Каменный лабиринт вавилон. Мостищенский лабиринт - Историческая справка Воронеж asdf. Археологические древности земли воронежской

Про то, что в Воронежской области есть каменный лабиринт, построенный на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры (!!!), я вычитал на местном форуме ещё зимой и, конечно же, пометил данное обстоятельство в Планы.txt. Понемногу я собрал необходимый минимум инфы, чтобы попытаться его разыскать и ждал только нужного стечения обстоятельств, чтобы тут же рвануть на его поиски.

И вот, 9 мая 2010 года, когда вся общественность, включая легион жж-фотографов, заваливших потом мою ленту унылыми картинками с военных парадов, синячила и толкалась на главных городских улицах, я со своим вечным напарником по всяческим авантюрам Лёхой решили, наоборот, уехать в этот день куда-нибудь подальше, а лучше в абсолютную глушь. После закупки провианта мы выбрались на старой Лёхиной "пятёрке" за город и взяли курс на .


01 . Острогожская трасса до неприличия живописна, пуста и почти не контролируется доблестной ДПС. Каждые 5-10 км мне приходилось бороться с желанием остановиться и что-либо сфотографировать. Но впереди, по моим прогнозам, нас ожидало что-то совсем уж запредельное и поэтому мы летели к намеченной цели без остановок. Пока не увидели лошадь.
( Место на карте мира )

02 . Вот вы поди заленились сходить по ссылке выше и поглядеть, где же именно мы встретили такого зашибенского коника, а между тем его даже видно на гуглмапс (!). Поэтому вот вам ещё евойный плечевой портрет. У модели насморк, не обращайте внимание.

03 . Это, если вы всё же не пошли по ссылке, село Девица. Точнее самая его окраина.
( Место на карте мира )

04 . Ещё один абориген, но пока неизвестный гуглю.

05 . Там за деревьями небольшая речка Потудань.
Её участок от села Солдатское до впадения в Дон называется урочище "Мордва" и считается одним за красивейших мест в Подонье.
( Место на карте мира )

06 . Луга заливные, то и дело объезжаем сырые участки, но, в конце концов, таки встреваем. Проклянаю полчища комаров-людоедов и задний привод в автовазовском исполнении, но кое как выталкиваю "пятёру" из лужи. Уффф....

07 . Хутор Мостище, в окрестностях которого и был обнаружен археологами каменный лабиринт, буквально в полутора километрах. Решаем пробиваться дальше. Отбиваясь от комаров, я почавкал впереди машины, выбирая места по суше. Внезапно вокруг образовалось целое поле колокольчиков.

08 . Так уж вышло, что до этого я видел колокольчики только на картинках, поэтому их присутствие, конечно, немного скрасило мою штурманскую долю.
( Место на карте мира )

09 . И тут новая засада. Мост через Потудань, отмеченный в навигаторе как действующий, на деле оказался в аварийном состоянии.
( Место на карте мира )

10 . Местные мужички, приехавшие порыбачить, сообщили, что по нему давно никто не ездит и существует другая дорога к хутору. Я был категорически против и предлагал вернуться через колокольчики и топи, но Лёха таки решает форсировать мост. Ниже можно посмотреть короткий видеоролик как это было. Лёха едет, я руковожу операцией, мужики тупо в шоке. Миль пардон за тряску (камера просто болталась на шее), дрожащий голос и мат - было действительно ссыкотно, что мы невзначай утопим машину.

11 . Чтобы немного перевести дух и дать остыть дрыгателю, побродили вокруг моста. По легенде, Потудань была границей, севернее которой татары не собирали дань. Отсюда и название означающее, что по ту сторону реки необходимо башлять кровные.

12 . Между прочим, эта речка дала свое имя рассказу Андрея Платонова "Река Потудань", по которому позже сняли фильм "Одинокий голос человека". А ещё отдельные исследователи считают, что именно на берегах Потудани произошла битва русичей с половцами, описанная в "Слове о полку Игореве" и что именно Потудань это древняя река Каяла. Почему бы и не поверить, я считаю, тем более вокруг такая лепота.
( Место на карте мира )

13 . Следы жизнедеятельности бобров.
Как-то по осени я посетил , желающие могут ознакомиться.

14 . И вот, наконец, мы въезжаем в хутор. Он почти весь заброшен и, в основном, состоит за вот таких вот древних заброшенных избушек.
( Место на карте мира )

15 . Удивительным образом сохранились не только таблички с номерами домов...

16 . ...Но и с названиями улиц.

17 . Встречаются дома по новее, если вообще можно применить такой синоним к мостищенским хибарам, но, по больше части, тоже нежилые.

18 . Начинаем кружить по хутору в поисках сабжа. Неправильно трактую имеющуюся у меня информацию о лабиринте и путаю его с заброшенным огородом. Дело в том, что после раскопок археологов, местные додумались растаскивать древние камни на свои хозяйственные нужды. Люди науки почесали репы и не придумали ничего лучше, кроме как снова завалить свою находку толстым слоем грунта.
( Место на карте мира )

19 . Есть версия, что лабиринт "работает" до сих пор и является действующим местом силы и гармонизатором окружающей среды. На огороде растёт гигантский укроп и не ловят мобильные телефоны, поэтому некоторое время я уверен, что мы бродим прямо над лабиринтом.

20 . Позже таки выясняется, что я слишком схематично ткнул пальцем в навигатор и мы бродим по огороду, а гигантский укроп весьма распространён и называется фенхель.

21 . Мы решаем забраться на гору, знакомую вам по двум предыдущим фотографиям, но берём неверное направление и снова выезжаем на сырые берега Потудани.
( Место на карте мира )

22 . Понимаем, что тупанули, начинаем разворачиваться и встреваем уже по полной. Вокруг не то чтобы болото, но лысая резина совершенно не желает хоть как-то сцепляться с сырой землёй. Я начинаю кипишевать, потому что вытолкнуть машину в одно лицо уже не получается, ветки тоже не помогают и вот Лёха начинает обувать "пятёру" в цепи.

23 . Мне же он предлагает подождать и увидеть как играючи он выберется из засады, как только закончит свою инсталляцию. Я, немного успокоившись, начинаю коротать время, фотографируя всякую шляпнину. Вот, например, трутовик.

24 . Неожиданно (в такой-то глуши) мимо коптит мужик на мотоцикле с фотографии номер 9. Спрашивает у меня нужна ли помощь, я честно отвечаю, что не знаю. Мол, водила сказал, что сейчас всё будет в лучшем виде без всякой посторонней помощи. На наше счастье мужик всё равно остаётся поглазеть на бесплатный цирк, а Алексей даёт газку, потом газу, а потом и гари и окружающую действительность заволакивает белым дымом. Когда он рассеивается, мы с мужиком уже видим "пятёру" занявшую круговую оборону в свежевыкопанной траншее. Вылазит Алексей и сообщает, что запамятовал опустить ручной тормоз. Я говорю, что сам он это слово и с удесятерёнными данной стрессовой ситуацией силами и, конечно, с помощью мужика, всё же выталкиваю "пятёру" на подсохшую почву. На картинке ниже Лёха уже отмывает свои чресла и чудо-цепи в реке. Слева. Метрах в пяти.
( Место на карте мира )

25 . Тут уже, пожалуй, пора сделать лирическое отступление и рассказать, что же это, собственно, за лабиринт-то такой. Обнаружили его в конце 1980-х. Подобные каменные сооружения хорошо известны в Англии (кольца Стоундхенджа, например), Швеции, Дании, Средиземноморье, а так же на севере России, в Карелии и у берегов Белого моря. Тем удивительнее наличие подобного мегалитического сооружения в средней полосе России. На сегодняшний день это единственная такого рода археологическая находка в наших широтах. Мостищенский лабиринт имеет форму овала размерами 26 на 38 метров, выстроенного из меловых камней. Относительно того, кто и зачем возводил подобные каменные святилища у науки пока точного ответа нет. А уникальность Мостищенского лабиринта, кажется, вообще повергла учёных мужей в состояние когнитивного диссонанса и они предпочитают по большей степени умалчивать даже о его существовании. Ниже картинка того, что удалось раскопать археологам. Обращаю внимание, что в некоторых источниках хутор именуют Ма стище, а лабиринт, соответственно, Ма стищенским.

26 . А мы продолжаем наши поиски.
Хутор, как видно ниже, раскинулся между меловыми мысами (горами). Мы забираемся на один из них.
( Место на карте мира )

27 . По правую руку от этого места, насколько я понял (увы, уже дома) и расположен Мостищенский лабиринт. Видите столб ЛЭП? Вот где-то там.

28 . В сырую погоду забраться наверх на автомобиле практически нереально. Посмотрите на угол спуска/подъёма и какие ямища размывает стремящаяся вниз вода. К слову, это и есть та, другая дорога на хутор Мостище, про которую нам говорили рыбаки. Если продолжать ехать по ней, она полями приведёт к большому селу Коротояк.

29 . На соседнем холме тоже были обнаружены каменные сооружения, но уже не в форме эллипса, а прямоугольные. Повторюсь, что скомпилил в мозгах прочитанное и увиденное я уже дома, а в тот момент, забравшись наверх и вдруг увидев живописный заезд на соседний холм, я сделал вывод, что самое интересное будет именно там и мы решаем вернуться по размытой дороге вниз и попытаться вскарабкаться туда по заросшей грунтовке. Кстати, это место называют гора Городище, потому что на ней было обнаружено ещё и древнее, извините за тавтологию, городище. Естественно не такое древнее как лабиринт, но тем не менее.
( Место на карте мира )

30 . Мы съезжаем вниз (бедная "пятёра"!), чуть петляем по хутору и заползаем на Городище. По внутреннему распорядку у нас уже давно время обеда. Лёха начинает готовиться к трапезе, а я внезапно нахожу кучу камней. Естественно, начинаю подозревать местных, что они таки дорылись до лабиринта и разбирают его на свои никчемные аборигенские нужды или даже барыжат камушки конторам, промышляющим ландшафтным дизайном.

31 . Внезапно небо темнеет и становится очевидным, что уверенно надвигается дождь, а то и гроза. Помня предупреждение рыбаков о последующей непроезжабельности спусков и подъёмов, быстро собираем разложенные было манатки, в ужасе ретируемся и несёмся без остановок к ближайшему асфальту в районе упомянутого Коротояка. Нервно обедаем уже в машине - дождь всё же начинается. Решаем выдвигаться в сторону родных пенатов, но по пути нам открывается дивной красоты панорама. Останавливаемся. Где-то слева остался хутор Мостище. На фото видно, что там льёт уверенный дождь.

32 . За деревом что-то белеет и я сползаю по мокрой траве по-ближе к обрыву. Это меловой утёс, слегка погрызенный аборигенами.

33 . Взгляд вдоль русла Дона в направлении Мостища.
Лепота - гроза уходит, но начинается закат.
( Место на карте мира )

34 . Скользя, ползём наверх к машине. Дождик ещё моросит и ЛЭП натужно гудит по этому поводу. Мозг тоже. Пора домой.

На Кандалакшском и Терском берегах Бе­лого моря их пять: Кандалакшский, рас­положенный на мысе Питкульский На­волок на абсолютной высоте 3.4 м н.у.м., Умбинские (большой и ма­лый) – на мысе Аннинский Крест, в 90 м к западу от тони Ударник на высоте 6.6 м н.у.м и два Понойских лабиринта.

Изучение этих объектов на побережьях Белого и Баренцева морей, а также на территории Швеции, Норвегии, Финляндии показало, что «троянские города» за очень редким исключением построены в непосредственной близости от древней береговой линии (линии наивысшего прилива) и морем никогда не заливались.

Некоторые лабиринты расположены рядом с другими археологическими объектами (первобытными стоянками, доисторическими захоронениями), где найдены кварцевые скребки и скобели, наконечники стрел из сланца, обломки асбестовой керамики, редкие обломки сосудов, украшенные орнаментом. Находки этих артефактов связывались с так называемой «культурой арктического неолита», который относится к временному интер­валу V-I тыс. лет до н.э. (Гурина, 1953), что позволило археологам сопоставить возраст кольских лабиринтов именно с эпохой неолита и оценивать его в 3-4 тыс. лет.

Пока нет однозначного ответа на вопрос относительно назначения каменных ла­биринтов Кольского региона, но известно, что все они связаны с морем и приурочены к местам, богатым рыбой. Достовер­но известно, что кольские лабирин­ты никогда не заливались морем. Исходя из этого, возможно опреде­лить максимальный возраст данных археологических объектов, связав их с положением уровня моря в то или иное время. Похожий подход в оценке возраста скандинавских лабиринтов позволил зарубежным исследователям (Керн, 2007) значи­тельно скорректировать его в сторо­ну омоложения.

Проводимые в Геологиче­ском институте КНЦ РАН работы по изучению поздне-послеледникового перемещения береговой линии моря позволяют определить ее высотное положение на побережье в то или иное время, т. е. геологическими ме­тодами установить возраст берего­вой линии на той высоте, на которой расположен лабиринт, что и является максимально возможным возрастом каменного ла­биринта (Колька, Корсакова, 2010). Для этого были использованы данные изучения переме­щения береговой линии моря в позднем голоцене в вершине Кандалакшского залива и в районе пос. Лесозаводский на его южном берегу. По этим данным возраст Кандалакшского лабиринта не может быть больше 918-1000 календарных лет, а во времена «арктического неолита» поверхность с абсолютной отметкой 3.4 м, на которой расположен Кандалакшский лабиринт, должна была находиться на глубине примерно 11 м ниже современного уровня моря.

Добраться до лабиринта можно двумя путями:

На машине – съезд со смотровой площадки (маршрут отмечен красным)

Пешком – через микрорайон «Япония» благодаря чему, можно увидеть, что представляла собой Кандалакша несколько столетий назад. А далее по каменистому берегу с прекрасными видами на Белое море (маршрут отмечен желтым) . ()

Подготовлено по материалам Кольки В.В.,Корсаковой О.П.,Николаевой С.Б.

В 277 км от города Мурманска, неподалеку от маленького городка Кандалакша, находится некий лабиринт, возраст которого близок к отметке четырех тысяч лет. Большинство ученых предполагают, что такая удивительная загадка по своей форме в большей мере напоминает ловушку, которая часто применялась еще древними людьми в процессе ловли рыбы или же в качестве совершения разных ритуалов, с помощью которых на их сторону должна были перейти удача.

Наиболее распространенное название Кандалакшского лабиринта – каменный лабиринт «Вавилон», который представляет собой большую систему запутанных ходов, выложенных исключительно из камня – именно в этих местах древние люди проводили свои магические обряды. Существует мнение, что обряды никак не связаны с лабиринтами, а лишь служили помощью при охоте. Бывали случаи, когда в проходах лабиринта хоронили умерших. Известно, что у многих первобытных народов имелись данного рода лабиринты. Во всех имеющихся лабиринтах присутствуют замысловатые и запутанные ходы, которые выложены специальным образом из камня в виде спирали, что особенно заметно в нескольких местах, расположенных на Кольском полуострове, рядом с реками Умба и Пона.

Столь заметная популярность наличия лабиринтов порождает фактически фантастическую гипотезу о предназначении данных строений. Есть ученые-исследователи, которые полагают, что существовала тесная связь между верой древних народов в загробные, иные миры и данного рода каменными сооружениями. Есть мнение, что селения, возле которых располагались лабиринты, по всей видимости, поддерживали между собой связь, даже несмотря на огромные расстояния; при этом мощные сооружения использовались не только в качестве антенны, но и в качестве своеобразного приемника.

Стоит отметить, что никакая из представленных теорий на сегодняшний момент не нашла точных подтверждений, ведь в почве под спиралями не удалось найти никаких следов захоронений, а что касается подтверждения версии о наличии дверей в другие миры и способа передачи таким образом различных сигналов на дальние расстояния – то и вовсе мало представляется возможным.

Все проживающие рядом с лабиринтом племена, название которых звучит как поморы, называли спирали, составленные из некрупных камней «Вавилоном». В данном случае стоит задуматься: почему именно это названием выбрали древние люди? Ответить на это вопрос можно по-разному: согласно первой версии, предполагается, что слово «Вавилон» в переводе на русский язык звучит как «волнистый, извилистый», и этот вариант считается наиболее очевидным, но все же не является единственным и подтвержденным. Есть еще одна версия, в соответствии с которой считается, что слово «Вавилон» - это несколько искаженное слово «Авалон», которое в переводе с кельтского языка означает «место, где обитают феи». Если переводить слово «Авалон» на русский язык, то оно означает «яблоко», что несколько соотносимо с присущей «Вавилону» формой, напоминающей разрезанное вдоль яблоко.

Известна легенда, в которой говорится, что добраться до лабиринта могут только избранные, а ведь действительно – добраться до лабиринта не очень-то просто, ведь он расположен не так близко от города Мурманска, тем более людям, не знакомым с данной местностью отыскать нужное место будет очень тяжело, ведь многие его просто не замечают.

На сегодняшний день точно выяснено, что на территории современного Кандалакшского района присутствовало два религиозных культа, один из которых назывался культом высших богов, а другой культ Сейдов – священных камней, в которых обитают священные и уважаемые духи. Известно, что Сейд всегда требовал уважительного отношения к себе, а за почтительное отношение к себе всегда награждал богатым уловом на охоте.

«Вавилон» в Кандалакшских сопках – это уникальное, хотя и нередкое явление, ведь наибольшее скопление лабиринтов расположено на знаменитой Волосяной сопке, в трех км от главной дороги Кандалакша. Все тайны загадочного «Вавилона» до сих пор не выяснены, а значит, последуют новые раскопки.

В 277 км от города Мурманска, неподалеку от маленького городка Кандалакша, находится некий лабиринт, возраст которого близок к отметке четырех тысяч лет. Большинство ученых предполагают, что такая удивительная загадка по своей форме в большей мере напоминает ловушку, которая часто применялась еще древними людьми в процессе ловли рыбы или же в качестве совершения разных ритуалов, с помощью которых на их сторону должна были перейти удача.

Наиболее распространенное название Кандалакшского лабиринта - каменный лабиринт «Вавилон», который представляет собой большую систему запутанных ходов, выложенных исключительно из камня - именно в этих местах древние люди проводили свои магические обряды. Существует мнение, что обряды никак не связаны с лабиринтами, а лишь служили помощью при охоте. Бывали случаи, когда в проходах лабиринта хоронили умерших. Известно, что у многих первобытных народов имелись данного рода лабиринты. Во всех имеющихся лабиринтах присутствуют замысловатые и запутанные ходы, которые выложены специальным образом из камня в виде спирали, что особенно заметно в нескольких местах, расположенных на Кольском полуострове, рядом с реками Умба и Пона.

Столь заметная популярность наличия лабиринтов порождает фактически фантастическую гипотезу о предназначении данных строений. Есть ученые-исследователи, которые полагают, что существовала тесная связь между верой древних народов в загробные, иные миры и данного рода каменными сооружениями. Есть мнение, что селения, возле которых располагались лабиринты, по всей видимости, поддерживали между собой связь, даже несмотря на огромные расстояния; при этом мощные сооружения использовались не только в качестве антенны, но и в качестве своеобразного приемника.

Стоит отметить, что никакая из представленных теорий на сегодняшний момент не нашла точных подтверждений, ведь в почве под спиралями не удалось найти никаких следов захоронений, а что касается подтверждения версии о наличии дверей в другие миры и способа передачи таким образом различных сигналов на дальние расстояния - то и вовсе мало представляется возможным.

Все проживающие рядом с лабиринтом племена, название которых звучит как поморы, называли спирали, составленные из некрупных камней «Вавилоном». В данном случае стоит задуматься: почему именно это названием выбрали древние люди? Ответить на это вопрос можно по-разному: согласно первой версии, предполагается, что слово «Вавилон» в переводе на русский язык звучит как «волнистый, извилистый», и этот вариант считается наиболее очевидным, но все же не является единственным и подтвержденным. Есть еще одна версия, в соответствии с которой считается, что слово «Вавилон» - это несколько искаженное слово «Авалон», которое в переводе с кельтского языка означает «место, где обитают феи». Если переводить слово «Авалон» на русский язык, то оно означает «яблоко», что несколько соотносимо с присущей «Вавилону» формой, напоминающей разрезанное вдоль яблоко.

Известна легенда, в которой говорится, что добраться до лабиринта могут только избранные, а ведь действительно - добраться до лабиринта не очень-то просто, ведь он расположен не так близко от города Мурманска, тем более людям, не знакомым с данной местностью отыскать нужное место будет очень тяжело, ведь многие его просто не замечают.

На сегодняшний день точно выяснено, что на территории современного Кандалакшского района присутствовало два религиозных культа, один из которых назывался культом высших богов, а другой культ Сейдов - священных камней, в которых обитают священные и уважаемые духи. Известно, что Сейд всегда требовал уважительного отношения к себе, а за почтительное отношение к себе всегда награждал богатым уловом на охоте.

«Вавилон» в Кандалакшских сопках - это уникальное, хотя и нередкое явление, ведь наибольшее скопление лабиринтов расположено на знаменитой Волосяной сопке, в трех км от главной дороги Кандалакша. Все тайны загадочного «Вавилона» до сих пор не выяснены, а значит, последуют новые раскопки.

Подпишитесь на нас















‘Мостищенское городище и лабиринт «святилище» расположено в долине Лукодонье Острогожского района Воронежской области, на правом берегу реки Потудань. Площадь Мостищенского городища 2,3 га. При раскопках здесь были найдены остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. Здесь на двух мысах были найдены остатки оборонительных укреплений (городищ) скифского времени — Мостищенское городище и Аверинское городище, которые появились на Среднем Дону в VI в. до н. э.

Мостищенское городище небольших размеров, археологами выявлены всего остатки шести жилых построек. Постройки юртовского типа и находятся по краям городища, у окраин мыса, а одна из построек вообще находится на самом его краю. Все юрты схожи и площадью до 20 квадратных метров, с прямоугольными основаниями и столбовыми ямами в центре. В одной из них обнаружены следы очага, а на полу юрты были найдены некоторые шерстяные волокна. Археологам удалось определить и вход в помещение, он направлен в сторону склона мыса. Из за того что жилые постройки находились почти на склоне, жителям приходилось углублять место для выравнивания пола. Такие же постройки были обнаружены археологами и на раскопках Городище Россошки 1 «Крутцы» . Но на Мостищенском городище жители не использовали для строительства центральную, почти ровную часть городища. Похоже жителей «смущали» остатки каменных выкладок более древнего лабиринта, или возможно ими лабиринт охранялся?! Очевидно, что сам выбор мест для постройки жилищ были подчинены и схожы с охранными функциями городища. Вокруг центральной части городища (включая и древний лабиринт) были найдены хозяйственные ямы, их более 60, половины из них - зерновые. По всем признакам ямы не использовались одновременно (учитывая два периода в жизни городища), как и сами жилища. Судя по размерам жилищ, в каждом из них могло проживать от 4 до 8 человек, а в трех, следовательно, не более 25 человек. Такая цифра не может соответствовать численности ни родовой, ни соседской общины.

На площади мостищенского городища обнаружен могильник, который включал пять захоронений: трех взрослых, подростка и младенца. Из заупокойных вещей обнаружен железный акинак и нательный костяный амулет. Захоронения совершены на древнем горизонте и завалены камнями.

Вероятнее всего предположить, что обитатели Мостищенского городища несли здесь главным образом сторожевую службу. В таком случае городище могло принадлежать представителям власти - вождям племен или же жрецам. Возможно жителями городища были и зависимые люди: соплеменники нижнего сословия, может быть рабы. Здесь проводились общественные собрания и судя по размерам внешних от жилищ за пределом городища (на юг) остатков гарищ (костров - очагов) какие то празднества, обряды жертвоприношений или другие церемонии; Здесь могли укрываться на случай опасности жители из близлежащих поселений. Что же касается оборонительных укреплений, они возводились возможно усилиями нескольких соседских общин или руками… рабов или плененных с других племен. Возможно защитникам Мостищенского городища и лабиринта не удалось отбить неожиданное нападение кочевых скифов, которые обсыпав буквально из луков городище стрелами, при нападении изменили и уклад жизни в городище и от которых пострадали и стар и мал. Следовало жителям ожидать новых набегов, и нужно срочно спасать другое богатство - зерно, размещенное в ямах. Оставшимся в живых нужно было и похоронить погибших, и незаметно вывезти зерно. Естественно, у них не было времени рыть могилы и соблюдать погребальные церемонии. Так, вполне вероятная причина ухода людей из городища - осложнения, вызванные военной обстановкой.

Наряду с обычными для скифского времени находками, выявлены обломки сосудов иванобугорского типа и катакомбной культуры. На верхней площадке мыса на фоне материка рельефно выступают развалины кольцевых каменных кладок. Кладки сохранились лишь фрагментарно, они неоднократно разрушались и в эпоху бронзы, и в раннем железном веке. Планировка поселения включает круглую центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих ее концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. И кольца, и перемычки состоят из камней, выложенных без специальной подгонки и без какого-либо связующего раствора. Максимальная их высота и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад-восток достигает 40 метров. То есть до нас дошли лишь руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно сложным и системным, что не оставляет сомнений: это остатки «мегалитического» сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем - лабиринтом. http://vk.cc/4ecyuO