Замена паспорта не по месту прописки

Каждому жителю РФ нужно получать новый паспорт как минимум трижды после того как ему исполнится 14, 20 и 45 лет. Замужество, потеря или кража этого важнейшего документа также потребуют срочной замены в период, контролируемый действующим законодательством. При этом далеко не у всех есть возможность вовремя пройти процедуру замены по адресу проживания. Можно ли поменять паспорт не по месту прописки и что понадобится для такой процедуры? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

С учетом закона РФ получение российского паспорта не по адресу прописки является правомерным. Процедура получения регламентируется несколькими актами, включая Положение №828 от 08.07.1997 г., приказ ФМС РФ №319, а также Административный регламент службы миграции РФ. На основании п.17 Приказа №319 и п.10 Положения подать пакет документации для замены можно в каждое отделение ФМС или МФЦ, расположенное в РФ. Гражданам, живущим не по адресу регистрации, обязаны выдать документ, но в таком случае срок его замены будет увеличен.

Для чего нужна замена паспорта?

Существует ряд обязательных причин, с учетом которых каждый человек обязан поменять недействительный паспорт на новый. В большинстве ситуаций сотрудники органов ФМС или МФЦ должны выдать его по истечении 30 дней со дня подачи пакета документации. Если гражданин по каким-то причинам не поменяет его в установленные законодательством сроки, ему придется заплатить штраф. Без основного удостоверения личности он не сможет обращаться в поликлинику и другие учреждения, а также осуществлять элементарные операции, например, в банках, аэропортах и прочих организациях. Удостоверение личности необходимо менять после:

  • достижения 20 и 45 лет;
  • смены ФИО, места или даты рождения;
  • кардинального изменения внешнего вида после пластической операции;
  • замены пола;
  • потери, повреждения либо кражи;
  • обнаружения ошибок или недостоверных сведений.

Замена после достижения определенной возрастной отметки

Каждый человек, проживающий в РФ, должен обязательно менять паспорт после того, как ему исполнится 20 и 45 лет. Сделать это необходимо не позднее 30 дней от даты рождения, чтобы не просрочить временные рамки, установленные законом. В противном случае придется нести административную ответственность согласно ст. 19.15 КоАП и уплачивать штраф в размере от 2000 до 5000 рублей. Чтобы этого не произошло, лучше лично прийти в ФМС с заявлением и пакетом документации, включая фото и квитанцию об оплате госпошлины. Также сделать заказ на смену можно через сайт Госуслуг в режиме онлайн.

Замена после вступления в брак

Женщины, вступающие в брак и берущие фамилию мужа, обязаны менять удостоверение личности с учетом норм действующего законодательства. Замена паспорта после замужества является стандартной процедурой и также осуществляется на протяжении 30 дней после регистрации брака. При нарушении сроков придется заплатить штраф до 3000 руб., его размер будет выше для тех, кто живет в Москве и Санкт-Петербурге.

Важно! Паспорт после замужества может быть заменен только с учетом замены фамилии. Согласно ст. 32 Семейного кодекса РФ граждане имеют право оставить свои фамилии либо взять себе добрачную фамилию одного из супругов.

Помимо удостоверения личности после свадьбы придется заменить основные документы, если женщина или мужчина решили поменять фамилию после заключения брака. Сотрудники органов ФМС или МФЦ должны заменить документ в течение 10 дней с момента обращения по месту регистрации или через 30 дней после подачи документации по месту жительства. Это указано в п.27 Административного регламента, который был установлен приказом №851 от 13.11.2017 г.

Замена после кражи, повреждения либо потери

Срочная смена недействительного документа понадобится, если он был утерян, украден или поврежден. При краже нужно обратиться в полиции с заявлением, чтобы злоумышленники не могли воспользоваться документом. Затем нужно обратиться со стандартным пакетом документации и справкой из полицейского участка в ФМС или МФЦ. Нередко паспорт теряется по вине самого владельца, в этой ситуации также потребуется его своевременная замена. Если документ поврежден, важно понимать, в каких случаях его понадобится менять, в этот перечень входят:

  • не предусмотренные правилами отметки, надписи и рисунки;
  • ошибки, сделанные сотрудниками миграционной службы;
  • надорванные или полностью вырванные страницы;
  • изнашивание в процессе эксплуатации, включая затирание надписей, штампов и печатей;
  • следы механического воздействия, например, химических средств.

Процедура в других городах и регионах

Если человек живет не по адресу прописки, это не станет проблемой при смене документа, утратившего законную силу. С учетом приказа ФМС №319 от 30.11.2012 г. любой человек имеет право получить новый документ по адресу нахождения. Для этого необходимо заплатить стандартную госпошлину в сумме 500 руб. Стоит учитывать, что сотрудники отделов МФЦ либо ФМС не должны отказать заявителю и принять документы для замены. При отказе нужно обращаться в прокуратуру. Для замены нужно:

  1. Подготовить документацию и два фото 3,5 х 4,5.
  2. Оплатить пошлину в установленном размере.
  3. Направить заявление в орган МФЦ или ФМС.
  4. Получить расписку с указанием даты выдачи нового документа.
  5. Явиться за ним в отделение по адресу нахождения.

Получить временное удостоверение личности, действующее в течение всего периода замены, может каждый гражданин России. Пакет документации можно также подать при помощи портала Госуслуг и направить все бумаги в электронном формате. Заявление нужно заполнять на сайте, там же оплачивают госпошлину. Чтобы оформить новый паспорт, нужно подготовить пакет документации, который включает:

  • заявление;
  • старый паспорт;
  • две фотографии;
  • квитанцию с оплаченной госпошлиной;
  • документы, подтверждающие внесение новых данных;
  • справку из полиции при краже.

Восстановление и получение

Получить и поменять удостоверение личности также можно, не имея регистрации. Чаще всего такие ситуации возникают у людей, не успевших получить прописку по месту жительства. Если у человека отсутствует прописка из-за отсутствия в собственности имущества, в котором можно прописаться, ему понадобится заплатить штраф за нарушение правил регистрации. В такой ситуации целесообразно оформить регистрацию у друга, родственника, знакомого, который может прописать гражданина минимум на год, или в органах социальной службы по месту нахождения.

Важно! Нередко в УФМС отказывают в замене при отсутствии регистрации по адресу нахождения. Тогда необходимо попросить сотрудников прислать письменный отказ, который затем нужно направить в суд.

С учетом закона каждый человек может получить новый циркуляр, не имея регистрации. При этом сотрудники отказывают в его выдаче лишь в тех ситуациях, если предоставлен неполный пакет документации или она не соответствует заявленным требованиям. Документ, в котором нет штампа о регистрации, считается правомерным и юридически значимым, поэтому его выдача должна проходить по правилам.

Возможна ли замена или получение паспорта при временной регистрации?

Как и постоянная, временная прописка позволяет получить новый или заменить недействительный паспорт. В такой ситуации любой человек имеет право получить документы без прописки и обратиться в ФМС по адресу своего пребывания. Его нельзя привлечь к ответственности административного типа, т. к. прописка временного типа вполне правомерна и дает основания на совершение всех необходимых действий с личной документацией. Получать обновленное удостоверение личности нужно в сроки, регламентируемые постановлением, а именно в течение одного месяца.

Когда нужна домовая книга?

В большинстве ситуаций гражданину не нужно предоставлять выписку из домовой книги. Чаще всего она необходима лишь для того, чтобы подтвердить место проживания, если документ был утерян или украден. Отказ в замене из-за не предоставленной домовой книги является незаконным, поскольку в п.23 приказа ФМС №339 сказано, что можно получить документы не по месту нахождения. Обычно домовую книгу просят предоставить, чтобы сразу добавить в паспорт адрес регистрации. Но, тем не менее, в остальных ситуациях кроме потери и кражи просьба предъявить книгу считается неправомерной.

Причины, из-за которых можно получить отказ в замене

Если нужно срочно заменить паспорт, а заявитель предоставил полный и правильный пакет документов, ему выдадут новое удостоверение личности в строго установленные сроки в любом регионе РФ. Но бывают случаи, когда сотрудники миграционной службы или МФЦ отказывают в выдаче. Причиной может стать как банальная невнимательность заявителя, так и более серьезные проблемы. Обоснованный отказ возможен в случае отсутствия гражданства РФ, указания недостоверных или отсутствия нужных данных в заявлении, а также неоплаченной госпошлины. Также паспорт не поменяют, если гражданин:

  • не достиг возрастной планки в 20 либо 45 лет;
  • неправильно заполнил заявление или указал в нем неверные данные;
  • предоставил не все документы;
  • прикрепил фото, не соответствующие требованиям;
  • приложил к заявлению документы не на русском языке без перевода либо документацию иностранных государств без апостиля;
  • не принес старый паспорт, если он не был утерян или украден.

Как меняют загранпаспорт?

Каждого владельца загранпаспорта также волнует вопрос, необходимо ли менять его по адресу прописки. Следует помнить, что работники ФМС не могут отказать в выдаче любому заявителю, который живет на территории РФ. Такой документ выдается даже без регистрации, но при этом он не будет привязан к конкретному отделению миграционной службы. При подаче пакета документации на получение загранпаспорта не по месту регистрации документ будут готовить дольше стандартного срока, который может продлиться до 4 месяцев.

Можно ли подать документы на оформление через Интернет?

Обязательно ли менять паспорт по месту своей прописки? Многие предпочитают получать новые документы через Интернет. Сделать это можно при помощи сайта - Единый портал Госуслуг и заметно сэкономить время. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться на сайте и подтвердить свою личность при помощи электронной подписи или карты. Замена с помощью портала является стандартной процедурой, которая не требует больших усилий и состоит из нескольких простых этапов. Необходимо зайти в раздел «Государственные услуги» и выбрать вкладку «Замена паспорта РФ», далее нужно:

  1. Выбрать вкладку «Получить услугу».
  2. Указать причину замены удостоверения личности.
  3. Заполнить форму с персональными данными.
  4. Указать наличие или отсутствие прописки в России, данные о детях, семейном положении и другие сведения.
  5. Внести сведения о типе обращения.
  6. Загрузить личное фото.
  7. Повторно проверить всю информацию и отправить ее на обработку.
  8. Дождаться получения обратной связи на почту и получить письмо, в котором должно быть подтверждение приема циркуляров.

Примеры из практики

Сергеев В.А. подал документацию по адресу временного нахождения, но с момента его пребывания в городе по данному адресу еще не прошло 90 дней. Понадобится ли ему платить штраф из-за отсутствия регистрации?

В этом случае штрафные санкции не накладываются, поскольку 90 дней еще не прошло. Документы обязаны принять, поэтому отказ будет считаться незаконным.

Петровой Л. И. выдали паспорт в г. Санкт-Петербурге, но сейчас она хочет зарегистрироваться по месту проживания в Москве. Может ли она оформить регистрацию в другом городе?

Поскольку получить регистрацию временного либо постоянного типа можно во всех регионах за достаточно короткий срок, место выдачи документа не повлияет на ее получение с учетом законов, действующих в данное время.