Таллин. Старая, старая сказка…. Легенды Старого Таллина. Городская площадь Призраки бывают разные

Легенды старого Таллина

Наверное многие из нас любят попутешествовать. Прикольно бывает попасть в какой-нибудь хорошо сохранившийся средневековый город, походить по его древним улочкам и послушать байки от экскурсовода о его истории, легендах и поверьях. Особенно увлекательно звучат истории, в которых местами присутствует мистика. Вот и я решил нагнать немного страха и юмора на вас, и начать небольшую серию о таинственном, но родном моём городе Таллине. А именно, перескажу вам несколько городских легенд, страшилок и баек.

Как был основан Таллин.

Легенда гласит:
Около тысячи лет тому назад жил-был в Дании король, чьи сын и дочь воспылали друг к другу запретной любовью. Король, узнав об этом, решил изгнать дочь из своей страны, так как считал ее главной виновницей. Жестокое наказание придумал он — велел посадить принцессу на корабль без руля, а корабль этот направить в открытое море, чтобы дочь его никогда не вернулась домой.

Один из датских королей того времени Свен Вилобородый

Корабль долго блуждал по волнам, пока буря не прибила его к северному побережью Эстонии. Принцесса приказала отдать якорь и отправилась на лодке к берегу. Через какое-то время она приметила на побережье холм — могилу старого Калева (прим. герой финно-угорского эпоса Калевала) . Место это пришлось принцессе настолько по душе, что она пожелала заложить здесь город. Изгнанница привезла с собой из родной страны много золота и серебра, и добро это перенесли с корабля в ее шатер на холме. Принцесса созвала народ и велела за золото и серебро свое построить сперва роскошный замок, а вокруг него — город. Тем же, кто проявлял отвагу и усердие, она жаловала дома. Так со временем собралось вокруг замка немало людей, и город заметно вырос, стал красивым и богатым, и люди в нем жили спокойно и счастливо.
Вскоре до короля Дании дошли вести о прекрасном городе, который основала его дочь. И возникло у него непреодолимое желание подчинить себе этот город. Поборов свою гордость, отправился король на поклон к дочери. Принцесса, не подозревая о коварных планах отца, простила его и устроила пышную встречу.
Однако жители быстро смекнули, что было на уме у чужестранцев. Они тотчас прогнали их и остались хозяевами в своем городе. Народ стал называть его Танлином, Датским градом, из которого и получилось со временем нынешнее название Таллин (Tallinn).
Комментарий: Из легенды следует, что Таллин основали датчане, однако уже в I тысячелетии н. э. Таллин был известной гаванью и местом торговли, являясь центром древнеэстонской земли Ревала.
В форме Рифаррика город упоминается в одной ирландской рукописи около 750 года, придворный географ сицилийского короля Рожера II араб аль-Идриси называет его в комментариях к карте мира, составленной им в 1154 году. Датчане завоевали город в 1219 году, при короле Вальдемаре II.

Камень Линды. Легенда о происхождении озера Юлемисте.

Бедная вдова долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков. В Таллине и поныне можно видеть это надгробие Калева — холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой — шелестят родные леса.

Скульптура Линды.

Однажды Линда несла на могилу большую глыбу. Она торопливо ступала по холму Ласнамяги, неся на спине в праще, сплетенной из своих волос, целую скалу.
Тут вдова споткнулась, и тяжелый камень скатился с ее плеч. Не поднять было Линде эту скалу — от горя бедняжка высохла, потеряла былую силу рук. Женщина села на камень и заплакала горючими слезами, жалуясь на свою вдовью долю.
Добрая фея ветров ласково гладила шелк ее волос и осушала ее слезы, но они все струились и струились из очей Линды, словно ручейки по горному склону, собираясь в озерцо. Озерцо это становилось все больше и больше, пока не превратилось в озеро. Оно и поныне находится в Таллине на холме Ласнамяги и называется Юлемисте (Верхнее). Там можно увидеть и камень, на котором сидела плачущая Линда.
И если тебе, путник, доведется идти мимо озера Юлемисте, остановись и вспомни о славном Калеве и его неутешной Линде.

Озеро Юлемисте. Посередине озера можно как раз узреть тот самый злополучный камень. Прямо за озером находится аэропорт

Коментарий: Прозаический пересказ Ю. Кундера (1852-1888) из песни второй эпоса «Калевипоэг».

Слуги Вана — Вигалаского барона.

Когда-то в усадьбе Вана-Вигала жил барон, в чьем услужении было множество духов.

Усадьба Вана-Вигала

Поехал он однажды в Таллин через озеро Юлемисте. Барон строго-настрого запретил кучеру оглядываться во время езды по воде.
Карета мчалась как по зеркалу. Когда она приблизилась к берегу, где было мелко, кучер все-же посмотрел назад. К своему великому изумлению он увидел, что вокруг кареты суетились духи: они переносили доски из-за колес кареты и ставили их впереди нее — так они строили мост, по которому ехала карета.
Как только кучер оглянулся, карета с упряжкой лошадей провалилась в воду. Но так как берег был сов-сем близко, кони вытащили карету на сушу и никто не утонул.
Барон и говорит кучеру: «Ежели бы ты оглянулся посередине озера, мы бы утонули. Духи перестают работать, если хоть кто-либо из людей видит их. Не смей больше нарушать мой приказ!»

Почему Таллин никогда не будет достроен.

Раз в году, в темную осеннюю полночь из озера Юлемисте выходит седой старичок, Ярвевана; спускается с холма к городским воротам и спрашивает у стражи:
— Ну как, готов город, или все еще строится?
В больших городах работы строителям всегда хватает: если не строятся новые здания, то и со старыми домами хлопот немало. То тут, то там надо подправить, подкрасить или перестроить, работа идет непрерывно, и не бывает дня, чтобы все мастера отдыхали одновременно. Но если вдруг случится небольшой перерыв, то об этом озерному старичку нельзя говорить и пол-слова. Страже у городских ворот дан наказ отвечать, ему всегда одинаково:
— Город еще далеко не готов. Пройдет много лет, прежде чем все работы будут закончены.
Тогда чудной старичок сердито качает головой, бормочет что-то невнятное, резко поворачивается и уходит обратно в озеро — его вечное жилище.
Но если озерному старичку ответят, что город готов и строить там больше нечего, воды Юлемисте устремятся с холма Ласнамяги на прибрежную низменность и затопят Таллин.

Недостроенный город Таллин

Коментарий: Легенда пересказана Ф. Р. Крейцвальдом в 1866 году в его «Старинных эстонских народных сказках». Мотив этот встречается и в «чистом» фольклоре (см. «Слуга Калева» в настоящем издании). Озеро Юлемисте находится высоко над Нижним городом и не раз его затапливало (в 1718, 1761, 1867 гг.).

Приключения мумии герцога.

В первой половине девятнадцатого столетия в церкви св. Николая (Нигулисте) был выставлен удивительный экспонат. В одной из часовен на катафалке стоял гроб со стеклянной крышкой, а в нем — мумия, одетая в черный бархатный камзол с белоснежными кружевами, ноги обтянуты шелковыми чулками, на голове — завитой парик.

Мумия герцога.

Церковный сторож, который получал немалые доходы за показ мумии, трогательно заботился о ее сохранности. Когда мумию стали одолевать мыши, он завел в церкви кошку. Однажды в дождливый и сумрачный осенний вечер органист играл хоралы и вдруг услышал шаркающие шаги. Из тьмы в свете качающегося фонаря появилась мумия. Охваченный ужасом органист заметил, однако, что мумия движется не сама, а ее несут. Оказывается, крыша в часовне протекла, мумия промокла, и простодушный сторож решил посушить ее у печки.
Чья же была эта мумия? Герцог Карл Евгений де Круа родился в Нидерландах, и в его жилах текла королевская кровь. Он служил сперва в датской армии, потом в австрийских войсках, а затем в Польше. Когда началась Северная война, де Круа перешел на службу в русскую армию. Петр I произвел его в генерал-фельдмаршалы и назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Проиграв битву, герцог попал в плен и был привезен шведами в Таллин. Здесь его освободили под честное слово. Де Круа быстро освоился в Таллине, завел обширный круг знакомств среди местной знати и богатых купцов. Перед ним открылись не только двери, но и кошельки таллинцев, а жить в долг герцог был истинный мастер. Он много пил, играл в кости, долги его росли и росли. Все шло великолепно.
И вдруг — как гром среди ясного неба — новость: герцог приказал долго жить. Огорченные заимодавцы собрались на совещание. Кто-то вспомнил, что согласно Любекскому праву ганзейских городов таллинцы могут запретить похороны должника, пока не получат свои денежки сполна. Совещание постановило не отдавать городским властям тело мертвого герцога — единственный залог его больших долгов. Власти же проявили неожиданную уступчивость, боясь, видимо, крупных расходов на похороны, подобающие титулу герцога. Договорившись с ними, заимодавцы положили свой «залог» в гроб и отнесли в подвал церкви св. Николая на хранение. Было это в 1702 году.
Мумию герцога нашли. . . через сто двадцать лет, да и то случайно. В народе считали, что тело герцога сохранилось благодаря крепким напиткам, которые покойный весьма ценил. Ученые мужья объясняли мумификацию тем, что скрепляющий кладку фундамента раствор содержал каменную соль.
Так мумия герцога де Круа превратилась в достопримечательность церкви Нигулисте, соперничавшую со знаменитой алтарной картиной «Пляска смерти» Бернта Нотке. В середине прошлого века власти распорядились прекратить показ вельможного чучела, но похоронили его лишь в 1897 году. Так закончились приключения мумии герцога — двести лет спустя после его смерти.

Как хозяин поместья Палмсе спас Таллин от неприятностей.

Однажды Таллинн, который называли девой, ибо еще никто не сумел овладеть им, целое лето осаждало неприятельское войско. И хотя крепостные стены и башни надежно защищали таллинцев, голод становился день ото дня все более лютым, и сердцами горожан овладели отчаяние и малодушие.
Спасителем города в этот трудный час оказался барон Пален, хозяин поместья Палмсе. Он сделал вид, будто хочет послать голодным горожанам провизию. Когда повозки со съестным и пивными бочками приблизились к лагерю неприятеля на Ласнамяги, они были тотчас захвачены врагами. Голод измучил осаждавших солдат не меньше, чем таллинцев, поэтому они набросились как волки на провизию, забыв про осаду. Хозяин Палмсе воспользовался этой короткой передышкой, чтобы спасти город. Он велел доставить морем к стенам города откормленного быка, а также немного солода, и передал их горожанам.

Мыза Палмсе.

Горожане сварили свежего пива и отнесли его на передние земляные валы. На днища перевернутых бочек они налили пива — так, чтобы пена потекла через края. Затем выпустили на валы быка, который выбежал, взрывая рогами землю.
Когда враги увидели бочки с пенящимся пивом и откормленного быка, у них душа ушла в пятки. «Пропади все пропадом», — сказали солдаты, — «того не возьмешь измором, кто может еще столько пива наварить и прогуливает жирных быков на валах. Скорее сами умрем от голода».
На следующее утро горожане увидели, что неприятель уходит восвояси. Таллин был опять спасен.

Потомок смекалистого барона Матве́й Ива́нович Па́лен (1779-1863), генерал от кавалерии.

Коментарий: Предание, пересказанное Ф. Р. Крейцвальдом в «Старинных эстонских народных сказках», относится, вероятно, к событиям Ливонской войны (1558-1583). Именно в XVI веке за городской каменной стеной было начато сооружение земляных укреплений.

Понтус, торговец дубленой кожей.

Понтус Делагарди

Давным-давно лунными ночами на Ласнамяги люди видели всадника в железных латах на белом коне. Он предлагал прохожим купить дубленые кожи. Но желающих приобрести товар не находилось — покупателей отпугивал отвратительный запах кожи.
Однажды повстречался всаднику старичок с козлиной бородкой и спросил:
— Какую цену ты, братец, просишь за свою дубленую кожу?
Всадник ему в ответ:
— Хочу лишь спокойно уснуть в сырой земле.
Старичок просил рыцаря рассказать, кто же его заставляет бродить по ночам и не дает уснуть вечным сном. Вот что поведал ему всадник:
— Был я когда-то знаменитым полководцем, и звали меня Понтусом. Я велел сдирать кожу с мертвых солдат, отдавал ее дубильщику, а потом заказывал из этой кожи сапоги, кафтан и штаны, седло, ремни и уздечки. Все, что сейчас на мне, сделано из человеческой кожи. После моей смерти осталось много дубленой кожи. Когда я прибыл на тот свет и хотел войти в ворота, страж задержал меня: «Велено пустить тебя только после того, как ты продашь всю оставшуюся кожу. Будешь выходить из могилы по ночам и ездить около дорог на Ласнамяги от полуночи до первых петухов, пока не найдешь покупателя». Вот так уже в течение двух поколений я предлагаю дубленую кожу, но покупателей все нет.
— Я не побрезгую твоим товаром, — сказал старичок. — Если ты просишь только освободиться от ночных бдений, то цена мне подходит, по рукам. Сойди с коня и следуй за мной.
Понтус обрадовался покупателю, взял свои кожи и зашагал за старичком. Тот же привел его прямо в преисподнюю. У подземных врат старичок принял свой подлинный облик — превратился в черта с рогами и хвостом, и закричал страшным голосом:
— А ну-ка, выходите все те, с кого Понтус содрал кожу!
Тут выступило вперед множество его жертв, захотевших вернуть свою кожу и прикрыть нагую кровоточащую плоть. Черт, скаля зубы, учил их:
— Снимите с него кожу и растягивайте до тех пор, пока не хватит на всех, чтобы прикрыть косточки.

А. Дюрер. Всадник, смерть и черт. 1513. Резцовая гравюра

Коментарий: Предание содержится в «Старинных эстонских народных сказках» Ф. Р. Крейцвальда, по его мотивам написана баллада поэтессы М. Ундер (1883-1980) «Торговец кожами Понтус». Под торговцем подразумевается, вероятно, шведский полководец Понтус Делагарди (1520-1585). Надгробие его в алтарной части Домского собора — шедевр ренессансного искусства. Шведы, захватив под командованием Делагарди 6 сентября 1581 года Нарву, устроили там резню, в которой погибло около 7 тысяч человек.

О таллиннском Дон Жуане.

Все, кто посещают Домский собор, невольно топчут могилу грешника, о котором рассказывают множество историй. Войдя в собор через главный портал и попадая в южный неф храма, посетитель оказывается на большой плите, по краям которой высечено: «ОТТО ИОХАНН ТУВЕ помещик Эдизе, Вяэна и Коону — его могила. В году 1696″.

Домский собор

Предание гласит, что покоящийся под плитой Туве был по происхождению эстонцем, ведь его фамилия означает в переводе «голубь». За заслуги ему было пожаловано дворянство. Человек он был нрава чрезвычайно веселого и легкого, любил много и вкусно поесть, крепко выпить, и главное — слыл дамским угодником и великим покорителем сердец.
Перед смертью он раскаялся в своих грехах и завещал похоронить себя у входа в Домский собор. Туве надеялся на всепрощение, если он проявит смирение и покорность, а прах его будут топтать прихожане.
Действительно, пять веков назад в замке Эдизе на севере Эстонии обосновался род Туве. Им же принадлежало соседнее поместье Йыхви, где в конце пятнадцатого столетия была воздвигнута церковь. На колокольне церкви — герб рода Туве. О характере мужчин этого рода говорит легенда о церкви в Йыхви, очень похожая на предание о таллинском Дон Жуане:
Некогда жили два брата. Старший брат ушел на войну, а младший должен был построить укрепленный замок. Старший брат вернулся с войны, между братьями вспыхнула ссора, и в поединке младший был убит. Старшего брата охватили печаль и глубокое сожаление о случившемся, он велел во искупление своих грехов построить на месте поединка церковь и похоронить себя перед входом, дабы все верующие топтали его грешный прах.

Мои рассказы о круизе по Северной Европе:

В некотором царстве, в датском государстве жил-был король со своей королевой. И была у них дочь: красавица, капризница, строптивица. Отец-король был человеком решительным, властным, не терпевшим неповиновения ни от кого, даже от собственной дочери. Ну и дочь недалеко ушла нравом от своего отца, вот только власти пока никакой не имела, а потому и поплатилась за свой характер — строптивицу было велено посадить на корабль и отправить его, без руля и без ветрил, куда вывезет. Повезет дочери — выберется она из плена суровых северных вод. А не повезет… Что ж, так тому и бывать, чтоб другим неповадно было. Долго ли, коротко ли блуждал одинокий корабль по волнам, то никому неведомо. Но сжалились морские боги над строптивицей и вынесли корабль к пустынному берегу, аккуратно посадив на мель и судно, и скучавшую на нем принцессу. Оказавшись на долгожданной земле, девица не стала стенать и заламывать руки, а решительно принялась за дело, и в скором времени появился на безымянном берегу новый город, названный в честь родины принцессы — «Датская крепость» или, как всем нам привычнее, Taani-Linn, Таллин.

15


Скажите мне, если путешествие начинается с такой сказки, что можно ждать от города, кроме новых сказок, «преданий старины глубокой», легенд и прочих побасенок? Правильно, ждать нужно чего-то сказочного и волшебного! И мы, не сильно заморачиваясь с маршрутами, решили поступить просто — обойти Старый город, переходя от легенде к легенде, чтобы забыть, какой нынче век на дворе и погрузиться в далекое Средневековье, со всеми его прелестями, но без всех его жестокостей (все-таки современность облагораживает некогда суровые нравы). Оглядываясь назад, я понимаю — это было самое правильное решение, позволившее прожить целый день в старой-старой сказке, у которой так много названий и неизбежно счастливый финал…

9


Выяснив заранее, что в этот день в таллинский порт приходило несколько кораблей, не считая нашу «Аиду» (одна «Принцесса» запросто могла гарантировать сутолоку и давку на узеньких улицах Старого города), на берег мы постарались сойти как можно раньше, чтобы хотя бы утром насладиться пустынными улицами и тишиной просыпающегося города. И это нам почти удалось.

Морские ворота встречают тех, кто пришел в город морем. Поэтому и маршрут наш получился в обратную сторону, а не как у всех, и не избежал небольшой путаницы, когда соблазн вильнуть в ту или другую сторону был уж очень велик. Ну, а как тут идти не сворачивая, когда сразу за воротами начинается самая настоящая сказка, которую побоялись испортить современные новостройки, спутниковые тарелки и прочие приметы нашего века. Правда, пришлось закрывать глаза на многочисленные машины, перекрывающие и без того узкие улицы, но я списала это на раннее утро…

2


Где Морские ворота, там и Толстая Маргарита, башня солидная, осанистая, основательная, такая же старая, как и легенда ее появления…

6


В стародавние времена все было иначе, чем сейчас — другая жизнь, другие нравы, другие критерии красоты. Наши субтильные красотки, изнывающие на диетах и умирающие в спортзале, не смогли бы завладеть сердцем средневекового красавца — ну за что такую обнять? Вот и старались девицы, как могли, чтобы выглядеть попышнее — надевали кучу юбок, вязали чулки потолще и пытались как-то налиться щеками, которые никакой одеждой не прикроешь. Зелья варили, к колдуньям ходили, заговоры заговаривали — для красоты все средства хороши (ну почти как в наше время, правда, для совершенно противоположного результата). Вот и Маргарита, девица аппетитная и без всякого колдовства (но когда женщина бывает довольна своими формами?), решила попросить колдунью о помощи. Та не долго отнекивалась — наварила чего-то поволшебнее, нашептала заговоров посильнее и дала заветное питье девице, взяв с нее слово не гулять после полуночи в качестве расплаты за услугу. Маргарита обрадовалась такой небольшой цене и не раздумывая пообещала все исполнить. И подействовало зелье-то! Расцвела Маргарита — не обнять одному, все парни оглядывались, когда сопя и тяжело дыша, ковыляла она по узеньким улочкам на свидание к любимому своему Герману. И завертелась у них такая любовь, что потеряли они оба голову от счастья, а заодно и напрочь забыли, что за часами следить надо. И вот однажды, когда на колокольне начали отбивать полночь, вспомнила Маргарита предостережение колдуньи, да поздно было — колдунья взяла свою плату. Теперь на одном конце Старого города стоит башня Толстая Маргарита, а на другом — Длинный Герман, и не быть им никогда ни вместе, ни в человеческом обличье.

Не знаю, насколько правдива эта история, да и обросла она подробностями за все эти века, растеряв толику правды, но пусть будет — в Таллине без сказок у нас гулять не получилось…

Погоревав о незавидной судьбе Маргариты и полюбовавшись башней, мы было отправились дальше, но через пару шагов остановились перед следующей сказкой, про «Трех сестер» .

7

Было у отца три дочери: умница и красавица старшая, так себе средняя и совсем уж никакая младшая. Когда пришло время выдавать их замуж, отец построил три дома им в приданное: совсем никакой для старшей, так себе для средней и шикарный для младшей, уравновесив шансы сестер на ярмарке невест. И не прогадал! Тут история замолкает, решив оставить финал недосказанным. Но додумать-то никто не мешает! И пока мы любовались домами, прослушали эту легенду на нескольких языках, начиная от русского и заканчивая бодрым испанским (что говорил китайский гид, нам неведомо, но обилие китайцев, облепивших дома, мешало всем страшно).

Если бы мы приехали в Таллин на несколько дней, остановились бы в «Трех сестрах», чтобы жить в легенде, среди старых стен, слушать, как засыпают и просыпаются сказки Старого города и смотреть, как призрачные тени скользят по блестящим от дождя мостовым…

Церковь Святого Олафа увидеть во всей красе не удалось — реставрация, про которую мы не знали, заставила немножко изменить планы и постараться не брать ее в кадр, до того непонятно она смотрелась. Самое высокое здание Старого города пришлось отложить «на потом», равно как и вид со смотровой площадки.

3

Улица Пикк настойчиво звала идти по ней дальше, обещая показывать чудеса и рассказывать сказки, крепостная стена уговаривала свернуть в сторону и полюбоваться ее башнями, которых в Таллине сохранилось немало — ну о какой стройности рассказа может идти речь, когда ноги сами уводят туда, куда зовут глаза! И свернув к стене, мы отправились знакомиться поближе с башнями, совершенно очаровательными в своей старине, солидности и прищуре узеньких бойниц. Эти башни, как и остальные, такие же высокие и надежные, стали для меня одним из символов Старого города и тем самым порталом, что переносит в прошлое, независимо от того, хочешь ты этого, или нет. Крепостная стена обнимает узкие улочки, «собирая» в кучу дома, заставляет петлять мостовые и сама решает, как широки будут дороги и как просторны тротуары, а башни следят, чтобы никто не своевольничал, пытаясь выбраться из крепких каменных объятий…

13

Свернув на улицу Лай, мы отправились туда, где стоят «Три брата», не столь известные, как «Три сестры», но тоже симпатичные, на мой взгляд. Тем временем, начали просыпаться туристы, потихоньку заполняющие улицы и сбивающиеся в группки у любого более-менее симпатичного домика. Приходилось пережидать и пытаться фотографировать в паузах, когда одна группа отойдет, а другая еще не подойдет. Напрягало это страшно, зато услышали столько разнообразных версий городских легенд, что поневоле задумаешься, какая из них правдивая…

15

Да и не в легендах дело, хотя в Таллине их видимо-не видимо! Пожалуй, нет такого второго города, где можно бродить бесцельно и бездумно, погрузившись в атмосферу настоящего, живого прошлого, где совсем не удивишься, встретив спешащего куда-то трубочиста, где на башнях вертятся старые флюгеры, пытаясь поймать переменчивый ветер, где под ноги стелется вытертая многими веками брусчатка, где каждый дом просится то ли в кадр, то ли в сказку и где так просто забыть, какой сейчас век. Удивительно даже не это, если хорошенько покопаться, старину можно найти и в других городах. Удивительно то, что вся эта история живет обычной жизнью, не скатываясь в привычную нашему времени бутафорию — в окнах мелькают силуэты людей, по брусчатке ползут машины, звонят колокола церквей, распахиваются двери магазинчиков, хозяйки поливают цветы у порога, а вся туристическая суета живет отдельно от настоящей жизни, не мешая сказке оставаться сказкой, а были — былью. И как ты не поглядывай на часы, помня, что корабль никого ждать не будет, все равно замираешь удивленный и пытаешься понять, в чем секрет Старого города, сумевшего сохранить все то, чем был богат и чем по праву гордился Ревель…

15


Вернувшись на улицу Пикк, к Никольской часовне , до того скромной и неприметной, что не знай, где она расположена, запросто можно проскочить мимо, приняв ее за небольшое кафе, мы продолжили наш путь. Удивительно, что уцелела она, пережив немало смутных времен и по-прежнему остается часовней.

7

Дом Черноголовых — достопримечательность весьма заметная и очень симпатичная. Даже не зная, что это за дом, мимо не пробежишь, зацепившись взглядом за живописную дверь. Дом сохранил тот облик, что был у него во время расцвета «братства Черноголовых», эдаких рыцарей от купечества. Братство, основанное в 14 веке, принимало только молодых купцов, еще не обзаведшихся семьями, да иностранцев, временно живших в Таллине. Основатель братства, Святой Маврикий, чернокожий африканец, до сих пор украшает герб гильдии.

13


Кстати, именно братство Черноголовых впервые установило рождественскую ель в Таллине на Ратушной площади, и было это в 15 веке, задолго до того, как елка стала символом Рождества в других городах Европы, что делает их вклад в историю в моих глазах бесценным…

Опуская биографию ордена и подробное архитектурное описание дома, не могу не отметить красоту двери и фасада вокруг нее, цепляющую даже дилетанта. Очень красивый дом и многочисленные туристы вокруг самое яркое тому подтверждение.

11

Дальше — еще интереснее! Почти друг напротив друга стоят два дома, один другого краше — «Дом с драконами» и «Дом с лорнетом», относительно современные и не очень старые (начало 20 века). Я отдала свои симпатии «Дому с лорнетом», мужу больше понравился «Дом с драконами» — о вкусах не спорят, уж в нашей семье точно.

«Дом с лорнетом» красив даже без легенды и похож на пышный свадебный торт, украшенный финтифлюшками и узорами. Чудака с лорнетом еще надо найти и можно долго ходить вокруг да около, тщетно пытаясь разыскать за какой башенкой он спрятан. Есть даже легенда, что раньше здесь стоял дом, в котором жил не очень скромный, но очень пожилой джентльмен, любивший поглядывать через свой лорнет за девицами, мелькавшими в окнах дома напротив. Архитектор, строивший новый дом, историю эту знал и спрятал джентльмена за одной из башен, смотрящих на улицу Пикк. Когда мы остановились фотографировать лорнирующего жуира, народ начал недоуменно озираться, пытаясь понять, что же нас так привлекло — достопримечательность не самая заметная, но очень интересная.

16

Кроме джентльмена, есть на доме немало других украшений — рыба-флюгер, причудливые башенки, маскароны, украшающие простенки между окнами, резные фонари на фасаде и даже черный кот на крыше, разглядеть которого совсем не просто, даже зная, где искать (надо отойти в переулок направо).

9

«Дом с драконом» — сочетание египтянок, фараонов и драконов. Нет здесь марципановой легкости «Дома с лорнетом» и впечатление совершенно иное: увесистое, солидное, осанистое. Но достопримечательность, а потому проходить мимо не совсем правильно. И мы решили — каждый любуется своим, честно поделив симпатии между двумя домами…

10

Дальше улица Пикк привела к небольшой площади, где можно полакомиться марципаном в старом кафе и посмотреть историю лакомства в музее. Здесь же есть церковь Святого Духа, которая нам показалась намного интереснее марципанового рая.

Марципан мы отложили, решив, что если успеем все посмотреть и останется время, зайдем сюда на обратной дороге, чтобы купить подарки. Правда, лакомство это настолько своеобразное, что далеко не всем по вкусу его невыносимая сладость. Я, отведав одну марципановую конфету, могу обходиться без сладкого месяц, а то и два, живя воспоминаниями о его редкостной приторности. Поэтому могу смело сказать — марципан люблю, с ним хорошо худеется!

3


В магазин мы зашли в конце, по дороге в порт, и успели полюбоваться марципановыми фигурками и букетами, продегустировать разные виды лакомства, купить подарков и даже беспрепятственно пофотографировать марципановые чудеса, украшающие витрину. На музей времени просто не хватило, о чем я до сих пор жалею…

Маленькая площадь Гильди-платс, это не только музей марципана. Дом Большой Гильдии , расположенный напротив церкви Святого Духа — память о тех временах, когда Ревель входил в Ганзейский союз (15 век). Фонарь над входом и солидная дверь — то, что мне понравилось больше всего. А крыльцо словно не заметило промелькнувших столетий, сохранив солидность, присущую Гильдейскому дому богатого Ревеля.

В отличие от братства Черноголовых, состоящего исключительно из холостых купцов, в Гильдию входили только женатые и богатые, и в доме существовала специальная «комната невесты», где молодожены проводили свою первую брачную ночь.

Церковь Святого Духа (14 век) примечательна своей древностью и скромностью, а ее башня заметна издалека и в моих глазах выглядит ничуть не хуже ратушной, хотя официально считается самой низкой в Старом городе.

8

Часы 17 века единственное украшение церкви снаружи, увлекшись разглядыванием, я чуть было не забыла их сфотографировать.

7


Внутри довольно скромно, практически нет туристов и пройти внутрь можно за небольшую плату. Алтарь, витражи на окнах, висячая кафедра и деревянная резьба хоров — где еще такое можно увидеть! За внешней скромностью скрывается настоящее сокровище, пленяющее не вычурностью, а возрастом и сдержанностью. Зайдите, вы не пожалеете…

5


Если от Дома Гильдии свернуть в неприметную арку, именуемую Биржевым переулком , можно по каменным плитам, вмонтированным в тротуар, узнать историю Эстонии, не подробно, но основные вехи, эдакая «лента времени». Можно даже узнать, что будет в будущем — последняя плита датирована 2418 годом. Туристов не очень много, мы гуляли и вовсе в одиночестве, если не считать редких прохожих. Если интересно, что там указано кроме будущего, зайдите сами…

5


Дальше дорога повела вверх, из Нижнего города в Вышгород, из кварталов, где жили купцы туда, где селилась знать. Правда, приходилось проявлять чудеса выдержки и дисциплины, игнорируя соблазны, выглядывающие из каждого переулка и заманивающие свернуть с дороги, махнув рукой на все наши планы. Уговаривая себя, что Ратушная площадь никуда от нас не денется, а попав туда, можно пропасть надолго, наш коллектив медленно, но верно двигался в сторону улицы Длинной ноги .

12

Вымощенные камнем стены улицы — это уже не крепость, а просто подпорные стены, укрепляющие грунт и предотвращающие его от оползания. Но время и дожди сделали свое дело и смотрится все симпатично и очень древне, особенно хороша была трава, прибивающая себе дорогу к свету сквозь замшелые камни. Художников со своими творениями в этот день практически не было, хотя я вынашивала план купить себе виды Старого города…

6

4


Собор Александра Невского , к которому нас вывела улица Длинной ноги, был построен в начале 20 века, в благодарность за спасение Александра Третьего и его семьи во время катастрофы в Борках. Собор красивый, его купола возвышаются над Вышгородом и заметны с разных точек. Но внутри творилось что-то ужасное — таких спрессованных толп туристов я давненько не встречала, к тому же категорический запрет на фотосъемку не оставил на память ни единого кадра. За вход надо заплатить, но увидев толпу, нам резко расхотелось заходить и смотреть. Как-нибудь в другой раз…

9

Надо сказать, что к собору мы попали в самое «пиковое» время, когда выпустили всех туристов с кораблей (четыре лайнера на один Старый город это очень и очень много!), подтянулись те, кто приехал на паромах и те, кто добрался на самолетах или автобусах. Не то, что фотографировать, протиснуться было невозможно! Группы с гидами, свободно гуляющие туристы, тьма китайских товарищей, умеющих создавать хаос, как никто другой, вопли на всех языках сразу — не удивительно, что внутри собора творился такой ажиотаж. И я поняла, что вся прелесть Старого города откроется тем, кто не поленится встать рано утром и погулять по полусонным улицам, где еще бродят недосмотренные сны. Или выйти поздно вечером на отполированную дождем брусчатку и гулять вместе со сказками, прогоняя тишину неосторожными шагами и догоняя робкие тени, убегающие в темные переулки. А днем… Нет, днем сказки прячутся, и я их очень понимаю!

6

От всей этой кутерьмы мы сбежали на смотровую площадку холма Тоомпеа , где (удивительное дело) почти не было туристов. Очевидно, виды на обычный город никого не вдохновили и мы полюбовались в одиночестве, нарушаемом лишь ветром и чайками.

2


5

Что-то я совсем забыла про легенды, засмотревшись на красивые улочки и залюбовавшись домами. А между тем, Домский собор очень даже располагает ко всяким преданьям старины. Могильная плита у порога, через который перешагивают все входящие в собор, положена на место, где покоится местный Дон Жуан. Вроде бы велел он похоронить себя именно в этом месте, чтобы каждый входящий наступал на плиту и тем самым помогал очищению от великого множества грехов, совершенных им при жизни. Но есть и другая версия — перешагивающие через порог дамы позволяли усопшему любоваться запретным даже после его смерти. Вот только бедняга никак не мог предвидеть, что современные дамы предпочитают носить джинсы, сквозь которые ничегошеньки не разглядишь, а не пышные соблазнительные юбки, дающие простор воображению умершего соблазнителя.

Ну и из серьезного — в соборе покоится прах И. Ф. Крузенштерна, первого русского кругосветного мореплавателя, известного даже детям «человека и парохода».

Попасть в Домский собор оказалось еще сложнее — очередь на входе, сплошь сформированная из китайских групп, наглухо блокировала надежду увидеть место, где покоится Крузенштерн и показать Дон Жуану свои джинсы с самого пикантного ракурса…

Смотровая площадка Паткуля, на которую мы отправились, обойдя Домский собор, оказалась чуть оживленнее, а виды с нее чуть красивее. Тут мы задержались подольше, любуясь городом с высоты и позируя друг другу на фоне крыш и переменчивого неба. Почему туристов было так мало — для меня большая загадка, но факт остается фактом.

20


Третья смотровая площадка — Кохтуотса , повергла меня в уныние и печаль. Пробиваться к парапету пришлось с боями, протискиваться через плотные ряды китайцев пришлось наплевав на все правила приличия, а возможность сделать кадр приходилось долго ждать в надежде, что вздернутые вверх планшеты и телефоны когда-нибудь да опустят. Фотография жуткого столпотворения будет мне всегда напоминать, как плохо оказаться в одном месте с организованными группами туристов с четырех круизных кораблей одновременно.

12


Вид с площадки стал утешением, позволившим мгновенно забыть хаос, царящий за спиной и насладиться красотой, открывающейся с высоты. Черепичные крыши, высокие башни, петлящие улицы, малюсенькие люди, гуляющие где-то там, внизу и бесконечное небо, словно рамка, обрамляющая совершенную по красоте картину…

13


Назад пришлось пробиваться опять с боем, чертыхаясь и ругая все круизы сразу.

Выйдя по совершенно очаровательным и милейшим улицам снова к собору Александра Невского, мы свернули в Сад Датского короля , весьма богатый на достопримечательности, да и на легенды, что уж тут скрывать.

2


Тихий и уютный, несмотря на популярность у туристов уголок Старого города, прячется за крепостной стеной и охраняется тремя высокими башнями — Конюшенной, Девичьей и Кик-ин-де-Кек. Сад — название преувеличенное: несколько старых деревьев, обещающих глубокую тень над скамейками, где всегда полно желающих дать ногам отдых, небольшая клумба с датским флагом из искусно высаженных цветов, да фигуры друидов, расставленные там и сям. Ах да! Еще вид сверху на крыши, дома и улицы, проигрывающий виду с площадки Кохтуотса, но тоже не лишенный своеобразной прелести.

4


Самое красивое в саду — это легенда. Датский король Вольдемар решил напасть на город, завладеть им и утвердить свое владычество на землях эстов. Поначалу все пошло гладко — побежденные эсты признали силу войска Вольдемара, принесли королю причитающиеся по протоколу дары и даже устроили пир в честь победителей, усыпив бдительность короля и его войска. А потом вероломно напали, тесня датчан. Победа вот-вот должна была обернуться поражением, и Вольдемар упал на колени, вознеся мольбы к равнодушным небесам, уговаривая всевышнего помочь победить взбунтовавшихся эстов. И случилось чудо! С разверзшихся небес в руки короля упал флаг с изображением белого креста на красном поле. Понятно, что после такого Вольдемар воспрял духом и победил снова, а флаг с той поры стал официальным флагом Дании, как символ надежды и победы даже в самой катастрофической ситуации. Датчане считают, что их флаг самый древний в мире и каждый год 15 сентября отмечают праздник Даннеброг.

Говорят, что если попросить в этом саду то, что вы давно и безуспешно пытаетесь получить или добиться от жизни, ваши слова будут услышаны и переданы лично создателю, после чего все несокрушимые преграды рухнут, а вы обретете долгожданную мечту…

Башни в этом саду тоже примечательные. Девичья (та, что со стеклами) служила узилищем для дам очень легкого поведения (а в каком портовом городе их нет — где моряк, там и шлюпки), Кик-ин-де-Кек — позволяла заглядывать в окна кухонь, но не для утоления праздного любопытства, а чтобы замечать, кто уклоняется от налогов.

12


Сад Датского короля, каким бы уютным и тихим он не был, нам пришлось покинуть, потому что дальше было еще интереснее. Улица Короткой ноги , забитая туристами под завязку, а потому не такая симпатичная, какой могла бы быть, приди мы сюда тихим вечером, вывела к церкви Святого Николая .

8

Церковь эта, несмотря на свою древность, была полностью разрушена во время второй мировой войны и после долго реставрировалась, то сгорая, то снова восставая из пепла. Говорят, что в Нигулисте двести лет хранилось нетленным тело мота, шулера и просто неудачника, генералиссимуса герцога де Круа. Многочисленные кредиторы, так и не дождавшиеся возвращения долгов, запретили предавать его тело земле до тех пор, пока не будут выплачены все долги. Чем закончилась эта история, мне так и не удалось выяснить…

2

Вернувшись в Нижний город, мы отправились в сторону Ратушной площади, по пути притормозив у Кошачьего колодца . Раньше тут и правда был колодец (в это охотно верю), в котором жил то ли водяной, то ли русалка (тут уже сомневаюсь), требующие от жителей города регулярной дани. Смекалистые горожане, чтобы не гневить того, кто живет в колодце, бросали вниз кошек, решив, что они вполне потянут на звание дани (в это я совсем не верю — котеек жалко!). Сейчас колодец у туристов не сильно популярен, хотя смотрится очень даже средневеково, если не думать о загубленных кошках…

2

От колодца рукой подать до Ратуши, если правда, не заглядываться по сторонам и не любоваться симпатичными улочками, которых здесь еще больше. Может у вас это и получится, а я застряла надолго, разглядывая вывески, окошки, двери, козырьки крыш и прижавшиеся друг к другу стены аккуратных домиков — нет, ну красиво же, жалко просто пробежать, ничего не замечая вокруг…

Ратушная площадь красивое место, украшенное Ратушей, лучше всего сохранившейся во всей Северной Европе (поверила на слово). Знаменитый Старый Томас украшает верхушку башни и разглядеть его можно даже с высоты смотровых площадок, если фотоаппарат позволяет, конечно. Про Старого Томаса есть длинная легенда, объясняющая и любовь к нему жителей Таллина и то, почему он появился на верхушке башни. Но ее я, пожалуй, пропущу — сокращать не хочется, а длинная утомит тех, кто дочитает до этого места.

9


Мы угодили в самый разгар какой-то ярмарки, продававшей всякую всячину и обязательные для каждого туриста сувениры. Продавцы охотно переходили на русский, обещали скидки и приглашали на рождественскую ярмарку, обещая, что будет еще интереснее, хотя куда уж интереснее, не хватало только елки, остального было в избытке.

Из-за этой ярмарки мы так и не нашли нулевой километр Таллина, спрятанный под одной из палаток. Если встать на этот камень, можно увидеть сразу пять шпилей — Ратушу, церковь Святого Николая, Домский собор, церковь Святого Духа и церковь Святого Олафа. Не повезло нам, хоть возвращайся еще раз!

5


На площади можно провести очень много времени, любуясь Ратушей (а она того стоит!), домами, расположенными вокруг, да и ярмарка тоже потребует внимания — я накупила кучу подарков всем-всем-всем. Но самое-самое на площади (хотя это и не бесспорное утверждение) — это старейшая в Европе аптека, работающая почти 600 лет.

3


Найти ее просто — на углу Ратушной площади, где толпятся группы туристов с гидами, мимо не пройдешь. Раньше в аптеке продавали лекарства, действующие безотказно, а иногда и мгновенно — притирки из щучьих глаз или вытяжка из змеиной кожи, порошки из хвостов летучих мышей или рога единорогов, микстура из лягушачьих лапок или свежевыжатого сока мумии, «живая вода», именуемая в просторечье водкой и прочее, прочее, прочее, включая марципаны. Сейчас лекарства стали проще и вся та фармакология, что продается в любой аптеке мира, выставлена и на этих древних прилавках.

УВЕРЕНЫ, ЧТО ЗНАЕТЕ О ТАЛЛИНЕ ВСЕ?
Не раз бывали на Ратушной площади и все кафешки "родные и знакомые"?
A знаете ли вы, что находится под Ратушной площадью?

МЫ ВАС ОБЯЗАТЕЛЬНО УДИВИМ!

«Легенды Таллина» - один из тех проектов, которые принято называть уникальными, чудесами света, гордостью города и страны.

Эта экспозиция спрятана в запутанных лабиринтах глубоко под землей прямо у ратушной площадью. Лабиринт состоит из 10 интерактивных комнат, насыщенных историей, преданиями и жизнью Старого Города Бароны и русалки, невинные девушки и могучие рыцари, жестокие судьи и жалкие люди - всех ждет страх или гибель!

Вы спускаетесь глубоко в подземелье, и начинается Ваше 40-минутное путешествие или, можно сказать, непростое испытание через века истории, Профессиональные актеры, механические куклы-роботы и фантастические видеопроекции будут сопровождать Вас из комнаты в комнату и представят «вживую» 9 самых жутких и пронзительных легенд старого Таллина.

В лабиринтах «Легенд Таллина» Вы:
- вознесетесь на лифте на шпиль древней церкви,
- услышите голос дьявола и песню русалки,
- переживете нашествие врагов и чумы,
- почувствуете ужасы инквизиции и войны
- узнаете о забытых открытиях.

«Легенды Таллина» располагаются в самом центре Таллина у Ратушной площади по адресу: ул. Кулласепа д.7

Режим работы:
ПН-ВС с 11:00 до 19:00.

Продолжительность программы:
40 минут

Стоимость посещения:
- полный билет (взрослые) - 13 EUR с человека
- льготный билет (дети до 18 лет, студенты, пенсионеры) - 10 EUR с человека
- семейный билет (2 взрослых+1 ребенок) - 30 EUR

Как и у любого старого города, у Таллина есть своя порция историй о привидениях и призраках.

Люди в этом городе научились с ними жить, и любят рассказывать о них сказки. Но, на самом деле, стоит дважды подумать, стоит ли оставаться в определенных зданиях Таллина на ночлег.

Здесь представлены лучшие места с призраками, которые (не) стоит избегать в Таллине. Развлечения на любой вкус!

#1 Окно дьявола по адресу: Rataskaevu 16

Давайте начнем с самых известных, страшная история в Старом городе — фальшивое окно по адресу Rataskaevu 16.

Когда-то давно тогдашний хозяин дома переживал не лучшие времена, дела шли плохо. Так продолжалось, пока к нему не пришел незнакомец с предложением: разрешить пожить в левой верхней комнате дома взамен на мешок с золотом. Владелец был более, чем счастлив и обещал полную конфиденциальность. Никто из гостей ни поднимался по лестнице! Никого не интересовала маленькая съемная комната. Она была настолько мала, что никто не понимал, как там можно жить.

Дела у владельца начали налаживаться, ему стало любопытно, и он подкрался, чтобы посмотреть, что происходит в той комнате. Когда он посмотрел в замочную скважину, он увидел, что в комнате в самом разгаре проходит свадьба. Он с перепугу поседел, потому что все на вечеринке были с копытами и рогами на головах. А красиво одетую невесту сопровождал никто иной, как дьявол.

Хозяин побежал вниз по лестнице, и прятался целую ночь. Когда наступило утро и пропели петухи, тогда весь отряд бросился из дому и растворился в утреннем тумане. К полудню владелец осмелился подняться в комнату, где он нашел мешок с золотом. Но, как только он прикоснулся к нему, золото превратилось в навоз. Хозяин остался без денег. С тех пор считается, что дьявол проникает в эту комнату через окно, хоть хозяева и замуровали его.

#2 Здание церкви Святого Олафа

Святой Олаф — красивая церковь, возвышающаяся в старом городе Таллина. По традиции оно считается самым высоким зданием на панораме. Сегодня высота церкви Санкт-Олафа составляет 123,7 метра, но она должна была быть гораздо выше!

В 16 веке, во время одного из периодов восстановления церкви, шпиль должен был стать 159 м. Но строители не знали, как правильно это сделать. Работа была опасной и стоила уйму денег из бюджета города. Во всех договорах было прописано, что деньги будут выплачиваться только тогда, когда башня будет закончена. Строители приняли вызов! Но, о несчастье, сначала один, потом второй, третий, и, в итоге все семь главных строителей упали с башни и разбились насмерть. Внезапно никто не захотел заканчивать строительство церкви. Она была проклята!

Пришел мужчина, который назвался Олаф, он пообещал достроить башню. Все, что он попросил – это тысячу золотых монет. Это были все деньги города. Правители города были вынуждены согласиться на сделку, и Олаф начал строить. Он сделал всю самую опасную работу сам, и построил шпиль настолько высоко, насколько было прописано в договоре. Не хватало только одного – Золотого петушка на верхней части башни. Олаф на глазах толпы поднялся на вершину башни.

Как только был забит последний гвоздь, Олаф поскользнулся и упал с башни. Он приземлился среди людей, и все увидели, что у него изо рта выползли змея и жаба. Все назвали это промыслом дьявола! Действительно, башня Св. Олафа — это достаточно печальное здание. В него много раз попадала молния, и верхушка башни обгорела до 123,7 метров.

#3 Ужас Устойчивой башни

Многие башни в городской стене время от времени служили тюремными башнями. Одна такая башня — это башня напротив Ревельской крепости. В ней, в заключении, томился молодой человек, осужденный за любовные злоключения (он обманул девушку из-за приданого!). Его семья щедро заплатила, чтобы пребывание молодого человека в башне было максимально комфортным. У него была хорошая еда и вино, теплая постель и даже развлечения. Но он умолял, чтобы его перевели в любую другую башню.

Чтобы успокоить молодого человека, его отец послал слугу, который должен был составить ему компанию на ночь. Слуга с криками сбежал. Тогда мать молодого человека пришла, чтобы посмотреть, что происходит. Когда она пыталась остаться на ночь, она упала в обморок от страха. После этого отец потратил много золота, чтобы его сын переехал в другую тюрьму, подальше от вызывавшей неописуемый ужас башни.

#4 Черный Барон на Пикк-Ялг 14

В этом скромном доме живет Черный Барон. Как правило, его никто не видит, видны только свечи, которые он носит с собой во время прогулок по номерам. В этом доме самостоятельно отпираются двери и постоянно пропадают вещи. Хоть Барон вовсе и не дворянин, он золотарь. Великий мастер-ювелир, он продавал свои украшения, как в верхний, так и в нижний город. Но он также практиковал черную магию и, в итоге, был проклят. Люди, которые носили его украшения, вскоре умирали. Золотарь так и не нашел покоя, будучи проклят вместе со своими работами. Излишне говорить, что не следует оставляться у себя украшения, найденные валяющимися в этом доме.

#5 Дамы по адресу Toomkooli 13

Этот дом преследуют два призрака: Серая Дама и Черная Леди. Считается, что они обе – эстонки, и их обеих угораздило привлечь внимание мужчин семьи Фон Юукюл. Серая Леди была горничной в доме, и она была прекрасна. Она привлекла внимание хозяина дома и была вынуждена стать его любовницей. Но вскоре она ему надоела, и он убил ее. Он замуровал ее в стене в подвале, но она на тот момент она была еще жива. Теперь она появляется в сером платье и с длинными ободранными ногтями, как будто она пыталась оттуда выбраться. Она пытается задушить спящих мужчин и маниакально смеется.

Черная дама была девушкой из деревни. Она влюбилась в сына господина, а он в нее. Они собирались пожениться, но для этого ей пришлось познакомиться с семьей. Молодой человек привез ее в Таллин, и его семья была очень расстроена его выбором. Но пару было не переубедить. Подготовка к свадьбе шла полным ходом. Казалось, все было хорошо, пока однажды утром невеста не пропала. Жених везде ее искал, но следа так и не было. Единственное, что было известно, что она не покидала пределы дома. Его отец убил ее и похоронил в подвале. Сейчас она ходит в черном, ищет своего любовника, который так и не стал ей мужем.

#6 Монах в Башне Хромого

Башня Хромого и окружающие ее дома считаются обителью духов. Люди часто становились свидетелями огромных кровавых ликов на стенах. Они видели корабли в натуральную величину, плывущие по домам, и чаще всего видели темного монаха, иногда окровавленного, а иногда он просто молился на светящийся крест на стене. Монах может быть довольно жестоким, если он хочет. Он прячет вещи, и создает иллюзию живого человека. Художник, живший здесь в 1970-х годах сказал, что монах приходит по ночам, и даже может пнуть человека в бок.

Вероятно, имя призрака Юстиниус, и он вовсе не монах. Он был послушником, и был убит в 1233 году, прежде чем успел покаяться в своих грехах. И грехов у него было много, потому что, прежде, чем стать человеком Божьим, Юстиниус был учеником палача. Эту работу большинство уважали и боялись в средневековом обществе.

#7 Кровь в Пагари 1

В этом доме есть очень хорошие квартиры, но часто возникают проблемы с поиском покупателя. Причина достаточно очевидна. Ранее здесь располагалась штаб-квартира КГБ в Таллине. Сколько людей было замучено в подвалах и сколько было расстреляно во дворе во время войны? Вероятно, это не станет известно никогда, но мы знаем, что тысячи дорог в сибирские лагеря начались именно здесь. В советское время ходила шутка: «почему дверная ручка стерта снаружи, а не с внутренней стороны? Потому что, многие входят, но немногие выходят».

По адресу Пагари 1 расположился дом, у которого был лучший вид на город, если не на всю страну. С окон в подвале до сих пор можно увидеть Сибирь. А значит, неудивительно, что это место многим не дает покоя, и что надо иметь довольно холодное сердце, чтобы проживать по этому адресу.

#8 Рыцарь на белом коне

Не все призраки привязаны к одному месту. Этот рыцарь в сияющих доспехах скачет где-то между районом Lasnamägi и морем. Вежливый рыцарь на белоснежном коне останавливает прохожих. Он предлагает им шкуры.

Позади седла у него куча шкур и они ужасно пахнут. Большинство людей прямо не интересуются, но если кто-нибудь спросит, что это, то рыцарь отвечает, что это человеческая кожа. Он снял их с поверженных врагов во время войны. Он весь состоит из них: его одежда, сапоги и седла. Услышав это, люди убегают, но однажды нашелся человек, который спросил цену. Рыцарь сказал, что хочет только мира и часть кожи со спины. Человек, решивший купить их, был счастлив услышать это; он взял лошадь, кожи и повел всех прямиком в ад.

Это был сам дьявол. Он указал на группу ожидающих людей и сказал, что они были врагами рыцаря. Так, большинство ночей этот рыцарь ужасно страдает в аду, но, кроме этого, каждый день к нему приходит дьявол, чтобы срезать кусок кожи. Но, если рыцарю удастся кому-то продать шкуры, тогда этот человек хотя бы на одну ночь занимает место рыцаря в аду.

24 выбрали

Все самое приятное происходит с нами совершенно неожиданно… Вот и в этот раз, когда судьба случайно предоставила мне возможность провести выходные в столице Эстонии – Таллине, я даже не представляла, насколько увлекательным и запоминающимся будет это маленькое путешествие.

На мой взгляд, страны Прибалтики, в том числе и Эстония, незаслуженно обделены вниманием российских туристов. Происходит это в силу довольно непростых отношений между нашими государствами или по каким-то другим причинам, но факт остается фактом. Сегодня чаще всего наши соотечественники стремятся провести отпуск в далеких экзотических странах, а меж тем совсем рядом, в каких-то трехстах пятидесяти километрах, например, от Санкт-Петербурга можно с головой окунуться в атмосферу средневекового города с его архитектурой и неповторимым духом старины, который многие другие города уже давно утратили. Ведь не просто так в 1997 году Старый город Таллина был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. И сегодня я хочу вместе с вами прогуляться по этому удивительному городу и рассказать о наиболее запомнившихся мне легендах Старого Таллина…

Начнем наше путешествие с Ратушной Площади. Постарайтесь посчитать, сколько церквей вы сможете увидеть с центра площади, а потом немного передохните. Манящий запах приведет вас прямо ко входу в Ратушу, где практически в любой день можно полакомиться ароматным супом из лося. Вряд ли вы ежедневно готовите такой суп дома, не правда ли..?

Для сладкоежек неподалеку с радушием распахнул свои двери музей марципана. Насладитесь атмосферой старины, выпейте горячий кофе со сладостями, которые здесь представлены в огромном количестве и непременно прихватите с собой немного марципана в качестве сувенира, чтобы потом, сидя за чашечкой кофе уже в своей уютной гостиной, снова окунуться в эту самую атмосферу.

Немного подкрепившись и набравшись сил, мы можем начать свое путешествие сквозь века. А нашим проводником в таинственный мир истории и легенд будет Красный монах, живущий в самом сердце Старого Таллина уже так много лет, что и сам не помнит, сколько…

Легенда первая...

Черт справляет свадьбу.

"На улице Ратаскаэву (Колесного колодца) жил некий легкомысленный домовладелец, который промотал все свое состояние. Однажды ночью, потеряв надежду поправить свои дела, он решил покончить с собой. В эту роковую минуту в дом к нему постучался неизвестный и попросил позволения устроить следующей ночью на верхнем этаже его дома свадебный пир. Незнакомец, посулил за это несчастному хозяину несметные богатства, но при одном условии - никто не должен подслушивать и подсматривать, иначе того постигнет смерть. Домовладелец принял предложение.

Вечером следующего дня к подъезду дома на Ратаскаэву начали съезжаться роскошные кареты, в окнах верхнего этажа зажглись яркие огни, заскрипела лестница, будто по ней поднималось огромное число людей. Из верхней залы доносились звуки чудесной музыки, весь дом ходил ходуном - казалось, плясали тысячи гостей.

Но едва колокола на городских башнях пробили час ночи, как погасли огни на верхнем этаже, и все стихло. Наваждение исчезло. Домовладелец же, еще накануне весь в долгах и думавший покинуть сей бренный мир, сказочно разбогател за ночь и стал кутить пуще прежнего. Правда, внезапно умер его слуга, который успел признаться перед смертью священнику, что был тайным свидетелем свадьбы черта в доме своего хозяина."

Красный монах рассказал, что с того самого дня дверь и окно комнаты, в которой черт справлял свадьбу, замурованы, и жильцы дома постарались забыть о самом ее существовании. А вместо окна, чтобы не возникало лишних вопросов у любопытных туристов, теперь другое – нарисованное.

Левое окно на верхнем этаже - нарисованное

Прямо напротив несуществующего окна, на этой же улице, расположен единственный в мире памятник колодцу. На месте памятника действительно когда-то был колодец, причем очень древний, упомянутый впервые в середине XIV столетия. По словам Красного монаха, на дне колодца живет злобный Водяной, который ждет удобного момента, чтобы выбраться наружу и затопить весь город. Именно по этой причине, как уверяет наш проводник, колодец и заколочен…

Легенда вторая...

Приключение мумии герцога.

"В первой половине девятнадцатого столетия в церкви св. Николая (Нигулисте) был выставлен удивительный экспонат. В одной из часовен на катафалке стоял гроб со стеклянной крышкой, а в нем - мумия, одетая в черный бархатный камзол с белоснежными кружевами, ноги обтянуты шелковыми чулками, на голове - завитой парик…

Чья же была эта мумия? Герцог Карл Евгений де Круа родился в Нидерландах, и в его жилах текла королевская кровь. Он служил сперва в датской армии, потом в австрийских войсках, а затем в Польше. Когда началась Северная война, де Круа перешел на службу в русскую армию. Петр I произвел его в генерал-фельдмаршалы и назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Проиграв битву, герцог попал в плен и был привезен шведами в Таллин. Здесь его освободили под честное слово. Де Круа быстро освоился в Таллинне, завел обширный круг знакомств среди местной знати и богатых купцов. Перед ним открылись не только двери, но и кошельки таллинцев, а жить в долг герцог был истинный мастер. Он много пил, играл в кости, долги его росли и росли. Все шло великолепно.

И вдруг - как гром среди ясного неба - новость: герцог приказал долго жить. Огорченные заимодавцы собрались на совещание. Кто-то вспомнил, что согласно Любекскому праву ганзейских городов таллинцы могут запретить похороны должника, пока не получат свои денежки сполна. Совещание постановило не отдавать городским властям тело мертвого герцога - единственный залог его больших долгов. Власти же проявили неожиданную уступчивость, боясь, видимо, крупных расходов на похороны, подобающие титулу герцога. Договорившись с ними, заимодавцы положили свой "залог" в гроб и отнесли в подвал церкви св. Николая на хранение. Было это в 1702 году.

Мумию герцога нашли… через сто двадцать лет, да и то случайно. В народе считали, что тело герцога сохранилось благодаря крепким напиткам, которые покойный весьма ценил. Ученые мужья объясняли мумификацию тем, что скрепляющий кладку фундамента раствор содержал каменную соль. Так мумия герцога де Круа превратилась в достопримечательность церкви Нигулисте, соперничавшую со знаменитой алтарной картиной "Пляска смерти" Бернта Нотке".

В середине позапрошлого века власти Таллина распорядились прекратить показ мумии, но похоронили герцога лишь в 1897 году. Так и закончились приключения мумии герцога, лишь спустя двести лет после его смерти. Но за эти два столетия, по словам Красного монаха, музей при церкви посетило такое количество народу, что можно с уверенностью сказать – герцог успел сполна вернуть все свои долги…

Легенда третья...

Понтус, торговец кожей.

"Давным-давно лунными ночами на Ласнамяги люди видели всадника в железных латах на белом коне. Он предлагал прохожим купить дубленые кожи. Но желающих приобрести товар не находилось - покупателей отпугивал отвратительный запах кожи.

Однажды повстречался всаднику старичок с козлиной бородкой и спросил:

Какую цену ты, братец, просишь за свою дубленую кожу?

Всадник ему в ответ:

Хочу лишь спокойно уснуть в сырой земле.

Старичок просил рыцаря рассказать, кто же его заставляет бродить по ночам и не дает уснуть вечным сном. Вот что поведал ему всадник:

Был я когда-то знаменитым полководцем, и звали меня Понтусом. Я велел сдирать кожу с мертвых солдат, отдавал ее дубильщику, а потом заказывал из этой кожи сапоги, кафтан и штаны, седло, ремни и уздечки. Все, что сейчас на мне, сделано из человеческой кожи. После моей смерти осталось много дубленой кожи. Когда я прибыл на тот свет и хотел войти в ворота, страж задержал меня: "Велено пустить тебя только после того, как ты продашь всю оставшуюся кожу. Будешь выходить из могилы по ночам и ездить около дорог на Ласнамяги от полуночи до первых петухов, пока не найдешь покупателя". Вот так уже в течение двух поколений я предлагаю дубленую кожу, но покупателей все нет.

Я не побрезгую твоим товаром, - сказал старичок. - Если ты просишь только освободиться от ночных бдений, то цена мне подходит, по рукам. Сойди с коня и следуй за мной.

Понтус обрадовался покупателю, взял свои кожи и зашагал за старичком. Тот же привел его прямо в преисподнюю. У подземных врат старичок принял свой подлинный облик – превратился в черта с рогами и хвостом..."

Так что, как предупреждает Красный монах, если ночью на улицах Таллина кто-то предложит вам купить дубленую кожу, будьте осторожны…

И если прогуливаясь по Старому городу вы вдруг немного замерзли или вас охватил озноб от историй, рассказанных монахом, советую вам согреться чашечкой ароматного, горячего глинтвейна, продающегося прямо на улицах, а заодно и полюбоваться живописными, яркими крышами Нижнего города с одной из смотровых площадок, расположенных в Вышгороде. Полной грудью вдохните свежий морозный воздух и почувствуйте дух мистицизма, парящий над этим прекрасным городом!

Вот и настало время поблагодарить Красного монаха и проститься с ним, чтобы теперь уже кто-то другой вместо вас мог с таким же неподдельным интересом гулять с ним по Старому городу и слушать его неспешный, таинственный рассказ…

Алена Куба , специально для Etoya.ru

Источник легенд: И. Гольдман, П. Калдоя - "Таллинн в легендах", Периодика 1985г.