Жак анж габриель и архитектура неоклассицизма. Габриель анж жак - биография Жак анж габриэль площадь согласия в париже

Габриель Анж Жак

Габриель, Анж Жак (Gabriel, Ange-Jacque) (1698–1782), французский архитектор, один из основоположников классицизма 18 в.

Родился в Париже 23 октября 1698, учился у своего отца, архитектора Жака Габриеля, и с 1718 – в Академии архитектуры в Париже.

В 1728 он стал смотрителем королевских построек, а в 1742 – «первым архитектором короля» и президентом Академии архитектуры. В течение тридцати лет занимался главным образом строительством и оформлением интерьеров королевских дворцов. Среди наиболее крупных его работ: Оперный театр в Версале (1748–1770), реконструкция интерьеров и перестройка северного крыла Версальского дворца (1734–1774), Малый Трианон (1762–1764).

Габриель был автором проекта площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1754) и начал строить Военную школу, завершенную уже другими мастерами. Он выполнил несколько проектов украшения апартаментов Лувра, но, к сожалению, немногое из задуманного было осуществлено. Широкий размах замыслов, гармоничность и изящество пропорций построенных зданий и оформленных интерьеров дают основание назвать его крупнейшим архитектором Франции 18 в. Умер Габриель в Париже 4 января 1782.

Малый Трианон отличается четким деление фасада, который построен на основе сетки квадратов. площадь согласия отличается новыми приемами деления пространства: находящаяся между Елисейскими полями, Набережной Сены и Марсовым полем (?), она обладает "замкнутостью", которая достигнута с помощью устройства "сухих рвов". Композиционно площадь закрыта зданиями Военной школы (Эколь Маритим) и Королевским хранилищем мебели. Не сохранилась.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/

Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667- 1742), был придворным архитекто­ром короля. В 1741 г. сын занял его место. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитекту­ры. Он работал только по королев­ским заказам, поэтому его можно считать выразителем официально­го вкуса во французской архитекту­ре середины XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадле­жит в полной мере неоклассицизму,

*Портик (от лат. - porticus) - галерея, образованная колоннами или столбами, как правило, перед входом в здание, с фронтоном (треугольным завершением, образованным скатами крыши и карнизом) или аттиком (стенкой над карнизом, украшенной скульптурой или надписями).

МАЛЫЙ ТРИАНОН

Людовик XV (1715-1774 гг.) и его фаворитка маркиза де Пом­падур были страстно увлечены ботаникой. Король решил соору­дить в Версале ферму для занятий сельским хозяйством, а также устроить ботанический сад и оранжереи. Возвести здесь изящное здание, которое назвали Малым Трианоном (слово «трианон» обо­значало тогда место уединения или тихого времяпрепровождения в кругу близких друзей), было поручено Жаку Анжу Габриелю. Ра­боты продолжались с 1762 по 1764 г., а интерьеры были завер­шены лишь в 1768 г.

Малый Трианон - не роскошный загородный дворец. Это ско­рее особняк, вынесенный на природу. Кубическую форму здания с чёткими гранями углов не нарушают обильные украшения. Все его фасады оформлены в едином стиле, но каждый - по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами - плос­кими вертикальными выступами стен в виде четырёхгранных стол­бов, имеющих те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же ни колонн, ни пилястров не имеет. На всех фасадах только прямые линии без единого изгиба.

К главному фасаду ведёт подъездная аллея. Правый и задний фасады выходят в английский пейзажный парк - один из немногих во Франции. К левому фасаду примыкает французский регулярный парк (как бы уменьшенная модель Версальского пар­ка), в конце которого расположен Французский павильон, также построенный Габриелем.

25 Архитектура первой половины XVIII века во Франции. Рококо и ранний классицизм. Ж.-А.Габриэль

Ослабление абсолютистской системы. Феодально-католическая реакция. Отмена Нантского эдикта 1685 и изгнание гугенотов, а это опытные ремесленники и архитекторы.

Проблема перепланировки городов. Растет понимание города как единого целого. Площадь теперь воспринимается как узел в городской сети. Преобладание открытого типа площади с широким обзором окрестных улиц. Так возникает прямая перспектива, дающая возможность связывать между собою отдельные части города. В Бордо Габриэль-отец создает площадь, открытую на набережную.

Конкурс 1748-1753 на создание площади Людовика 15 в Париже. Окончательный проект был поручен Жаку Габриэлю. Ныне площадь согласия. Создавалась открытой с трех сторон. С севера ее ограничивали два однотипных здания, между ними открывалась перспектива на улицу Рояль и церковь Мадлен. Здесь трансформирована схема Версаля и тем самым сделана связь между ними.

Создаются два плана Париже: план Делагрива (1728) и план Тюрго (1737). В них уже видны узловые связи площадей, бульвары и линии улиц. Заселяется Сен-Жерменское предместье Парижа.

Истощение казны, крупные замки перестают строиться. Габриэль с 1739 архитектор короля.

    Малый Трианон в Версальском парке по заказу Людовика 15 в 1762-1768. Тяжелый распластанный низ здания с открытой галереей, массивными сходами в парк и поднятый на этот широкий пъедестал легкий объем двух верхних этажей дворца. Соединение миниатюрности с монументальностью. Композиция 1 к двум. Садовый фасад имеет два этажа,а главный три. Есть тенденция к переходу нового типа загородного дворца, близкого к богатому городскому отелю.

Английский парк Малого Трианона (Жюсье и Антуан Ришар) – живая природа. В нем Французский Павильон (Габриэль, 1751)

    Перестройка центральной части Версальского дворца в духе классицизма (Габриэль, 1742). От Лево и Мансара осталась только Зеркальная галерея, залы Войны и Мира и спальня короля. Новый корпус перекликался по своим формам с фасадом Лувра. В торце поставлен павильон с портиком, несущим фронтон. Крылья без изменений, только к торцу южного крыла был пристроен театр.

    Работы в королевских резиденциях Фонтенбло и Шантильи. В Фонтенбло – Павильон Габриэля 1749-1751. В Шантильи – Манеж (1719-1740, Жак Д”Обер) и конюшни.

Загородные дворцы все больше уподобляются отелям (Компьен, Монморенси). Стремление к комфорту – коридорная система, санитарные устройства выносятся в башенки вне стен здания. Отель Мальгранж в Нанси (Жермен Боффран) – формы рококо выносятся из интерьера во внешний фасад здания, это редко.

Жермен Боффран - ученик Мансара. Скульптор, архитектор и живописец. Постройки в Париже: Арсенал, Опера, Ратуша, Дворец Правосудия, отели – Амело, Бризак, Кольбер, Демар, Дюра, Монморенси, Субиз, Виляр и др. Замки – Сен-Клу, Бутефор.

РОКОКО. Искусство высших кругов французской аристократии. Для него во Франции характерна устойчивость приемов классицизма в фасадах при полном отходе от них в интерьерах. Внутри – живопись, резное дерево, лепнина. Тематика росписей – фантастические сцены, китайские мотивы. «Ламбри» - роспись во фризовой части стен. Сильно уменьшенные камины становятся подставками под большое зеркало.

Первое направление рококо в архитектуре – Школа Мансара. Утонченные и изысканные интерьеры при соблюдении классицизма на фасадах. Связи с архитектурой 17 века.

Второе – рококо на фасаде. Его представляли Оппенор, Мейсонье и Пино, вышедшие из Фландрии и учившиеся в Италии и тяготевшие к пышности барокко. Пример – отель Гольон Оппенора. Их идеи все же получили большее распространение в интерьерах.

Отели: все для комфорта. Снижаются потолки, для освещения увеличивается размер окон.Ванные и уборные размером с комнату. Начинают появляться дома с фасадом, выходящим на улицу.Исчезают овальные и полуовальные комнаты и вестибюли. Отель Амело Боффрана.

Ученики Мансара – Робер де Котт, Пьер Кенето.

Отель де Субиз – классический пример французского рококо (1705 Делямер, декор Боффрана).Схема отеля между двором и садом.

Отель Демар – все службы расположены вдоль улицы.

Отель Бурбон (Гварини, 1722-1729), близок по плану к замку Мезон, но выдержан в классицизме и гораздо более строгий.

Военная Школа в Париже 1750-1771. Габриэль. Фасад, выходящий на Марсово поля. В центре него портик коринфского ордера с фронтоном, несущим скульптуру. Над ним четырехреберный высокий купол, напоминающий Луврский павильон часов. Военная школа была учреждена в XVIII в. для того, чтобы небогатые дворяне могли получить военное образование. В 1777 году это учебное заведение стало Высшей кадетской школой, куда 1784 году поступил будущий Наполеон Бонапарт. Здание Военной школы было построено по проекту архитектора Жака Анжа Габриеля, комплекс занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле, которое также является заслугой Габриеля, преобразовавшего эту городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Вполне понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. Ныне в здании Военной школы размещается Военная академия.

Формируется тип театра: арх. Шимон в 1756 году привез из Италии театральные планы. Габриэль строит театр в Версале. А вместе с Суффло ему же было поручено приспособить под зрительный зал машинное отделение театра Тюильри.

Конкурс 1731-1735 годов на восстановление церкви Сен-Сюльпис выигрывает архитектор Сервандони за проект церкви с двумя башнями в фасаде и двухярусным портиком.

Габриель Жак Анж (1698-1782)

Крупнейший архитектор Франции XVIII в. Один из основоположников неоклассицизма. Учился у своего отца, архитектора Жака Габриеля, и с 1718 г. - в Академии архитектуры в Париже. В 1728 г. стал смотрителем королевских построек, а в 1742 г. - «первым архитектором короля» и президентом Академии архитектуры. В течение тридцати лет занимался главным образом строительством и оформлением интерьеров королевских дворцов. В своих работах (реконструкция интерьеров дворца в Версале и перестройка его северного крыла, 1735-74; Военная школа в Париже; Французский павильон и Королевская опера в Версале) Габриель противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII в. и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, благородную простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки. Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон, построенный Габриелем в парке Версаля, по праву стал одним из самых замечательных произведений европейской архитектуры. Наиболее значительная работа Габриеля - площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже.

Он работал только по королевским заказам, поэтому его можно считать выразителем официального вкуса во французской архитектуре середины XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадлежит в полной мере неоклассицизму, хотя, конечно же, в нём отразились новые веяния.

Военная школа была учреждена в XVIII в. для того, чтобы небогатые дворяне могли получить военное образование. В 1777 году это учебное заведение стало Высшей кадетской школой, куда 1784 году поступил будущий Наполеон Бонапарт. Здание Военной школы было построено по проекту архитектора Жака Анжа Габриеля, комплекс занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле, которое также является заслугой Габриеля, преобразовавшего эту городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Вполне понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. Ныне в здании Военной школы размещается Военная академия.

Наиболее значительным произведением Жака Анжа Габриеля в Париже стала площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия). Король решил устроить эту площадь в конце парка Тюильри, где был тогда огромный пустырь. В 1753 г. после конкурса, в котором участвовало множество архитекторов, окончательный выбор пал на проект Габриеля. Сооружали площадь вплоть до 1775 г.

В отличие от замкнутых парижских площадей XVII в., окружённых зданиями, площадь Людовика XV открыта городу. С запада и востока к ней примыкают аллеи проспекта Елисейские Поля и парка Тюильри, а с юга - набережная Сены. Лишь с северной стороны на площадь выходят здания дворцов. В центре располагалась конная статуя Людовика XV работы скульптора Эдма Бушардона. В годы Великой Французской революции (1789-1799 гг.) статую короля снесли. В 1793 г. в центре площади была установлена гильотина: здесь проходили казни. В 1836 г. место гильотины занял египетский обелиск, сохранившийся до наших дней. Этот обелиск высотой двадцать три метра, стоявший ранее в храме фараона Рамсеса II в Фивах, подарил Франции египетский паша Мехмет-Али. Позднее в торце улицы Рояль, проложенной между зданиями дворцов, была возведена церковь Мадлен (1806- 1842 гг.). Хотя она и не принадлежит к ансамблю площади, но включается в него так же, как здание Бурбонского дворца (1722-1727 гг., портик - 1804-1807 гг.; ныне Палата депутатов), расположенное на другом берегу Сены напротив церкви Мадлен. Ось между этими зданиями, перпендикулярная оси самой площади, завершает один из красивейших городских ансамблей в Европе.

В работах Жака Анжа Габриеля чувствуется наступление новой эпохи в истории архитектуры. Его творчество повлияло на всё последующее развитие французского неоклассицизма.

Королевская опера в Версале Габриэль 1769-1770. Крупнейший французский театр того времени (712 мест), Королевская опера была возведена Габриелем на основе старого здания XVII в. 16 мая 1770 г. Опера открылась праздничной постановкой в честь бракосочетания будущего короля Людовика XVI и австрийской принцессы Марии-Антуанетты. Во время Великой французской революции Опера была закрыта. В правление Луи-Филиппа внутренняя отделка здания была обновлена. В конце XIX в. в здании заседала Национальная ассамблея. В 1952-57 гг. Королевская опера была реставрирована и вновь открыта для представлений, которые проходят там по особым случаям.

Жак-Анж Габриэль

Центральной фигурой в области архитектуры второй половины XVIII века являлся Жак Анж Габриэль (1698-1782) - «первый архитектор короля». Он построил и расширил множество церквей и дворцов во время правления Людовика XV и был одним из наиболее известных и продуктивных французских архитекторов XVIII века. От своего отца он унаследовал должность главного архитектора Людовика XV и президента Академии архитектуры в 1742 году. Габриель руководил почти всеми главными строительными проектами в годы правления Людовика XV. Под его руководством королевские церкви и дворцы были перестроены, расширены или обновлены, чтобы удовлетворять стандартам личного комфорта Людовика XV, в том числе замок Фонтенбло (1749), Ла-Мюрт (1746), Компень (1751) и Шуази; пристройки к Лувру (1755) в Париже; амбициозный проект Версальского дворца (1763), включая завершение его правого крыла и строительства здания Оперы и Малого Трианона; а также строительство Военной школы (1752) в Париже. Габриель снабдил практически все королевские резиденции театрами, построил также павильоны и галереи для некоторых из них и спроектировал охотничьи домики в главных царских лесных угодьях.

Наиболее значительной работой Габриэля было создание площади Согласия в Париже (первоначально площадь Людовика XV) (1755), спланированной как место установки прижизненного памятника Людовику XV.

Площадь Согласия входит в качестве основного звена в пространственную композицию, образующую архитектурный центр Парижа. Она представляет собой новый открытый тип городской площади. Если эспланады XVII века, типа Вандомской площади, замкнуты со всех сторон зданиями, то новая площадь была застроена лишь с одной стороны, с двух же боковых она ограничена зелеными насаждениями, с четвертой - рекой Сеной. В центре площади был установлен конный монумент королю. Во время Великой Французской революции конца века его сняли, и на его месте позже - в 1836 году - установили обелиск.

Основная идея планировки центра столицы принадлежала Ленотру. Габриэль включил свою площадь в ансамбль, имевший своим началом Лувр. Гигантская ось Парижа восток - запад образуется Лувром, площадью Согласия и проспектом Елисейских полей, являющимся кратчайшей дорогой в западные пригороды столицы, в том числе в Версаль. В начале XIX века эта магистраль получила свое завершение благодаря возведению арки Звезды; застроена она была позже - в середине века.

Ансамбль площади Согласия формируется симметричными зданиями Военного и Морского министерств, разделяемыми Королевской улицей (Рю руаяль), которая создает ее меридианальную ось.

Постройки Габриэля выражают «аристократическую простоту» в суровом, но гармоничном сочетании их объемов и смягченного классического орнамента. Он выделялся умением придавать большим постройкам величавые пропорции, примером этого явля ется Военная школа. Он также известен использованием присоединенных колонн вместо пилястров на обоих (внешнем и внутреннем) фасадах. В стилистическом отношении особо примечателен построенный Габриэлем в 1770-х годах

Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667-1742), был придворным архитектором короля. В 1741 г. его место занял сын. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитектуры. Он работал только по королевским заказам, в силу этого его можно считать выразителем официальных вкусов во французской архитектуре середины XVIII столетия. Творчество Габриеля не принадлежит неоклассицизму в полной мере, хотя, безусловно, в нем нашли отражение новые веяния.

Самые знаменитые проекты Габриеля созданы в 50-70-е гг. Среди них здание Военной школы в Париже (79) , куда в 1777 г. поступил будущий Наполеон Бонапарт. Этот комплекс занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле , которое также является заслугой Габриеля, преобразовавшего эту городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Вполне понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. Ныне в здании Военной школы размещается Военная академия.

В Версале , резиденции французских королей, Габриель создал целый ряд великолепных зданий: роскошное и богато украшенное помещение Оперы (80), Французский павильон, а также Малый Трианон (81). Слово «Трианон» в эпоху Людовика XV (1715-74) означало место уединения или тихого времяпрепровождения. Малый Трианон - не роскошный загородный дворец. Это скорее особняк, вынесенный на природу. Обильные украшения не нарушают кубическую форму здания с четкими гранями углов. Все его фасады решены в едином стиле, но каждый по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами - плоскими вертикальными выступами стен в виде четырехгранных столбов, имеющих ту же структуру, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же не имеет ни колонн, ни пилястров. Все фасады составлены из безукоризненно прямых линий, не имеющих ни единого изгиба.

Наиболее значительным произведением Габриеля в Париже стала Площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия) (82). История ее создания такова: купеческая гильдия Парижа заказала скульптору Эдму Бушардону конную статую короля Людовика XV , и требовалось соответствующее место для ее установки. Был объявлен конкурс, в котором участвовали самые именитые архитекторы. Победил проект Жака Анжа Габриеля, который предложил совершенно новое решение. В отличие от замкнутых парижских площадей XVII в., окруженных зданиями, площадь Людовика XV открыта городу. С запада и востока к ней примыкают аллеи проспекта Елисейские Поля и парка Тюильри, а с юга - набережная Сены. Лишь с северной стороны Габриель возвел на площади два величественных дворца, между которых начинается ведущая вглубь города коротенькая улица Рояль. В конце улицы располагается церковь Мадлен. На другом берегу Сены, строго напротив церкви Мадлен, находится Бурбонский дворец). Фасады этих двух строений выдержаны в едином стиле и кажутся зеркальным отражением друг друга. Все эти здания вместе с площадью составляют единый архитектурный ансамбль.


Центром неоклассицизма во Франции был Париж. Здесь работали все крупнейшие мастера того времени, создавшие свои лучшие постройки. Самой значительной среди них была церковь Св. Женевьевы (83) , возведенная Жаком Жерменом Суфло . Постройка напоминала античный храм, а ее портик походил на портик древнеримского Пантеона. Церковь Св. Женевьевы Жака Жермена Суфло стала самой выдающейся постройкой французского неоклассицизма.

Парижский театр Одеон (84) - самое известное сооружение архитектора Шарля де Вайи (1729-98), ученика Жака Франсуа Блонделя. Одеон был создан в соавторстве с Мари Жозефом Пейром (1730-85). Слово «одеон», возникшее в Древней Греции, обозначало место, где проходили музыкальные представления и состязания. Здание Одеона в Париже первоначально предназначалось для театра «Комеди Франсез» (французской комедии), позднее здесь устраивались не только спектакли, но также и концерты и балы. Полукруглый зал помещен в почти кубическую коробку здания с аркадами. Венчает театр пирамидальная крыша. Украшением главного фасада служит мощный портик с восемью колоннами.

В Париже построено множество прекрасных зданий в стиле неоклассицизма: Рынок зерна , купол которого по величине почти равен куполу древнеримского Пантеона; поражающий своими размерами Монетный двор , чей фасад растянулся вдоль набережной Сены более чем на триста метров; отель Сальм (арх. Пьер Руссо), ныне дворец Почетного Легиона, и др. Но самым знаменитым сооружением Парижа конца XVIII в. после церкви Св. Женевьевы стала Школа хирургии , построенная архитектором Жаком Гондуэном (1737-1818). В здании Школы хирургии особенно интересен анатомический театр (85) (помещение, где препарируют трупы). Это сооружение имеет форму античного амфитеатра (овальной арены, к которой уступами спускаются зрительские ряды), увенчанного полукруглым куполом, в верхней части которого имеется полукруглое окно. Обращенный к улице фасад здания представляет собой триумфальную арку с расходящимися от нее в обе стороны колоннами. Рельеф на фасаде изображает Людовика XV, отдающего приказ о строительстве Школы хирургии. Короля окружают больные и древнеримская богиня Минерва (покровительница искусств и ремесел), а Гений архитектуры представляет ему проект. Противоположный фасад выполнен в виде гигантского портика.

«Говорящая архитектура»

Опираясь на идеи французских просветителей, некоторые архитекторы XVIII в. увлеклись идеей о том, что всякое произведение зодчества должно выражать те или иные идеи , иными словами, что архитектура, как и любой другой вид искусства, должна быть «говорящей». Чаще всего эти идеи были связаны с назначением здания. Так, мощные колонны у входа в банк могли говорить о его солидности и надежности. Более яркий пример - проект коровника в виде гигантской коровы архитектора Жана Жака Лекё (не осуществлен). Иногда использовались более трудные для понимания формы - например, куб как символ правосудия или шар как символ общественной морали.

Большинство проектов «говорящей архитектуры» были утопическими , они так и остались на бумаге в виде планов, чертежей и схем; в силу этого их иногда называют «бумажной архитектурой». Среди тех, кто создавал подобные проекты, особое положение занимают два мастера - ЭТЬЕН ЛУИ БУЛЛЕ и КЛОД НИКОЛА ЛЕДУ.

Карьера Этьена Луи Булле (1728-99) как практикующего архитектора была скорее неудачной: он исполнил всего лишь ряд интерьеров и построил несколько особняков в Париже. В 80-е гг. Булле целиком посвятил себя «бумажной архитектуре», создав более ста проектов. Свои здания он называл «архитектурными телами». Булле использовал самые простые, геометрически правильные формы: сферу, конус, куб . Все они должны были освещаться таинственным светом и отбрасывать сильные тени. Излюбленным жанром архитектора были погребальные сооружения , самое знаменитое из которых - Кенотаф Ньютона (86). Кенотаф (ложная, пустая могила) имеет форму сферы, что напоминает, с одной стороны, о земном шаре, с другой - о яблоке, упавшем ученому на голову, благодаря чему он и открыл закон всемирного тяготения. Кенотаф Ньютона не был построен, как и прочие проекты Булле, которые были абсолютно непрактичными; в XVIII в. его бесконечные гигантские колоннады просто невозможно было возвести.

В отличие от Булле Клод Никола Леду (1736-1806) осуществил многие свои проекты на практике. В 1785 г. архитектор приступил к строительству так называемого Пояса застав Парижа - он задумал обнести весь город трехметровой стеной протяженностью двадцать три километра. На въездах в Париж Леду планировал расположить таможенные заставы . Стена не была построена, и до наших дней сохранились только четыре заставы (Застава Ла Виллет) (87). Все они имеют простые геометрические формы, некоторые украшены колоннами или фронтонами, очень необычными по своим пропорциям. Для Леду заставы были лишь предлогом, чтобы возвести монументальные триумфальные сооружения на въездах в столицу. Однако многие современники отнеслись критически к этому проекту. Критики сравнивали Пояс застав Парижа с тюремными стенами и кладбищенскими оградами.

Однако больше всего Леду прославился своим проектом идеального города будущего - Шо. Город Шо в плане представлял эллипс, в центре которого располагался Дом директора, по своим формам напоминавший храм с колонным портиком и фронтоном. Леду проектировал в городе как частные дома (например, дома для рабочих), так и общественные здания (рынок, оружейный завод, биржу). Кроме того, в Шо был целый ряд довольно странных сооружений: мост через реку Лу (где роль опор играли галеры), Дом директора источника реки Лу (цилиндр, сквозь который проходило русло реки), Дом лесоруба (пирамида, сложенная из бревен) и другие, в которых принципы «говорящей архитектуры» воплотились наиболее полно. Современники иронизировали, что если бы Леду решил построить Дом пьяницы, то, наверное, сделал бы его в форме бутылки. Город Шо отражал социальную модель будущего общества. Так, в нем не было ни тюрьмы, ни больницы, т.к., по мнению архитектора, в будущем преступления и болезни должны были исчезнуть. Вместо тюрьмы Леду хотел построить храм Мира и Дом образования, а вместо больницы - общественные бани. Леду спроектировал также храм Добродетели и церковь, но не обычную, а предназначенную для различных семейных обрядов (рождений, свадеб, похорон). Своим проектом города будущего зодчий пытался доказать, что архитектура должна воспитывать и просвещать людей . Леду не только обустраивал мир как архитектор, но и создавал его идеальную модель как философ.

Литература

Литература Франции 18 века – это просветительская литература. Среди великих авторов имена Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо, Даламбер. Они создали многотомную «Энциклопедию, или Систематический словарь всех наук, искусств и ремёсел». Энциклопедисты подвергли резкой критике религию, государственный порядок, старые взгляды на природу общество.

Главой просветителей был Вольтер . Он был поэтом, драматургом, памфлетистом, критиком. Писал исторические и философские трактаты. К числу его наиболее известных трагедий относятся «Брут», «Заира», «Смерть Цезаря». Вольтеру принадлежит фраза: «Все жанры хороши, кроме скучного».

Жан Жак Руссо по заказу энциклопедистов пишет статьи по истории и теории музыки. Пишет социальные тракттаты о равенстве людей. Свой роман «Эмиль, или О воспитании» называет педагогическим романом, и посвящает проблеме воспитания человека, который должен стать гражданином нового общества. За бунтарский антицерковные мысли роман «Эмиль» был приговорён к сожжению, Руссо подвергся преследованиям и бежал из Парижа.

Пьер Огюстен Карон Бомарше (1732-1799) – французский комедиограф конца 18 века. Он был современником Французской буржуазной революции. Его пославили две бессмертные комедии – «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро».

Музыка

Первое, что необходимо сказать про музыку Франции 18 века, это то, что в отличие от ведущих в области музыки стран (таких, как Германия, Австрия,Испания и Италия), Франция не могла похвастаться ни большим количеством особенно известных композитов, ни исполнителями, ни богатым ассортиментом известных произведений. Отчасти эта ситуация диктовалась интересами общества, определявшими стили музыки.

В начале века наиболее популярным стилем музыки был сентиментальный классицизм. Это была медленная неторопливая музыка, не особенно сложная. Играли ее на струнных инструментах – лютнях () , клавесине. Обычно она сопровождала балы и пиры, но также ее любили слушать и в непринужденной домашней атмосфере. Затем, в лютневую музыку начали попадать черты и приемы Рококо, такие как трель и флажолет. Она приобрела более замысловатый вид, музыкальные фразы стали сложнее и интереснее. Музыка стала более оторвана от реальности, более фантастична, менее правильна и, тем самым, ближе слушателю.

Ближе ко второй половине 18 века в музыке отчетливо выделились два направления: музыка для танцев и музыка для пения. Музыкой для танцев сопровождались балы, музыка для пения звучала в конфиденциальной обстановке. Нередко и аристократы любили попеть под звуки домашнего клавесина. В то же время появился новый театральный жанр комедия-балет, объединявший диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку. Создатели ее - Ж.Б.Мольер и композитор Ж. Б. Люлли.

В связи с революционными настроениями начала появляться маршевая музыка . Это была резкая, громкая, шумная музыка. В это время распространение получили ударные инструменты (барабаны и тарелки), трубы. Венцом маршевой музыки стало появление произведения «Марсельеза» (будущий гимн Франции), написанного Руже Де Лилем, французским военным инженером, поэтом и композитором в 1792 году (!!!).

Наиболее известным французским композитором того времени считается Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787), но и он был родом из Германии. Наиболее славная его деятельность связана с парижской оперной сценой, для которой он написал свои лучшие произведения на французские слова. Поэтому французы считают его Французским композитором. Глюк написал очень много опер и балетов. Вошёл в историю музыки как реформатор оперного искусства. Оперная реформа Глюка базировалась на музыкально-эстетических принципах Просвещения и заключалась в подчинении музыки законам драмы. Самая знаменитая опера – «Орфей и Эрдика» (!!!).

Франсуа Куперен (1668-1733) - французский композитор, клавесинист, органист. Из династии, сравнимой с немецкой династией Бахов, так как в его роду было несколько поколений музыкантов. Его творчество - вершина французского клавесинного искусства (!!!).

Жан Филипп Рамо (1683-1764) - французский композитор и музыкальный теоретик. (!!!).Вершиной музыкально-сценического творчества Рамо признана опера-балет «Галантная Индия»