовым сооружением, но также финансовым и деловым центром. Процветал и сувенирный бизнес: недалеко от храма успешно продавали оригинальные сувениры – его уменьшенные копии. Учёные до сих пор не выяснили, какой именно храм считался чудом света – отстроенный заново или сожжённый Геростратом

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе – чудесный памятник древнегреческого архитектурного искусства, вошедший в историю античной культуры как одно из семи чудес Древнего мира. Нашими современниками принято считать, что мавзолей является усыпальницей великих вождей.

Строители расположили усыпальницу в периптере – здании, обрамленном колоннадой из 11-метровых колонн. Для поддержания крыши мавзолея понадобилось 36 колонн. Промежутки между колоннами были заполнены разнообразными статуями мифологических фигур, а крыша выглядела как ступенчатая пирамида, имеющая 24 ступени. Ее венцом была мраморная квадрига, то есть античная колесница с запряженными в нее четырьмя лошадьми. В колесницу были помещены огромные изваяния Мавсола и Артемисии, исполнявшие роль возниц. Эта великолепная скульптура достигала в высоту 6 м. В помещении усыпальницы находились саркофаги из мрамора, предназначенные для царской четы. Подножие мавзолея украшали скульптуры всадников и мраморных львов.

В целом история галикарнасского мавзолея богата событиями. В свое время он пережил завоевание города Александром Македонским, и даже выдержал нападение пиратов, позарившихся на Галикарнас в начале I века. Однако после того как на мавзолей напали мальтийцы и забрали из него каменные и мраморные плиты, от величественного сооружения осталось только основание.

Колосс Родосский (Родос)

Колоссом называлась гигантская статуя, которая стояла в портовом городе на Родосе — острове в Эгейском море, у берегов современной Турции. В древние времена жители Родоса хотели быть независимыми торговцами.

Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец.

Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нем распространилась по всему античному миру. Но уже через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение «колосс на глиняных ногах».

Так и лежал на берегу бухты колосс - главная туристская достопримечательность острова. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в первом веке нашей эры. Плиния больше всего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.

Лежавший на земле колосс обрастал паутиной и легендами. В рассказах очевидцев он казался куда больше, чем был на самом деле. В римской литературе появились легенды о том, что он первоначально возвышался над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу корабли.

Александрийский маяк (Фарос)

Александрийский маяк (Фаросский маяк) - одно из семи древних чудес света, был возведен в III веке до н. э. на маленьком острове Фарос около берегов египетского города Александрия. Это был оживлённый порт, основанный Александром Великим во время его посещения Египта в 332 г. до н. э.

Александрийский маяк был первым в мире маяком и единственным из семи чудес света, которое служило практической цели, помогая кораблям благополучно проходить рифы на пути в александрийскую бухту. Маяк по разным подсчетам возвышался на высоту от 120 до 140 метров, а свет, который он излучал, мог быть виден на расстоянии до 60 км.

Маяк простоял почти тысячу лет, но к XII веку н. э., александрийская бухта настолько заилилась, что корабли больше не могли ею пользоваться и маяк пришел в упадок. Заброшенный он простоял еще какое-то врем, пока в 796 г. н. э. его не разрушило землетрясение. В конце XV в. султан Кайт-бей из обломков воздвиг на месте маяка крепость, которая впоследствии не раз перестраивалась.

Это те чудеса которые были описаны в моей книжке. Те самые: 7 чудес. Но время не стоит на месте, и сейчас уже гораздо больше таких чудес. Мне кажется что они тоже достойны нашего внимания…

Новые 7 чудес света

Великая китайская стена (Китай)

Великая китайская стена - один из древнейших архитектурных памятников Китая и символ могущества китайской цивилизации. Наверно, в мире нет ни одного цивилизованного человека, который не слышал бы о - Великой Китайской стене. Она протянулась от Ляодунского залива северо-восточнее Пекина через Северный Китай в пустыню Гоби.

Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с многочисленными трудностями. Главной проблемой было отсутствие соответствующей инфраструктуры для строительства: не было дорог, отсутствовала в надлежащих количествах вода и пропитание для участвующих в работах, тогда как их количество достигало 300 тысяч человек, а общее количество задействованных при Цинь строителей достигло, по некоторым оценкам, 2 миллионов. К строительству привлекались рабы, солдаты, крестьяне. В результате эпидемий и непосильного труда погибли, как минимум, десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь.

Наверное, ни одно творение рук человеческих так не поражает воображение, как Великая Китайская стена – самое грандиозное и самое длинное архитектурно-фортификационное сооружение на планете. Стена не просто впечатляет – она ошеломляет. В первую очередь вложенным в нее титаническим трудом и своими запредельными размерами. Воистину только китайцы, организованные и трудолюбивые, как муравьи, могли выдюжить такое. В Китае говорят, что добрая половина их истории приходится на Великую Китайскую стену – ее строили разные поколения и династии на протяжении двух с лишним тысяч лет, с ней так или иначе связаны все войны страны.

Статуя Христа-Искупителя (Рио-де-Жанейро)

Одна из самых знаменитых статуй в мире и точно самая узнаваемая в Бразилии - статуя Христа-Искупителя. Установленная на горе Корковадо на высоте более 700 метров она с распростертыми руками в благословляющем жесте смотрит на огромный город, находящийся под ней. Статуя Христа в Рио-де-Жанейро в силу своей известности привлекает миллионы туристов на гору Корковадо. С ее высоты открывается прекрасный вид на десятимиллионный город с его бухтами, пляжами, стадионом «Маракана».

Высота статуи - 38 м, в том числе пьедестала - 8 м; размах рук - 28 м. Вес - 1145 тонн. Являясь самой высокой точкой округи, статуя регулярно (в среднем, четыре раза в год) становится мишенью молний. Католическая епархия специально хранит запас камня, из которого возведена статуя, для восстановления повреждённых молниями частей статуи

Статуя Христа Искупителя без сомнения является одним из главных символов не только Рио-де-Жанейро, но и всей Бразилии. Ежегодно статую посещает множество туристов. Особенно большой наплыв посетителей гора Корковадо переживает во время традиционного ежегодного карнавала, который проводится в Рио-де-Жанейро. Определённо, этот грандиозный монумент является одним из величайших скульптурных произведений в мире.

Колизей (Рим)

амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н.э. амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения.

Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки. Арена театра имела раздвижной пол, который поднимался и опускался, а с помощью водопровода, подведенного к Колизею, сцену заполняли водой и устраивали морские сражения. На арене могли одновременно сражаться до 3000 гладиаторов, а 50 тысяч зрителей, неистово требующих «хлеба и зрелищ», напряжённо следили за кровавыми битвами, гонками на колесницах и театральными представлениями. По размаху торжеств, посвящённых открытию Колизея, мог сравниться лишь кроваво отпразднованный 1000-летний юбилей Рима в 248 году, когда всего за 3 дня были убиты десятки львов, тигров, леопардов, слонов, жирафов, лошадей, ослов и гиен. 1000-летний юбилей «вечного города» стал последним днём жизни для 2000 гладиаторов.

Мачу-Пикчу (Перу)

Город древней Америки, находящийся на территории современного Перу. Так же Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков». Этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли.

По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города - в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах. Больше чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении.

Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО, стал центром массового туризма. В 2011 году было принято решение ограничить количество посетителей, По новым правилам только 2500 туристов в день могут посетить Мачу-Пикчу, из них не более 400 человек могут подняться на гору Вайна-Пикчу, являющуюся частью археологического комплекса. С целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. Мачу-Пикчу находится в труднодоступном регионе.

Город Петра (Иордания)

Город Петра в Иордании находится в сердце пустыни. Это место является наследием древнейшей культуры. Построенный более двух тысяч лет назад, он представляет огромную ценность для почитателей древней архитектуры и искусства.Этот древний чудо-город простирается вдоль извилистой долины, образовавшейся среди скал, на месте, бывшем в глубокой древности руслом реки. Вытесанные в скалах ступеньки ведут к неисчислимому количеству сооружений - монументов, некрополей, водохранилищ, алтарей. До наших дней сохранилось более восьмисот памятников Петры.

Сохранившиеся до наших дней сооружения Петры включают вырубленные в скалах храмы, жилища, гробницы, водохранилища, акведуки и алтари. Если приближаться к городу по теснине эс-Сик, первым открывающимся взору крупным памятником оказывается эль-Хазнех – находящийся в цельной скале храм с двухъярусным фасадом высотой ок. 20 м.

Таинственный народ, достигший недосягаемых архитектурных высот, — набатеи. Без преувеличения, можно сказать, что лучшее напоминание, которое они оставили о себе потомкам и которое говорит о них лучше любых летописей, это продуваемый ветрами розовый скальный шедевр, спрятанный ими среди неприступных гор.

Пирамида Кукулькан (Мексика)

Высотой в 25 метров с девятью уровнями, расположенная в центре большой площади. Основанием пирамиды является квадрат со сторонами по 55,5 метров. По каждой стороне пирамиды поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых насчитывает по 91 ступеньке. И ведут эти лестницы на верхнюю площадку, на которой расположен храм.

Северная лестница пирамиды оканчивается змеиными головами – символом Кукулькана, ведь в переводе с языка майя, кукулькан – это оперённый змей.

Ровно в 17 часов 15 минут начинается световое шоу – солнечные лучи при обходе уступов пирамиды в дни равноденствия, игрой света и теней вырисовывают изображение ожившего древнего бога. Этот эффект продолжается в течение 3 часов и 22 минут. Спускается ниже солнце – и изображение делается яснее. Вскоре становятся семь изгибов тела Солнечного змея – их образуют тени семи уступов пирамиды. Опускается солнце – сползает и змей, всё ниже. И вот внизу, у подножия пирамиды, голова изображения совпадает с настоящей, каменной скульптурной головой змея, которой оканчивается северная лестница пирамиды.

Древние строители племени майя были просто гениальны, сумев в то время столь точно рассчитать параметры и расположив стены пирамиды строго по сторонам света. Пирамида Кукулькан имеет какое-то астрономическое значение. Каждая из её лестниц имеет 91 ступень, а общее число ступеней 364, плюс верхняя ступень-платформа в основании храма, итого получается 365 – число, соответствующее количеству дней в году. А боковые части строения разделены в соответствии с числом месяцев в календаре майя – на восемнадцать секций.

Тадж-Махал (Индия)

Тадж-Махал - мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал - это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали тысячи ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Абд уль-Карим Maмур Хана, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным дизайнером обычно считают Лахаури.

Величественный, божественный, сияющий, и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны мавзолей Тадж Махал - самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли… Высоко в небо устремляются белые мраморные купола - один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии… Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения… История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт…