Взлетно посадочной полосы 3 аэропорта шереметьево. В аэропорту шереметьево возведут мост для движения самолетов. «Пусть все сдохнут!»


ВПП аэропорта "Шереметьево"

© Михаил Вахнеев, AVIA.RU


Новые полосы в "Шереметьево" и "Домодедово" строятся с 2011 и 2014 года соответственно и должны были быть сданы в 2017 и 2016 годах. Оба объекта включены в программу подготовки к ЧМ-2018, который пройдет в России с 14 июня по 15 июля.

ВПП-3 "Шереметьево" - самый дорогой объект программы, она обойдется в 55,7 млрд руб., еще 8,4 млрд руб. потребуется на выкуп у жителей земель под санитарно-защитную зону полосы. На начало марта сама ВПП-3 была готова всего на 55%, готовность трех рулежных дорожек составляла от 39% до 90%. Анализ ситуации говорит о невозможности завершить работы в сроки, установленные программой ЧМ-2018, то есть в мае, отмечается в докладе.

Причины отставания от графика, перечисленные в докладе, таковы: долгое урегулирование вопросов по переносу газопровода и нефтепродуктопровода и по оформлению участков, суды с жителями о выкупе земель под строительство, сложная геологическая структура местности. Кроме того, готовую полосу должен будет проверить и сертифицировать Ростехнадзор, поэтому реальный срок ввода ее в эксплуатацию - сентябрь 2018 года. При этом еще год назад Росавиация решила, что ВПП-3 будет запущена к ЧМ-2018 в усеченном виде, без одной магистральной и трех дополнительных рулежных дорожек, которые достроят позже - в 2018-2020 гг.

Топ-менеджер аэропорта заявил, что большой удачей будет, если успеют запустить ВПП-3 к концу года. По его словам, за месяц до ЧМ-2018, в середине мая, все стройки надо будет свернуть по требованию ФСБ - объекты начнут готовить к приему гостей чемпионата и проверять безопасность.

Председатель совета директоров "Шереметьево" Александр Пономаренко заявил "Ведомостям", что для аэропорта критически важно, чтобы ВПП-3 была запущена в этом году, чтобы аэропорт мог прекратить эксплуатацию сильно изношенной ВПП-1 и начать ее ремонт.

Стоимость строительства ВПП-2 в "Домодедово" - 12,85 млрд руб. У аэропорта и сейчас есть две полосы - строящаяся заменит одну из работающих, которая станет рулежной дорожкой. ВПП-2 готова на 80%, но у подрядчика нет средств на работу, доложила Росавиация. В 2016 году "Строительное управление - 1" было признано банкротом, ему сложно привлекать оборотный капитал, получать авансы у Росавиации, объяснил газете федеральный чиновник. При этом наа такой высокой степени готовности найти нового подрядчика невозможно.

Федеральный чиновник отметил, что аэропорты смогут принять гостей ЧМ и без этих полос, а объекты были включены в программу подготовки, чтобы гарантировать бесперебойное финансирование. Хотя оно и было обеспечено, у подрядчиков возникли проблемы.

Третья взлётно-посадочная полоса аэропорта "Шереметьево" после ввода в эксплуатацию будет принимать ночные рейсы в ограниченном режиме. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту Минтранса, который касается порядка установления в России приаэродромных территорий, сообщает " Интерфакс ".

Ограничения на взлёт/посадку в ночное время вводятся из-за близкого расположения населённых пунктов. "Расположение полосы рядом с крупными населёнными пунктами Лобня (5 км), Сходня (3 км), Зеленоград (5 км) не позволит полноценно её использовать - из-за высоких показателей авиационного шума количество рейсов в ночное время придётся ограничить", - цитирует агентство пояснительную записку Минтранса, опубликованную на портале regulation.gov.ru.

Летом 2017 года был принят федеральный закон, который обязал аэропорты установить на своих приаэродромных территориях (земли в радиусе 30 км) семь подзон с разными степенями ограничений по использованию. В первой, самой жёсткой, можно строить только объекты для обеспечения воздушного движения, в седьмой возможна ограниченная застройка, если уровень авиационных шумов превышает допустимый и вредит здоровью. За то, что на земли и недвижимость наложены ограничения в использовании, аэропорт должен платить компенсации их владельцам. Жители домов, которые окажутся в зоне авиационных шумов, превышающих допустимый уровень, смогут требовать расселения также за счёт аэропортов.

Осенью 2018 года Международная ассоциация аэропортов сообщала, что в России нет аэропортов гражданской авиации, где была бы установлена приаэродромная территория. Основная причина в том, что не определён порядок расчёта возмещения ущерба в связи с ограничениями использования земель и объектов недвижимости.

Ранее планировалось, что запуск ВПП-3 позволит аэропорту увеличить количество взлётно-посадочных операций с 55 до 90 в час. Однако из-за вводимых ограничений в ночной период количество ВПО будет меньше расчётных.

Третья взлётно-посадочная полоса в "Шереметьево" строится с 2009 года. Изначально ввести её в эксплуатацию планировалось к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года.

В октябре 2018 года руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил, что ВПП-3 может заработать в марте 2019 года. По его словам, наибольшие проблемы при строительстве полосы, которые и повлияли на сроки, были связаны с переносом газо- и нефтепроводов. В декабре гендиректор аэропорта Михаил Василенко анонсировал её открытие в апреле 2019 г.

10 января 2019 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против компаний ПАО "Трансстроймеханизация" и ЗАО "Трест Камдорстрой", сформировавших картель при строительстве ВПП нескольких аэропортов, в том числе и "Шереметьево", сообщают " ".

По предварительным данным ФАС, доход картеля составил более 25 млрд руб. - это 6-7 аэропортов, которые попали в сферу рассмотрения. "На сегодняшний день это крупнейшее дело в сфере строительства», - заявил начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев.

Компания «Трансстроймеханизация», входящая в группу «Мостотрест», распоряжением Правительства РФ с 2015 года является генподрядчиком строительства третьей ВПП "Шереметьево", контракт с ней оценивался в 17,6 млрд руб. В конце 2016 г. аэропорту перестало хватать средств - на продолжение строительства ВПП-3 понадобилось, по разным оценкам, от 5 до 13 млрд руб. В июне 2017 г. министр транспорта Максим Соколов заявлял, что дефицит средств на строительство объекта в 2018 г. составляет 7,5 млрд руб. В октябре 2017 г. «Трансстроймеханизация» получила очередной контракт на 3,2 млрд руб.

Третья взлётно-посадочная полоса (ВПП) в аэропорту Шереметьево может заработать в марте 2019 года, сообщил журналистам руководитель Росавиации Александр Нерадько. Изначально ввести новую ВПП в эксплуатацию планировалось к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года.

По словам Нерадько, наибольшие проблемы при строительстве полосы, которые и повлияли на сроки, были связаны с переносом газо- и нефтепроводов: "В аэропорту Шереметьево самая большая проблема, связанная со строительством третьей ВПП, была не в самой стройке и не в отсутствии финансирования, а в необходимости переноса магистральных трубопроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов. Перенос занял порядка двух лет. Сейчас этот вопрос решён, он согласован с руководством "Газпрома", "Транснефти", - сказал Александр Нерадько.

Основной объём работ будет выполнен в этом году. "Возможно, взлетим с этой полосы в марте следующего года" - , добавил глава Росавиации.

Решение о создании третьей взлётно-посадочной полосы в Шереметьево было принято в 2009 г. В 2017 году на тот момент министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что дефицит средств на строительство ВПП-3 составляет 7,5 млрд руб. Он отмечал, что в качестве источника рассматриваются средства "Госкорпорации по организации воздушного движения". "Но цель одна - чтобы ВПП была построена и введена в эксплуатацию к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года, поэтому этот дефицит будет ликвидирован", - говорил министр.

Однако к ЧМ-2018 ВПП-3 так и не была построена. В июне 2018 года новый глава Минтранса Евгений Дитрих рассказал, что строительство объекта, по расчётам ведомства, завершится до конца текущего года, но "вопрос непростой".

"Мы работаем над тем, чтобы задача была решена к ноябрю-декабрю. Сейчас предсказать, как разрешится ситуация, довольно сложно: там непростая ситуация с оформлением земельных участков, есть ряд проблем, которые мы сейчас решаем. Но сделаем всё возможное, чтобы закончить в этом году", - заверил министр.

Ход строительных работ на середину октября 2018 года:

В аэропорту применят нетипичное для России архитектурное решение: на пересечении Шереметьевского шоссе с рулежной дорожкой возведут мостовой переход, рассчитанный на движение воздушных судов.

Его ширина составит 60 м. Над участком пересечения с шоссе соорудят защитный экран шириной 15 метров с каждой стороны. Мост сможет выдержать все типы современных и будущих воздушных судов и их модификаций.

ВПП-3 строится в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Площадка для размещения аэродромного комплекса с новой взлетно-посадочной полосой расположена на территории к северо-западу от существующей застройки международного аэропорта.

Как уточнили в Главгосэкспертизе России, к орректировки в проект внесены по светосигнальному оборудованию, объектам радиотехнического обеспечения полетов и метеооборудования, зданию командно-диспетчерского пункта, конструкции патрульной автодороги и подъездов к участкам посадки, трассам магистральных газопроводов, аварийно-спасательной станции «Восток», очистных сооружений, переустройству водопровода с выносом из зоны строительства и др.

Также предусмотрено строительство стартового диспетчерского пункта.

«Результаты инженерных изысканий и проектная документация соответствуют требованиям техрегламентов и другим, а проектная документация - результатам инженерных изысканий. Также проверена достоверность определения сметной стоимости объекта. Выданы положительные заключения», - отметили в ведомстве.

Ранее Главгосэкспертиза России одобрила обновленный проект строительства в Шереметьево терминала B.

Информационная служба портала Стройкомплекса

«Пусть все сдохнут!»

«Сначала природу вокруг всю извели, лес вырубили, речку испоганили, а сейчас за людей принялись - со свету нас сживают», - возмущаются жители трех подмосковных деревень - Дубровки, Перепечино и Паршино.

Эти населенные пункты, расположенные в сельском поселении Луневское Солнечногорского района Московской области, оказались на пути новой взлетно-посадочной полосы аэропорта «Шереметьево» (ВПП-3). Но государственный заказчик и застройщик - Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ФГУП «АГАА») - не стали морочить себе голову с переселением семей, проживающих в этих деревнях, и начали масштабное строительство, полагая, видимо, что кому не нравится - тот сам все бросит и уедет. Хотя проект ВПП-3 предусматривает полный снос деревень Дубровки, Перепечино и Паршино еще на этапе подготовки территории под строительство.

Нынешний пейзаж в зоне строительства ВПП-3 отлично подходит для натурных съемок голливудского блокбастера о конце света или третьей мировой войне. Но жизнь в таких условиях - это сущий ад! В дождливую погоду тут непролазная грязь, а в сухую всю округу накрывают пылевые бури. И это далеко не самая страшная из проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться местным жителям.

Строители,судя по всему, сильно отстают от графика, поэтому работы идут круглосуточно. И днем и ночью грохочет техника, ревут моторы огромных карьерных самосвалов, грейдеров, экскаваторов. Все живое на многие километры вокруг старается покинуть зону экологического бедствия. Раньше в соседнем лесу водилось всякое зверье - лисы, зайцы, волки и даже крупная дичь - лоси, кабаны. Сейчас даже лягушки и мыши-полевки попрятались. Зато строители отрыли на своем пути старую свалку, некоторые старожилы вообще утверждают, что там когда-то был скотомогильник - в 50-е годы в этом районе погибло много домашнего скота от сибирской язвы. В результате этих раскопок округу накрыла жуткая вонища и атаковали полчища крыс.

Что ни день, то пропадает электричество - чаще всего строительная техника перебивает кабель, по которым идет электричество к частным домам. Но случаются и более серьезные аварии. Например, недавно дожди размыли грандиозную насыпь, которую возвели под рулежную дорожку, грунт поплыл, увлекая за собой опоры линии электропередачи. В другой раз экскаватор ковшом задел газовую трубу. Про воду и говорить нечего: местные колодцы и скважины уже давно пересохли, хотя как жить без воды?

Игра на выживание

За время работы в «МК» становишься циником. Как правило, люди обращаются в газету не от хорошей жизни. И постепенно начинаешь привыкать к человеческой боли, к тому, что мир несправедлив и жесток. Но бывают истории, которые потрясают своим цинизмом и жестокостью даже наши зачерствевшие журналистские души. Трагедия жителей подмосковных деревень Дубровки, Перепечино и Паршино - как раз тот самый случай.

С тех пор как тут началось строительство ВПП-3, уже несколько человек похоронили. Среди диагнозов - инфаркты, инсульты, рак. Но оставшиеся в живых соседи говорят: «Это их третья взлетно-посадочная переехала!»

И с этим трудно не согласиться: ведь известно, что все болезни от нервов, а уровень стресса, который переживают люди, чей привычный комфортный мир рушится, превышает все допустимые нормы.

Вячеслав Васильевич и Антонина Павловна начали строить дом в Дубровках в 89-м году. Постепенно городская квартира в Химках отошла на второй план, каждый рубль семья вкладывала в дачу.

«Вы же помните, какие были времена - никаких стройматериалов. Все доставали по знакомству, радовались каждому добытому кирпичу, - вспоминает глава семейства. - Но зато какая была красота! Рядом Клязьма, я и перед работой успевал искупаться, и после… В реке рыба водилась, в лесу - полно грибов, ягод. Идеальное место для отдыха и спокойное, дети играли где хотели, не то что сейчас».

Дом Вячеслава Васильевича вроде бы действительно находится рядом с рекой, только верится в это с трудом. Дело в том, что строители ВПП-3 решили спрямить русло, а в результате уровень воды резко упал, образовалось болото. И хотя рядом находится водозаборный узел - а значит, все это санитарная водоохранная зона, - по проекту именно тут собираются отвести место под антигололедную обработку самолетов. И никого, похоже, кроме жителей, не смущает, что реагенты, которые обычно используют для этих целей, опасны для здоровья человека - их попадание в источники питьевой воды может привести к экологической катастрофе всего столичного региона.

Про тишину и покой говорить не приходится. Об этих простых деревенских радостях жители уже давно позабыли. У них тут, как в Бермудском треугольнике, постоянно что-то происходит. То бесследно исчезает живность - например, у местного фермера строители регулярно воруют гусей, кур и даже коз. А то, наоборот, трупы подбрасывают.

«Мы теперь не то что детей одних боимся из дома выпустить, сами в темное время суток без средств самозащиты не выходим, - рассказывают люди. - Среди работяг пьянство и поножовщина - обычное дело. Как только смена заканчивается, они гурьбой в соседний магазин, там им и пиво, и что покрепче продают, несмотря на все наши протесты. А в тех домах, что уже выселили, бомжи и наркоманы обосновались. Они там разводят костры и обжигают обмотку кабелей, чтобы потом их в металлолом можно было сдать. У нас уже несколько крупных пожаров было, вся деревня чуть не сгорела».

«Уникальный» проект

По задумке проектировщиков ВПП-3 - это уникальный проект. Длина полосы составит 3200 м, ширина - 60 м. Поэтому там смогут взлетать и садиться все типы воздушных судов, включая средне- и дальнемагистральные самолеты. Правда, от уже существующих терминалов «Шереметьево» новая полоса расположена далеко, кроме того, их разделяет Шереметьевское шоссе. Поэтому доставлять воздушные суда на ВПП-3 будут по рулежной дорожке, которая пройдет над шоссе по специальному путепроводу. Путепроводы для поездов и пароходов в столице есть, а для самолетов еще нет - в этом отношении проект, конечно, уникальный.

Под новый комплекс аэродромной инфраструктуры (пассажирский аэровокзал, топливозаправочный комплекс, площадка антигололедной обработки и другие аэродромные службы) отвели территорию в 500 с лишним гектаров. Совсем недавно тут рос вековой лес. Говорят, что как раз благодаря ему во время наступления немцев под Москвой жителям деревни Перепечино удалось избежать встречи с фашистскими захватчиками, они их просто не нашли.

Деревья уже истребили, а вот деревни до сих пор стоят. Хотя, по плану строительства, тут уже в октябре 2017 года должны в тестовом режиме взлетать и садиться самолеты. А это значит, что, по проекту ВПП-3, никакого жилья к этому времени тут быть не должно. Деревня Дубровки вплотную примыкает к зоне строительства, часть домов выкупили и даже снесли, но это происходит только в том случае, когда техника в буквальном смысле слова упирается в тот или иной участок. Жить в ожидании, когда твой дом и сад подомнет под себя бульдозер, - жестокое испытание. Например, фермер Дмитрий Скибо со своими козами и гусями три года жил прямо по ходу взлетно-посадочной полосы - в окружении тяжелой стройтехники, без воды, без дороги. На днях его дом все-таки выкупили. Потому что полоса уже буквально уперлась в забор.

Но остальные обитатели Дубровок продолжают ждать своей участи. От каких-то участков вообще хотят отрезать несколько метров, а дальше живите как хотите.

«Нам сказали, что нужно перенести ворота на несколько метров, - говорит Наталья Константиновна и показывает, где будет по ее саду проходить рулежная дорожка. - А как быть с гаражом? Его тоже переносить? Он ведь напротив ворот находится. И как вообще мы должны жить бок о бок с рулежкой?»

«Они как себе это представляют, - недоумевают жители другой деревни, Перепечино. - Что нам теперь каждый раз от страха приседать, когда в десятках метров над нашими головами будут лайнеры пролетать? А если какой-нибудь пилот ошибется чуток и самолет крылом дом заденет?!»

Если в деревне Дубровки хотя бы несколько семей уже смогли получить компенсацию за свои дома и участки, то перепечинцев заказчик строительства ВПП-3, как говорится, в прямом смысле слова в упор не замечает. Полоса упирается в деревню, и как раз над ней будут взлетать и садиться воздушные суда всех калибров и размеров. Вот уж точно - проект уникальный! Вряд ли еще в какой-нибудь стране мира такое встретишь.

Денег нет, но вы держитесь!

Обычно, когда заходит разговор об изъятии частных земель под какой-нибудь госпроект, чиновники жалуются, что строительство тормозится из-за несговорчивых жителей, которые долгие годы судятся за свою недвижимость, стараясь получить за нее с государства побольше денег. Но здесь совсем другая ситуация.

Ни заказчик, ни застройщик ВВП-3 вообще не парятся по поводу местных жителей. Они считают, что это не их дело. Они - строители, а вот когда новый аэропортовский комплекс будет введен в строй, пусть тогда «Шереметьево» и думает, куда и за чей счет отселять людей. И, похоже, ни моральные, ни юридические аспекты этой проблемы чиновников от авиации не волнуют.

«Сначала нам говорили, что тут будут склады, какая-то аэропортовская инфраструктура. Сколько раз мы ни спрашивали главу нашего Луневского сельсовета Надежду Тюрину, она каждый раз утверждала, что знает не больше нашего, а потом оказалось, что именно ее подпись стоит в разрешительной документации на строительство ВПП-3, - рассказывают члены инициативной группы жителей деревни Перепечино. - Мы с 2008 года, как только стало известно, что тут будут строить новую полосу, сидим на чемоданах. У одних дома недостроенные, у других - ветхие, разваливаются, а нас и не ломают, и жить нормально не дают!»

Действительно, власти долго скрывали сам факт строительства ВПП-3. Дело в том, что целесообразность самого проекта очень долго оспаривалась экспертами. Например, некоторые из них считают, что пассажиропоток «Шереметьево» можно было значительно увеличить и без новой полосы, всего лишь за счет модернизации двух старых ВПП. Но как только стало известно о проведении в России в 2018 году чемпионата мира по футболу, проект ВПП-3 получил зеленый свет и бюджетное финансирование.

Однако даже на публичных слушаниях, состоявшихся в 2012 году, представители Росавиации отказывались отвечать на главные вопросы, волновавшие людей: когда их дома пойдут под снос и сколько им за это заплатят? А уж когда жирные времена закончились и грянул кризис, об этом и вовсе перестали говорить. У чиновников на все один ответ: денег нет, инфляция, ждите, когда полосу пустят в эксплуатацию.

«То говорили, что в проекте вообще не заложены деньги на выкуп нашей собственности, - рассказывает член инициативной группы Ольга Всеволодовна. - Потом в 2013 году все участки и строения были оценены и даже сумма известна - 1,3 млрд руб. Так куда делись деньги тогда на изъятие оставшихся домовладений в Дубровках, Перепечино и Паршино?»

Борьба жителей Дубровок, Перепечина и Паршина с Росавиацией и ее дочерней структурой ФГУП «АГАА» длится уже более 6 лет. За это время им удалось добиться немало. Например, по инициативе жителей Межрегиональная транспортная прокуратура и Ростехнадзор проверили, насколько точно авиаторы следуют утвержденному проекту строительства ВПП-3? И пришли к выводу, что делают они это очень плохо. Проектная документация и Закон нарушаются.

Поэтому материалы проверки легли в основу ряда судебных исков. В ноябре прошлого года Головинский суд Москвы постановил, что 260 зданий и строений, расположенных на территории деревень Паршино, Перепечино и Дубровки, оказавшихся в зоне строительства ВПП-3, должно быть снесено, а их владельцам обязаны компенсировать издержки. Именно это согласовала ФАУ Главгосэкспертиза в проекте строительства ВПП-3 еще в 2011 г., однако ни то, ни другое выполнено не было. Кроме этого надзорные органы выявили и другие серьезные нарушения в ходе строительства. Например, застройщик не перенес газопровод высокого давления, три нитки трубопровода, по которому поступает топливо в аэропорт, нет новой дороги на Перепечинское кладбище. Все эти объекты также оказались на пути взлетно-посадочной полосы. И на решение этих проблем у ФГУП «АГАА», по их же словам, в частности, на заседании Головинского суда в Москве, денег нет.

По оценке экспертов, ВПП-3 с самого начала была самым затратным аэродромным проектом ЧМ-2018. На нее планировали потратить 35,55 млрд руб. Но в феврале 2017 года стало известно, что требуется еще 20 млрд. Заказчик в лице Росавиации объяснил это удорожание поправкой на инфляцию, плюс якобы не учли в первоначальной проектной документации стоимость ряда работ, о которых идет речь в материалах прокуратуры.

Но у жителей деревень Перепечино и Дубровки, с которыми встретились корреспонденты «МК», своя версия событий. Они считают, что деньги на их переселение были выделены из бюджета сразу, только им кто-то тут же «приделал ноги».

«Мы точно знаем, что деньги были, – говорит Ольга Всеволодовна. – Это следует из материалов прокурорской проверки и других документов, которые находятся в нашем распоряжении».

Правда это или нет, должны выяснить правоохранительные органы. А в истории с переселением деревень Дубровки, Перепечино и Паршино нужно срочно ставить точку. Люди не должны жить в зоне аэропорта - это очень опасно для их здоровья. Например, бензапирен, выбросы которого на территории аэродрома превышают допустимые значения в разы, относится к веществам первого класса опасности. Этот канцероген может привести к раку даже в малых дозах. Про вред шума от летающих над головами жителей самолетов, думаю, особо распространяться не следует. Это даже школьникам понятно. Поэтому никакие доводы и оправдания по поводу отсутствия денег, необходимых на отселение жилого фонда, попавшего в зону строительства, не могут служить оправданием.

То, что жители нескольких подмосковных деревень до сих пор остаются на ВПП-3 - не рядовой скандал. И, по мнению члена СПЧ Андрея Бабушкина, он может больно ударить по престижу нашей страны.

«Безусловно, жителей ни в коем случае нельзя оставлять в зоне аэропорта ни на время тестовых полетов, ни тем более в будущем, - сообщил он «МК». - С одной стороны, люди будут страдать от избыточного звука и вредных выбросов, а с другой - для летного состава это тоже серьезный дискомфорт. Одно дело, когда пилот взлетает и садится над лесом - это одна психологическая нагрузка. И совсем другое дело, когда он видит, что под ним в 100–150 метрах дети бегают, в футбол играют. Такой маневр требует очень высокой психологической устойчивости. Далеко не все могут сажать самолеты буквально через забор от детской или спортивной площадки. Нужно учитывать, что во время ЧМ в «Шереметьево» будут прилетать тысячи пилотов и наряду с асами, у которых за спиной тысячи летных часов, могут оказаться и совсем зеленые юнцы из региональных компаний.

У меня вообще складывается такое впечатление, что представители Росавиации собираются сорвать чемпионат мира по футболу, сопроводив его мощным международным скандалом, который для наших идеологических противников станет серьезным информационным поводом. Любое крупное международное мероприятие, которое приходит в очередную страну, является не только радостью для гостей, но еще и определенной нагрузкой для жителей. Такое происходит в любой стране мира. И здесь очень важно соблюсти баланс интересов.

Потому что международные организации первым делом поинтересуются, не пострадали ли местные жители во время ЧМ. Этот вопрос перед Россией обязательно будет поставлен. И если накануне проведения чемпионата выяснится, что около сотни семей живут рядом со взлетно-посадочной полосой международного аэропорта, от чего многие из них обречены в течение 4–5 лет умереть от рака, то, естественно, это никакой радости не доставит ни нашей стране, ни международной футбольной организации.

Этот конфликт помимо нравственного и юридического аспекта может иметь серьезный политический аспект. Но допустить это никак нельзя. Мне кажется, прокуратура должна сказать здесь свое веское слово и выяснить, куда делись деньги, выделенные на отселение жителей, и на что их потратили».

А нам, журналистам «МК», кажется не менее важным не столько то, как наше государство будет выглядеть в глазах зарубежной общественности, сколько в глазах своих собственных граждан. Росавиация – всего лишь винтик в сложном механизме бюрократической машины, которая вместо того, чтобы защищать интересы людей, всеми силами старается подмять их под себя.